ВелоПетрович

Пятьдесят километров по хорошей дороге, два дворца и релакс на финише. Еще один великолепный тур

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
20 835
29 июня 2024 в 8:00

Город плавится. +32, сорок минут на солнцепеке — и вот ты уже не любишь лето. Не спеши ему в этом сознаваться, это чистой воды горячка — остынь. Мы давно никуда не ездили с тобой, так, чтобы по-настоящему, чтобы нагрузить ноги и разгрузить голову, чтобы наполнить глаза свежей зеленью родных пейзажей, прослушать всю птичью симфонию до самого заката, вдохнуть горячий и вкусный, как краюха свежего хлеба, ветер полей. Ты скучал по этому? Мы — очень. Поэтому поехали прямо сейчас, есть классный маршрут!

Еще один великолепный тур

Какой план? Ладно, ты имеешь право знать. В большом городе в такую погоду делать нечего, поэтому уезжаем из него прочь. Чтобы не умучиться прямо со старта, возьмем билет на поезд до Ивацевичей. Это брестское направление, вариантов каждый день масса, но учти, что на поездах линий бизнес-класса возить велосипеды удобнее. Правда, и стоимость в одну сторону — почти 43 рубля. Два часа или чуть больше от минского вокзала — и мы на месте. Посмотри налево, посмотри направо. Симпатично. Купи воды с запасом, и поехали крутить педали. Лучше приезжать не позднее обеда, потому что впереди 50 километров работы по приятному ландшафту с остановками на фотосессии. Если все сделать правильно, закат будем встречать в потрясающе красивом месте, где жара — не жара, а кайфовое лето, такое, каким оно и должно быть.

Первая двадцатка. Коссовский дворец Пусловских

Из Ивацевичей уезжаем на запад, будто гонимся за послеобеденным солнцем. Поля украшены комбайнами и аистами: и те, и другие заняты делом и по сторонам не смотрят. По три, четыре, пять аистов на каждом поле! Уже ради встречи с этими удивительными птицами стоит уехать из города. Что там разглядишь через окошко быстрого автомобиля? Другое дело, когда каждый километр под колесом чувствуешь ногами. Так и сосчитать поголовье черно-белых птиц успеваешь, и поздороваться в мыслях с ними. В чем-то мы похожи: они проделали долгий путь сюда, куда больший, чем мы, но и для нас, и для них эта земля своя, и приятно совершить даже небольшое путешествие, чтобы вспомнить об этом.


рама 50cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический, вес 12 кг
28", рама 58cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический

Дорога — вот же счастье — идеальная. Половину пути можно запросто проделать по велодорожке. Шоссейнику такой асфальт не нравится, но уж на горном велосипеде хмуриться не будете. Когда велодорожка кончается, нужно выезжать на автомобильную часть. Обочины не хватает — это да, зато асфальт такой, что любо-дорого! Ни ямки, ни трещинки: не едешь — пролетаешь в сантиметре над землей, упираясь на педалях. Если упираться на совесть, долетишь до Коссово минут за 30—40. Но большого смысла в этом нет, мы же расслабляться приехали. В спокойном темпе, переговариваясь с буслами, докатите до первой остановки за какой-нибудь часик — прекрасно!


А смотреть по дороге есть на что. Густая зелень дает спасительную тень в жаркую погоду. Вот капличка у дороги, осиянная лучами высокого солнца. Поговаривают, что стоит она здесь скоро как два века, смотрит узкими окнами окрест. Задумайся на минуту, сколько всего она видела за это время.


Говорили же, ехать всего ничего. Вот уже указатель на Коссово. Если забрать правее, можно проехать через небольшой уютный городок белорусского запада. Спроси́те местных: они расскажут, что поселенцы здесь были тысячу лет назад — это то, что доказала наука. А так-то люди здесь жили испокон веков. Лет так 250 назад Коссово было аж волостным центром и имело суконную фабрику, которая давала заработок двум тысячам семей. Теперь здесь хорошо если всего столько жителей: время не знает ни жалости, ни сочувствия.


В Коссово отправляйтесь к костелу Святой Троицы — красивый храм, его и с трассы хорошо видно. Ну а оттуда — к главным достопримечательностям этих мест.

Дворец Пусловских — если кто-то был здесь лет 15 назад — можно смело считать символом возрождения этих мест. Ему почти 200 лет, это имение знаменитых родов, один из символов их расцвета. Дворец возвышается на холме и будто венчает эти земли, леса и поля, небольшое озерцо совсем рядом.

А парк со скульптурами, а эти лестницы! От ворот сворачивайте вправо, там дорога будто бы для всадников. Можно запросто представить себя верховым — мы же тоже «прискакали» сюда по-честному, на мускульной силе. Высокие окна приветливо смотрят на гостей.


Так выглядело это место раньше. Фото из «Пружанского палацика»

Если бы не войны... Нашествия, пожары и прочие напасти почти уничтожили это место. Даже в самом начале 2000-х оно выглядело бледной тенью, грустным напоминанием о былом. Скольких по-настоящему легендарных мест мы так лишились! А дворцу в Коссово повезло: он восстал наперекор времени, отреставрирован за довольно непродолжительный срок и теперь радует глаз и привлекает путешественников, таких вот, как мы.

Можно спорить по поводу того, стоило ли добавлять розовый в цветовую гамму ансамбля, но это уже тема для знатоков. Приезжайте, обсудим за чашкой чая на травах, глядя на красивую землю кругом.


Сегодня во дворце Пусловских открыта гостиница. Вам будут рады, если вы заявитесь сюда и на велосипеде. Стоимость номеров колеблется в районе 250 рублей в сутки, ну потому что это реально дворец. Люкс стоит 360 рублей, но он двухкомнатный, сможете поработать в кабинете с прекрасным видом, решить все свои в высшей степени важные дела.

Работают также экспозиции: и в самом дворце, и в музее-усадьбе Тадеуша Костюшко — ее вы увидите напротив дворца.


Удивительно, но дворец Пусловских, даже если есть с чем сравнивать, почему-то западает куда-то в потайные места памяти. Куда ни посмотри, это особенное место, будто сошедшее с сувенирных открыток. Поднимись по ступеням как можно выше, окинь взглядом горизонт. Здорово, правда? Это все — твое.


Еще тридцать. Еще дворец, и наконец тот самый закат

Да, не хочется уезжать, совсем не хочется — мы знаем. Можешь остаться здесь с ночевкой, догонишь потом, сейчас расскажем, куда ехать.

Из Коссово выезжаем обратно на ту же дорогу и, ориентируясь на уже клонящееся к низу солнце, продолжаем путь на северо-запад. Ехать чуть дольше — 30 километров, но по такому же хорошему асфальту. То ли нам так повезло и мы здесь очутились сразу после капремонта, то ли дороги тут всегда поддерживают в таком состоянии, но добрых слов дорожники однозначно заслуживают. Не так часто именно на шоссейном велосипеде можно получить столько удовольствия от быстрого перехода на десятки километров без остановок и даже снижения скорости.


27.5", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.5 кг
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама XS, гравел, алюминий, трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический

Но лучше, конечно, гравел. Страшновато ехать по асфальту, нет обочины — уходишь правее, на щебень, и летишь там, почти не снижая скорости.

Рельеф очень демократичный: гор нет, холмов нет, даже ветер спокоен как никогда, застыл и радостно встречает гостей.

Вот только жарко. Когда за +30 — это всегда серьезно, как ни крути. В такую погоду объективно оценивай свое состояние и общую готовность. Бывает, что ехать нельзя по медицинским показаниям — это не шутки. Если ехать можно, но сложно — останавливайся в тени, где поуютнее, пей водичку, отдыхай. Расстояние совсем небольшое, доедем в любом случае, так зачем же себя мучить?

Главное в такой дороге — вода. Ее должно быть в избытке. Два глотка каждые пять-десять минут — это как правило без исключений. А как пот начнет есть глаза — притормози и ополоснись. Это не гонка, мы здесь просто получаем удовольствие, узнавая что-то дополнительное о себе самом и о своей земле. Кайфовать буквально от всего происходящего — самая верная инструкция для такого дня.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: L
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде/катание на беговелах/катание на самокатах, размер: L, 15 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде

На красивом солнце въезжаем в Ружаны. Городок наряжается золотом в таких лучах и кажется магически привлекательным. По документам ему больше пяти веков, это земли Тышкевичей и Сапег. Вот о последних и поговорим.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега сделал Ружаны своей резиденцией. Отстроили дворец — в два этажа, с высокими окнами, большими покоями, бальной залой. По обе стороны, будто крылья, возвышаются колоннады. Между дворцом и въездной аркой — большой луг. Красиво — не передать! Даже сейчас, после всего того, что сделали с этими местами мировые войны.


Интересно наблюдать за местными школьниками, которые через этот луг тягаются в школу и домой. Для них все это — привычная картинка родных мест, а мы сюда ехали поездом, а потом крутили педали 50 километров, обливаясь потом. И тоже претендуем с тобой на то, чтобы считать эти места родными.

Здесь также можно зависнуть очень надолго, вглядываясь в эти арки, пытаясь разглядеть что-то в развалинах главного здания. Это только кажется, что перед тобой развалины! Присмотрись получше — они живые, насквозь пропитанные историей. Отрадно поэтому, что и это место не пришло в упадок и год от года по чуть-чуть становится краше.

Так выглядело это место раньше. Фото из «Пружанского палацика»


Давай догоним солнце и выдадим еще один короткий отрезок километров в семь, к озеру Паперня совсем рядом с Ружанами. На его берегах, если приехать, как и мы, к вечеру, точно стоит планировать ночевку. В Ружанах нам сказали, что здесь самые красивые закаты в этом полушарии, и, честно говоря, эти люди могут оказаться правы.

Дорога сюда будет отличным вариантом для тех, кто только подумывает путешествовать на велосипеде всерьез. Разбивай палатку у воды, наслаждайся романтикой, вкусом простой еды, которую привезешь с собой и которая вдруг подарит наслаждение, редко доступное даже в хороших ресторанах. Взгляни, как в воде отражаются облака, как воздух становится сначала оранжевым, потом розовым, затем все больше напитывается пурпурными оттенками. И засыпают птицы, и перехватывают их партию неугомонные сверчки, сидящие не пойми где в высокой траве. Отдохни как следует и встань пораньше — посмотри на чудо рассвета, узнаешь себя настоящего. И будешь благодарен себе за то, что наконец распробовал что-то, что дарит настоящую радость, которую многие не испытывали с детства, когда могли позволить себе и безудержное веселье без повода, и радость великих географических открытий.


Другой кайфовый вариант — снять номер в «Ружанском». Это санаторий на берегу озера с ценами от 160 примерно рублей за номер в сутки при условии, что заселяешься хотя бы на неделю. Потому что там массажи, лечебные процедуры, и уж если оздоравливаться — так оздоравливаться, правда? Только позвони им прежде, путевки расхватывают быстро.

Куда дальше? А куда захочешь. Обратный поезд в Ивацевичах все равно тебя дождется, можешь сделать круг до Пружан с их «Палациком» или съездить в Слоним, в деревню Лысково, где сохранился совершенно невероятный костел Пресвятой Троицы. Дорога, видишь сам, не заканчивается, и, однажды отправившись по ней, продолжаешь свой путь километр за километром. Честные километры на велосипеде — в этом вся магия.



29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый механический
28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
29", рама 17", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 15.1 кг



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by