Почти пять лет прошло с большого масляного расследования Onlíner. Специалисты говорят, что сегодня контрафакт практически исчез с полок магазинов. Но речь лишь про масло, другие автотовары сомнительного качества все еще можно встретить. В этот раз мы хотим начать разговор про запчасти. Легко ли нарваться на подделку после того, как многие бренды ушли с нашего рынка? Не хлынули ли такие детали вместе с волной китайских и российских аналогов? И сможет ли простой автолюбитель понять, что ему пытаются подсунуть в магазине? Обсуждаем эти вопросы с экспертами на реальных примерах.
— Какой вообще шанс нарваться в Беларуси на подделку? — с этого вопроса начинаем разговор со специалистами компании «Армтек».
— Смотря где приобретать запчасть. Если у крупных поставщиков, которые напрямую возят запчасти, например, из Европы, то шансы купить подделку невелики, — считает Дмитрий Мороз, специалист по продажам.
— Если заказывать через неизвестные онлайн-магазины, покупать на барахолках с рук — шансы купить подделку возрастают в разы. Да, физлица могут продавать то, что им не нужно, но это будет один, может два экземпляра. А для кого-то это целый бизнес: сейчас из России можно привезти что угодно. И тогда у продавца будет не единичный экземпляр запчасти в продаже, а штук сто.
Отдельная тема — российские маркетплейсы. Чуть ли не половина товаров в этом сегменте может оказаться подделкой.
— Какие запчасти/расходники подделывают чаще всего?
— Точной статистики, очевидно, нет. На мой взгляд, это масла, фильтры. И все, что быстро и легко продается. Особенно это касается запчастей для новых машин, для которых на нашем (и не только) рынке нет качественных аналогов оригинальных комплектующих. Тогда везут просто подделку оригинала.
— Лампочки Philips любят подделывать, а еще продукцию Bosch. Больше всего случаев с элементами топливной системы: форсунки, насосы, распылители, — добавляет Александр Богатко, ведущий инженер отдела техконтроля. — Очень часто изготовители контрафакта прокалываются на цвете упаковки, шрифтах. Выдать «фейк» может и размер товара. Но это не всегда так. Оригинальный производитель может просто поменять поставщика упаковки, и тогда эти признаки не будут «симптомом». Единственное, что помогает выявлять контрафакт, — опыт и взаимодействие с производителями.
Как часто мы сталкиваемся с подделками? Раз в месяц нашим специалистам что-нибудь да попадает в руки.
— Ощутили ли вы бум контрафакта после 2022 года, когда мировые бренды ушли с белорусского рынка?
— Лично я не заметил. А вот у восточных соседей ситуация другая, — считает Дмитрий.
— Мы не первый раз упоминаем в разговоре Россию. Оттуда лучше вообще ничего не заказывать?
— Смотря у кого. Лучше, опять же, заказывать через крупных проверенных поставщиков, у которых есть хоть какой-то контроль. Тогда за вас отсеят сомнительных продавцов.
— Китай — родина контрафакта?
— Необязательно. Подделка может приехать из Индии, Турции и не только.
— Что честный продавец обычно делает с контрафактом?
— В нашем случае весь контрафакт идет на утилизацию, — рассказывает Александр Дубинин, руководитель отдела продуктовых направлений компании «Армтек». — Белорусскому поставщику мы еще можем вернуть товар, который посчитали поддельным. Российскому — нет. Во-первых, слишком высоки будут транспортные расходы, а во-вторых, мы не можем быть уверенными в том, что запчасть не вернется на полки какого-нибудь другого магазина.
— Как часто покупатели, приобретая деталь, пытаются определить ее оригинальность? Распаковывают запчасть, гуглят лайфхаки и сравнивают товар с картинками из интернета?
— Такое происходит нередко. Многие и вовсе берут с собой старые запчасти, снятые с машины. Наши менеджеры не против таких проверок: выдадут и штангенциркуль, и другие инструменты по возможности.
А теперь — к практике. Эксперты на встречу с журналистами принесли две пары запчастей в коробках с надписью Sachs: оригинал и подделку. Сможете угадать, где фирменная запчасть, а где «фейк»?
На первом фото — комплекты сцеплений для грузовика.
На втором снимке — выжимной подшипник.
Готовы? Начнем со сцепления.
Оригинал — слева. И нет, дело не только в мятой коробке.
Вот по каким признакам, не открывая коробку, Дмитрий смог определить контрафакт:
А что насчет выжимного подшипника? Оригинал — слева. В этот раз все просто: у оригинала есть брендированная голограмма. У подделки ее нет.
Поскольку в нашем случае перед глазами есть оригинал, играть в детектива гораздо проще. На этикетке фирменного подшипника, например, заметна печать цифры 0 с диагональной чертой внутри (под штрихкодом). У подделки черты нет.
Но вряд ли у обычного покупателя будет возможность, стоя на кассе, сравнить запчасть со стопроцентным оригиналом. Поэтому переходим к самому важному вопросу: может ли простой автолюбитель визуально как-то определить, что перед ним контрафакт? Ответ Александра краткий:
— Нет, никак. Общих правил не существует. Каждый бренд, каждая деталь имеют свои собственные особенности. Если вы будете устанавливать запчасть на машину и она не подойдет — только тогда можно будет сделать предположение, что запчасть не фирменная.
Возвращаемся к сцеплению. В Беларусь поддельную запчасть поставил российский магазин, который, вполне возможно, уже сменил название. Открываем коробку. Упаковочная бумага внутри тоже визуально отличается, как и информационный вкладыш.
Эксперты отмечают: подделка сама по себе выполнена достаточно качественно. Хотя трудно предугадать, сколько она прослужит после установки (а стоила как оригинал).
— На металлическую деталь оригинала нанесена молотковая эмаль. На подделке вы такое, скорее всего, не увидите. Она просто отпескоструена, — говорит один из специалистов.
— На заклепках поддельного диска виден след от инструмента, — добавляет Александр. — На немецкой запчасти заклепка плоская, без загнутых кверху краев.
Переходим к подшипнику. Достаем детали из упаковки, смотрим на маркировку. На оригинале выбито время производства (станок это делает автоматически), да и в целом информации больше.
— На фирменной запчасти есть номер формы, — указывает Дмитрий. — Если в процессе производства обнаружится, что какой-то подшипник с изъяном, то по номеру можно отследить изношенную форму и исключить ее.
Важно помнить: иногда разные запчасти, выполненные для автомобилей разных рынков, отличаются визуально. В таком случае не стоит сразу ставить на товар клеймо «фейк».
Поддельная деталь вряд ли сломается сразу после установки или по-другому даст понять, что вы ошиблись. Вероятно, она прослужит столько же, сколько дешевый аналог. Но может статься, что придется вновь покупать запчасть и вновь платить мастеру за работу по замене.
И в этом заключается главная проблема контрафакта: вы платите много (то есть как за оригинал), а получаете качество не на свою цену.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by