Есть вероятность, что, помимо рабочего объема двигателя, ориентиром для европейских таможенников станет и дорожный просвет автомобиля, в таком случае «проходными» в Беларусь окажутся машины с клиренсом до 165 мм. Пока эта информация ждет подтверждения. Но на всякий случай выясним, что считается дорожным просветом.
Согласно российскому ГОСТ Р 50182-92 «Дорожный транспорт. Обозначения размеров легковых автомобилей» дорожный просвет — это «расстояние между опорной поверхностью и самой нижней точкой центральной части автомобиля. Центральная часть — это часть, заключенная между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии автомобиля и равноотстоящими от внутренней поверхности колес».
Но с учетом инфоповода стоит представлять, как трактуют дорожный просвет (ground clearance) в странах ЕС. Так, в Приложении II к Директиве Совета 92/53/ЕЕС от 18 июня 1992 года «дорожный просвет между осями — это наименьшее расстояние между уровнем земли и самой нижней неподвижной точкой автомобиля» (п. 4. 5. 4.).
Нижней точкой может быть и поддон двигателя, и штатная силовая защита, и редуктор, и элемент системы выпуска. И здесь стоит учитывать, что клиренс в разных модификациях одной и той же модели может быть разным.
Например, у спортивных исполнений дорожный просвет обычно на несколько сантиметров меньше, чем у стандартных, а у кросс-версий, наоборот, на несколько сантиметров больше. Типичный пример: у обычной Lada Vesta клиренс 178 мм, у версии Sport — 147 мм, у версии Cross — 203 мм.
Также клиренс может изменяться при использовании более крупных колес.
Отдельная тема — автомобили с изменяемым дорожным просветом. В таких случаях обычно указывается весь диапазон, например 110—180 мм. Да, кстати, клиренс должен измеряться при полной загрузке автомобиля. Но опять же, в зависимости от варианта исполнения грузоподъемность может быть разной.
Словом, чисто с технической точки зрения цифры могут отличаться от версии к версии. Но с точки зрения юридической важнее, по какому источнику будет браться информация или по какой методике будут производиться измерения.
Клиренс современных легковых автомобилей для рынка США или Европы обычно находится в пределах 110—160 мм, а вот в спецификации для нашего региона многие автомобили получали увеличенный дорожный просвет. Скажем, тот же Volkswagen Polo лифтбэк имеет от земли до нижней точки кузова 163 мм, Renault Logan — 155 мм, а Kia Rio —160 мм. Но у Rio X уже 190 мм.
Клиренс больше 160 мм характерен для кросс-версий и кроссоверов. Например, для Ford Escape заявлено 198 мм, для Chevrolet Equinox — 193 мм, для Peugeot 3008 — также 198 мм.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро