Главная причина, по которой автолюбители устанавливают газобаллонное оборудование (ГБО), — экономия. Таксисты ведут свою бухгалтерию еще более скрупулезно. Поэтому, заехав в час пик на газовую заправку, вы обнаружите, что очередь в основном состоит из «шашечек». Как ГБО проявляет себя на машинах, нагрузка на которые очень велика (иногда до 500—550 км в сутки)? Вместе с «Белоруснефть» решили пообщаться с таксистами, которые перешли с бензина на газ, и заодно узнать принципиальные различия между пропан-бутаном и метаном.
Заплати за обслуживание машины (а иногда и аренду), для которой 10 000 км — это мелочь, отдай процент агрегатору или диспетчеру, через которого работаешь, ну и не забудь о получении всех необходимых «дозволов». Расходов у тех, кто связан со сферой такси, немало, поэтому автомобиль на бензине, а не на газе — скорее белая ворона в таксопарках.
Автогаз (ПБА) — 1,23 рубля.
АИ-92 — 2,28 рубля.
АИ-95 — 2,38 рубля.
ДТ — 2,38 рубля.
Максим Стригельский, директор ООО «Частный извозчик» (работает через службу 135), тоже перевел все машины автопарка на газ. У перевозчика 12 автомобилей («Поло» и «Рапиды» 2020—21-х годов) и почти 20 водителей. В сутки, признается наш собеседник, машины преодолевают около 500—550 км по столице и окрестностям.
— Этими моделями — Volkswagen Polo и Skoda Rapid — мы более чем довольны. Да, из-за повышенной нагрузки приходится часто менять расходники: ТО — примерно раз в полтора месяца. При этом глобальных «болячек» за автомобилями замечено не было.
Сейчас ездим на пропан-бутане, но был опыт и с метаном: с ним оказалось работать некомфортно, хотя он дешевле. Почему некомфортно? В Минске всего четыре заправки. И такое газовое оборудование требует больше внимания, лично по моему опыту.
Если автопарк пополняется машиной — сразу везем ее на установку ГБО. Брали в организацию «Джили», пробовали ездить на бензине — через неделю отказались от этой затеи, так как получилось слишком накладно.
Логика мне подсказывает, что любое вмешательство в заводскую конструкцию мотора сокращает его жизненный ресурс. Но экономия на топливе делает этот нюанс незначительным. Некоторые наши автомобили уже проехали по 400—450 тысяч километров на ГБО — пока что ни с какими проблемами у «ваговских» двигателей мы не сталкивались, — рассказывает руководитель.
Рассчитать, сколько успел сэкономить на топливе автопарк Максима после установки ГБО, несложно. Средний расход машин, уточняет наш собеседник, около 10 литров на 100 км. Итого с каждой сотни сэкономить получается примерно 10 рублей. Или около 40 000 рублей с машины за время ее эксплуатации. А их в автопарке 12… Итого «спасено» где-то 480 000 рублей. Что ж, можно уже присматриваться к новым премиальным «китайцам» в автопарк. Но подчеркиваем: расчеты грубые, мы не приняли во внимание расходы на установку баллона и его обслуживание (а время, которое тратится на посещение сервиса, — тоже деньги).
Переходите на автогаз ПБА Белорусского газоперерабатывающего завода РУП «Производственное объединение „Белоруснефть“» и получайте экономию в 2 раза на топливе, не теряя качества!
Установите газовое оборудование и получите дополнительную скидку 10% на автогаз в сети АЗС «Белоруснефть».
Рассчитать время окупаемости и сумму экономии можно на калькуляторе по ссылке.
На установке ГБО автопарк не экономит, поэтому работы производят, как говорит Максим, «на лучшей газовой СТО в городе». Баллоны какого производителя предпочитают? Наш собеседник признается, что даже не вникает: «Какой на сервисе советуют — такой и ставим».
— Я слышал о том, что машина на газе может терять мощность. Но лично я, успев поездить за рулем автомобиля с ГБО, с таким не сталкивался. Насколько знаю, многое зависит от настройки оборудования и обогащенности смеси.
Еще один страх у автолюбителей перед газом — якобы баллон может рвануть в случае аварии. Вместе с экспертом мы уже обсуждали, почему это не так.
— ДТП? Были. В автомобилях повреждалась как передняя, так и задняя часть. Но со стороны газового баллона никаких угроз в плане безопасности не было. Главное — вовремя его обслуживать.
Минчанин Александр больше 10 лет работает в такси. Сейчас через автопарк подключен к «Яндексу»: сотрудничество с агрегатором начал еще тогда, когда приложение только-только пришло в страну. Работает на своей машине, а значит, расходы на обслуживание и заправку лежат на его плечах.
— Попробовать себя в такси посоветовали друзья — и вот втянулся, — говорит Александр. — На протяжении пяти лет работал через свое ИП, но потом ушел в найм: слишком много бумажной волокиты. Успел поработать чуть ли не во всех минских службах.
Наш собеседник имел опыт езды и на пропан-бутане, и на метане.
— У метана главный минус, на мой взгляд, — малое количество заправок, их состояние и сервис. А еще большие очереди — по 30—40 минут. Заправок с пропан-бутаном гораздо больше, выглядят они получше: туалет как минимум не на улице и в меню много разных закусок. Со станциями, где устанавливают ГБО, такая же ситуация. Стоимость метанового оборудования — около $900 в пересчете, ПБО — от $400. Баллон с пропан-бутаном можно положить на место запаски, не перекрывая багажник. С метаном такое не проходит.
Говоря о нюансах эксплуатации, Александр упоминает, что машина с газовым оборудованием более требовательна к системе зажигания, нужно внимательнее подходить к замене свечей. Однако если следить за состоянием автомобиля и своевременно проводить диагностику, проблем возникнуть не должно.
Машина с газовым оборудованием 4-го поколения заводится за счет бензина, поэтому при 15—20 градусах мороза машина не переходит на газ, пока не прогреется. Об этом упоминает и Александр. А еще рекомендует заливать хотя бы треть бензобака и не передвигаться постоянно «на лампочке», повышая нагрузку на топливный насос.
— Как рассчитать расход? Пропан, по моим подсчетам, «ел» примерно на 15—20% больше, чем бензин, если оценивать в литрах. У Volkswagen Polo расход — 7,2—7,3 на бензине, 9 на газе (в то же время, по другим данным, в зависимости от оборудования (модели, поколения) и его настройки средний расход пропана на 100 км пробега превышает расход бензина на 10—15%. — Прим. Onlíner).
Считаем: чтобы проехать 100 км на бензине (при актуальных ценах), нужно 16,2 рубля, на газе — 11,07. Итого: 5,13 рубля экономии с каждой сотни.
Подведем итог? Ощутимая экономия — это то, зачем автолюбители переходят на газ. А если еще и пробеги немаленькие, как в случае с коммерческим транспортом, то выбор топлива очевиден. Главное, передать машину в руки надежных мастеров.
А какие же различия между пропаном и метаном? Напомним, первый — это сжиженный нефтяной газ (в баллоне находится под давлением в 10—15 атмосфер), второй — природный газ (давление в баллоне — 200—250 атмосфер).
Первый фактор — цена. Пропан продается на заправках по 1,23 рубля (цена может быть ниже в зависимости от скидок и акций в сетях АЗС), метан — по 1,06 рубля. Далее — стоимость оборудования: метановое почти в два раза дороже. Расход относительно бензина: у пропана он выше, чем у метана. Вместе с тем пропановый баллон весит всего 20—30 кг и помещается в нишу запасного колеса. Баллон с метаном весит от 60 кг и занимает почти весь багажник. Что касается запаса хода, то здесь снова выигрывает пропан: от 600 км (против 300 км на метане). И наконец, количество заправок: в распоряжении водителей с машинами на пропане более 300 АЗС по всей Беларуси, тогда как заправок с метаном только около 35.
Цена 1 литра газа пропан-бутана в сети АЗС «Белоруснефть» при условии участия в акциях (скидка 10% и скидка 5 копеек с каждого литра по карте «Заправка») — 1,06 рубля.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by