Спецпроект: лонг-тест

Холерик тратит больше? Проверили, как темперамент влияет на расход топлива

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка
39 467
20 июня 2024 в 8:00

Кому-то надо побыстрее, кому-то главное — спокойно до дома доехать. В общем, водители бывают разные, в том числе и по темпераменту, и по стилю вождения. А как это влияет на затраты на топливо? Решили проверить. Для эксперимента взяли наш новый редакционный Dongfeng Aeolus Shine GS.

Быстрее = дороже

Начнем с чистой скорости. Чем она выше, тем большее сопротивление воздуха приходится преодолевать, на что необходимо тратить дополнительную мощность двигателя. Поэтому чем быстрее едешь, тем выше расход топлива. Но каков порядок цифр?

Чтобы ответить на этот вопрос, три раза проедем по одному и тому же участку трассы со скоростью 90, 100 и 120 км/ч (по спидометру). Возьмем дистанцию в 25 км для снижения погрешности измерений. Чтобы исключить человеческий фактор, задействуем круиз-контроль, который будет поддерживать заданный темп в автоматическом режиме. А ориентироваться будем на показания среднего расхода топлива бортового компьютера, который не забудем обнулять в начале каждого проезда.

Эксперимент проводим на нашем редакционном автомобиле. Напомним, что наш Dongfeng Aeolus Shine в топовой комплектации оснащен 1,5-литровым двигателем DFM-Honda с непосредственным впрыском и турбонаддувом (190 л. с.) и 6-ступенчатой роботизированной коробкой передач.

Вы скажете, что цифры на экране бортового компьютера не всегда совпадают с реальным расходом, который можно измерить при заправке «под завязку». Да, но обычно погрешность не превышает 3—5%, а сейчас это вообще не принципиально, ведь нам интересна именно разница между показаниями одного и того же прибора при одних и тех же условиях движения, кроме одного — собственно скорости.

Начинаем с 90 км/ч. Как раз такое ограничение действует на большинстве загородных дорог Беларуси. Повторимся: едем по спидометру, хотя мобильное приложение в этот момент показывает 84—85 км/ч по GPS. Это предсказуемо: штатный прибор автомобиля всегда немного завышает показания скорости. Двигатель в этот момент работает с частотой 1600 об/мин, роботизированная коробка — на высшей, шестой передаче.

Сразу после обнуления бортового компьютера видим на экране прочерки, затем цифры среднего расхода колеблются в пределах 4,5—5,1 литра. Километраж еще небольшой, так что любое движение в или под гору сразу же сказывается на показаниях.

Но чем дальше, тем меньше становится разбежка, и через какое-то время получаем стабильный средний расход 4,7 литра.

Его фиксируем и на промежуточной отметке в 10 км, и на финише 25-километрового отрезка. Это как раз говорит о том, что меняющийся рельеф, направление или порывы ветра уже не оказывают серьезного влияния на показания бортового компьютера.

Поднимаем планку до 100 км/ч — как раз такую скорость многие водители на наших дорогах и держат с учетом ненаказуемой дельты по превышению. И хотя по спидометру наша сотня — это всего лишь 94 км/ч по GPS, в любом случае мы едем на 10 км/ч быстрее, чем в первый раз, и заставляем двигатель работать уже при 1800 об/мин.

И результат не заставляет себя ждать: практически сразу видим расход 5,3—5,6 литра, а на финише отрезка получаем итоговые 5,4 литра, что на добрых 15% больше предыдущего показателя.


Но мы специально выбрали трассу, на которой можно разгоняться до 120 км/ч. Как сильно вырастет расход на этой скорости? Тахометр показывает уже 2200 об/мин, а показания бортового компьютера колеблются в пределах 6,2—6,4 литра, но в конечном счете останавливаются на последней цифре.

— Подумаешь, лишний литр-полтора на сотню, — скажете вы. Но просто задумайтесь: разница в 30 км/ч между первым проездом и последним привела к увеличению топливного «аппетита» более чем на треть. Или давайте в денежном выражении: при таком раскладе на дистанции в 500 км придется оставить на заправке на 20 с лишним рублей больше.

Городской квест

Итак, если даже не включать человеческий фактор, а просто двигаться с устоявшейся скоростью, то чем больше будут цифры на спидометре, тем выше будет расход топлива. Но это на трассе.

В городе же мы ездим намного медленнее, влияние аэродинамики на расход топлива намного меньше, зато очень многое зависит от мастерства водителя. Ведь на дороге есть другие автомобили, плюс пешеходы на переходах, «лежачие полицейские», повороты, светофоры. При всем желании ехать размеренно в таких условиях сложно. А ведь есть еще индивидуальный стиль вождения: кто-то едет плавно, кто-то любит активно разгоняться и поздно тормозить. И как это все влияет на топливную экономичность?

Ответ даст второй этап наших испытаний. Все тот же редакционный автомобиль, один маршрут длиной почти в 30 км, проложенный по городским улицам с разной интенсивностью движения и скоростными режимами, середина рабочего дня, чтобы избежать утренних и вечерних часов пик. И три водителя с разным опытом и стилем вождения.

Попробуем экономно

Первым за руль сажусь я, поскольку отвечал за разработку маршрута. На самом деле все просто: я взял несколько магистральных улиц и проспектов и связал их через узкие улочки с ограничением скорости в 40 км/ч, «лежачими полицейскими» и многочисленными светофорами. Длина маршрута — без малого 30 км, чтобы снизить фактор случайности. Мало ли, кто-то из водителей попадет в стихийный затор или упрется в какой трактор на узкой улочке.

Лично я во время езды стараюсь совместить несовместимое — скорость и экономичность. Для этого использую следующую тактику. Сразу — бодрый разгон, чтобы быстро достигнуть максимально разрешенной (ненаказуемой) скорости. Затем равномерное движение на высокой передаче, чтобы двигатель работал в диапазоне 1800—2200 об/мин.

Последний пункт имеет важное значение для экономичности, и это нужно учитывать на автомобиле с механической коробкой передач. Но сейчас у нас машина с «роботом», который сам выбирает подходящую передачу — как раз такую, чтобы двигатель работал в режиме высокого крутящего момента, но на не очень высоких оборотах. Так что насчет переключений можно не волноваться.


Остается только смотреть как можно дальше вперед, чтобы верно оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию. Какой ряд будет посвободнее или побыстрее, в каком режиме работает не только ближайший, но и более дальний светофор. Зеленый уже мигает? Сразу сбрасываю газ и докатываю на принудительном холостом ходу — и это тоже экономия.

Правда, трафик… Как ни крути, а ехать предстоит плюс-минус с потоком, поэтому где-то приходится сдерживаться при разгоне, где-то тормозить чуть больше, чем бы того хотелось. Ну и некоторые разгоны были резче, чем нужно.

В общем, итоговый результат — 7,4 литра при средней скорости чуть больше 35 км/ч (44 км/ч по бортовому компьютеру — это, похоже, за вычетом остановок: все-таки маршрут в 29,4 км я преодолел примерно за 50 минут).

Кто понял жизнь, тот не спешит

В роли спокойного водителя выступает наш фотограф Александр Ружечка. Ну как выступает? Он так обычно и ездит!

— В первую очередь это безопасность. Ну и расход тоже, хотя о нем особо не задумываешься, — говорит водитель с 41-летним стажем. Впрочем, его стиль не так уж сильно отличается от моего, вроде как более «динамичного». Разве что разгоны у него чуть более плавные и вообще он старается держаться скорости потока, тогда как я все же стремлюсь ехать чуть быстрее.


Возможно, это коллегу и подвело. Вроде ехали примерно в одном темпе, но на дорогу Александр потратил на 5 минут больше (средняя скорость составила чуть более 32 км/ч). А самое удивительное, что расход у него оказался выше — 7,6 литра. Причем эту цифру водитель получил в самом конце поездки, едва ли не в последний момент, до этого бортовой компьютер стабильно показывал более 8 литров. Я на свои 7,4 литра вышел после двух третей дистанции, а на заключительном отрезке большей экономии не добился.

— Я чаще стоял на красный, — оправдывался Александр.

— Все в равных условиях! — весело парировал я.

Но, если задуматься, так и есть: коллега останавливался чаще меня. Просто я успевал проскочить на зеленый, а он уже был вынужден тормозить на желтом или красном сигналах светофора. Возможно также, что все дело в чуть более медленных разгонах. Ведь в остальном мы действительно ехали примерно одинаково.

Отсюда вопрос: сможет ли активный водитель проехать не только быстрее, но и экономичнее?

Больше газа!

— Ой, все зависит от настроения! — сразу предупреждает журналист раздела «Авто» Вероника Сайко, которую мы попросили побыть быстрым водителем. — Если куда спешу, то могу ехать резко (но стараюсь без экстрима и грубых нарушений). А если после рабочего дня, то уже спокойно себе качу.

Оказалось, что в этот день коллега пребывала в расслабленном умиротворенном состоянии, потому как поехала едва ли не медленнее двух предыдущих водителей. Э, так дело не пойдет! Нам же нужен более беспокойный стиль! Прошу коллегу ускориться. В смысле — не превышать, а просто ехать порезче. Благо 190-сильный турбомотор это позволяет.

— Хорошо, сейчас мы втопим чуть-чуть, — пообещала Вероника. И втопила. Разгоны и впрямь стали более динамичными — ведь был выбран режим Sport. Временами мы даже опережали поток. Но в городских условиях это трудно, если придерживаться ПДД и не устраивать «шашечки», например. Поэтому по факту намного быстрее не получилось, а вот более нервно — да. Но нам такой типаж водителя для эксперимента как раз и был нужен.

— Раньше про экономию не думала, специально даже брала машину подинамичнее. Однако в последнее время считаю свой бюджет, фиксирую, сколько трачу на топливо, и суммы, которые я оставляю на заправке, мне не нравятся. Но и пробеги у меня большие, — говорит Вероника. Стоит ли ей ради экономии сменить резкий стиль на спокойный? Сейчас узнаем. 

Время в пути — те же 55 минут, что и у Александра. Отличная демонстрация того, что «резче» не значит «быстрее». А вот средний расход — 8,9 литра! Считайте, плюс 20% к затратам на топливо без выигрыша по времени. Опять приведем пример в рублях. Если спокойный водитель тратит в месяц на заправку, скажем, 200 рублей, то не столь аккуратный в обращении с педалью газа или не умеющий рассчитывать дорожную обстановку будет платить уже 240 рублей. То есть в год он будет выбрасывать на ветер почти полтысячи рублей.

Подводим итоги

Самый простой способ экономить на трассе — не разгоняться быстрее 90—100 км/ч даже там, где разрешена более высокая скорость. Наш опыт показал, что каждые дополнительные 10 км/ч увеличивают расход на 10—15%. А если ехать медленнее? Тоже будете экономить. Но одновременно мешать остальным — ведь основной поток, как правило, едет те самые 90—100 км/ч.

Там же, где приходится изменять скорость в зависимости от обстоятельств (узкая трасса с неизбежными обгонами или городские улицы с остановками на светофорах и трафиком), большей экономии достигнет водитель, который избегает лишних разгонов, заранее сбрасывает газ, если нужно снижать скорость, и вообще придерживается размеренного темпа езды.

При желании можно достичь и лучшего результата, прибегнув к дополнительным усилиям — повышенному контролю и специальным техникам экономичного вождения. Но это утомительно, а иногда приносит дополнительные неудобства остальным участникам дорожного движения. В общем, все хорошо в меру. Платить за лишнее топливо глупо, но и экономить его любой ценой тоже не всегда разумно.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Автопромсервис», УНП 100064519.

Реклама

Кроссовер Dongfeng Aeolus Shine GS — это баланс современного дизайна и передовых технологий в области комфорта и безопасности. В наличии — автомобили с АКП и двигателями DFM-Honda мощностью 117 и 190 л. с.

Среди особенностей модели — самая большая панорамная крыша в своем классе, вместительный багажник (от 674 до 1809 литров) и 13-дюймовый экран мультимедийной системы.

Специальная цена — 62 400 BYN! Льготный кредит 5,8% в первоначальный период с минимальным авансом.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by