Свидетель трех веков. Изучаем уникальный российский автомобиль

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, Максим Дмитриев, из архива Л. Елизаветиной
15 229
28 августа 2024 в 16:00

Вы наверняка подумали, что перед вами — какая-то ранняя модель Генри Форда или Карла Бенца. Или какой-то другой зарубежный безлошадный экипаж. Но нет. Это первый российский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе, увидевший свет в 1896 году. Отреставрированный оригинал? Не совсем.

Сделано в России

Считается, что идея о создании российского автомобиля родилась у двух промышленников в 1893 году после посещения ими международной выставки в Чикаго. Евгений Яковлев конструировал двигатели внутреннего сгорания, Петр Фрезе владел экипажной фабрикой. Соответственно, в совместном проекте первый отвечал за разработку мотора, второй — за изготовление кузова.


Что ж, первый российский серийный автомобиль (именно так он был заявлен своими создателями) оказался вполне в духе «самобеглых колясок» тех лет. Деревянные спицованные колеса большого диаметра, открытый двухместный кузов со складным мягким верхом, больше напоминавший фаэтон, рессорная подвеска и непривычные для современного водителя органы управления.

Судя по сохранившимся описаниям, сзади располагался 1-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью около 2 л. с., который разгонял автомобиль до 20 верст в час (чуть более 21 км/ч), а запаса топлива хватало на 10 часов работы мотора, то есть на пробег в две с лишним сотни километров.


Двухступенчатая трансмиссия же была с ременной передачей (ремни были выполнены из многослойной прорезиненной ткани), а вот привод на заднюю ось был цепным. Управляемые колеса поворачивались вместе с рессорами, а тормоз был комбинированным: ножной воздействовал на приводной вал, ручной прижимал колодки прямо к литым шинам колес.

Единственный известный качественный снимок автомобиля был сделан Максимом Дмитриевым на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, которую посетил и недавно коронованный император Николай II. Но в царском гараже отечественный автомобиль так и не прописался…


Яковлев умер в 1898 году, а в 1899-м Фрезе переименовал «Экипажную фабрику Фрезе и К°» в «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и К°». До 1910 года он выпускал автомобили с бензиновыми и электрическими двигателями различных классов и конструкций, а затем продал свой завод Руссо-Балтийскому вагонному заводу (в 1908-м там как раз создали Автомобильный отдел). А что же стало с тем самым первым русским автомобилем конструкции Яковлева — Фрезе? Дальнейших упоминаний о его судьбе нет, и на этом можно было бы ставить точку. Но в конце XX века история получила неожиданное продолжение.

Возвращение не будет простым

В 1996 году мастерами реставра­ционно-технического центра газеты «Авторевю» была изготовлена реплика — на основании того самого исторического снимка, который использовали для создания чертежей, определения габаритов автомобиля и параметров деталей. При создании узлов ориентировались на сохранившиеся описания конструкции. А вот данных о двигателе было немного, так что его разрабатывали с оглядкой на первые моторы Бенца. Фактически реставраторы и инженеры создавали все детали заново, придерживаясь не только оригинальных конструктивных решений, но и технологий той эпохи.

Но сейчас на фото вы видите совершенно другой экземпляр. Еще в 1980-е годы советский реставратор Спартак Григорян нашел ряд оригинальных узлов — якобы от того самого автомобиля Яковлева —Фрезе. Передний мост с рессорами, часть рулевого управления и часть заднего моста. Он начал процесс восстановления, но закончить его не успел.

В 2023 году автомобиль появился на Нижегородской ярмарке

В 2000-х автомобиль приобрела московский искусствовед Любовь Елизаветина. Техника требовала восстановительных работ, но долго не удавалось найти исполнителей. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь несколько лет назад, а в марте 2023-го автомобиль неожиданно появился на Нижегородской ярмарке — спустя 127 лет после дебюта оригинального экземпляра.

Знакомство вживую

Так, а что этот автомобиль сейчас делает в Минске? Он должен стать одним из шоу-стопперов выставки «Винтаж Дэй», которая пройдет уже в эти выходные.

— Считаю уникальным стечением обстоятельств то, что в Минске можно вживую увидеть такой экспонат. Мы с Любовью Елизаветиной договорились, что она приедет в Минск и презентует свой автомобиль, — объясняет учредитель RestorFX Minsk Сергей Мухлаев. Сейчас он готовит автомобиль к показу и надеется успеть завершить в сжатые сроки. Оказывается, проблема в крепеже.

— Болты, гайки, шурупы не должны быть современными. Они точатся под заказ из бронзы и латуни. Они должны выглядеть как детали, которые использовались в те времена. Поменяю некоторый крепеж, отремонтирую фонарь (треснуло стекло). Одним словом, наведу косметический лоск.


Сергей утверждает, что рядовой автолюбитель многих подобных мелочей может и не заметить. Возможно. Но достаточно просто повнимательнее присмотреться, и начинаются вопросы. Например, рулевое управление рабочее, а вот две ручки нефункциональные. Наверняка потому, что вместо оригинального двигателя и трансмиссии здесь электропривод…

Григорян планировал на первом этапе поставить двигатель от мотоцикла ИЖ, а затем найти и восстановить ДВС конца XIX века. Видимо, не успел. А при дальнейшей реализации проекта было решено установить электромотор с небольшой батареей. И это…

— Совершенно не критично, — утверждает Сергей. — Электрическая тяга есть, снять видео, как автомобиль сам едет, — это, конечно, прикольно, но в реальной жизни — ну как ты поедешь? Но было бы интересно посмотреть на двигатель Яковлева. Пусть даже на реплику. Я думаю, что технической документации не сохранилось, чертежи утрачены.


Да, но что же тогда собой представляет этот экземпляр?

— Это многолетняя многоступенчатая реставрация реплики, в свое время построенной из какой-то части исходников. Эта машина сохранила прикосновение рук инженеров трех веков. Сначала был построен оригинальный автомобиль 1896 года, но его судьба неизвестна. В 1980-х попытались то ли его отреставрировать, то ли создать реплику. Через несколько десятилетий — снова попытки восстановить уже построенный экземпляр. А сейчас перед нами то, что по итогу получилось.

По словам Сергея, здесь чувствуется «налет времени». Это впечатление создают многочисленные детали. Например, колеса — это хорошая старая реплика, которая отличается от современных новоделов. Рессоры и кованые детали подвески также тщательно повторяют конструкцию той эпохи. И вообще ходовая часть очень близка к оригинальному виду.


 Я видел Benz Patent-Motorwagen в музее Mercedes — с оригинальным двигателем, который заводится, а сам экипаж двигается. Это особая гордость музея. Но это неограниченные возможности заводского музея. Я видел много частных коллекций и музеев, и этот автомобиль вполне сопоставим с их экспонатами. Его не стыдно сделать частью экспозиции, — говорит собеседник.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by