Если вы хоть раз прилетали в Беларусь международными рейсами, то наверняка поймете, о каких «бомбилах» идет речь. Не успеешь вдохнуть запах родины, а над ухом уже раздается «Такси, такси!» и тебя чуть ли не за руку тащат к машине. Правда, в последнее время «стайки» таких перевозчиков, говорят, поредели — с ними активно борется Транспортная инспекция. Вместе с ТИ отправились в очередной рейд в главный аэропорт страны и посмотрели, как теперь на деле обстоит ситуация.
Но сперва давайте обозначим: «бомбилы» — таксисты, работающие нелегально. Чаще всего без оклейки или «шашечек». Они любят брать пассажиров «от борта» и нередко накручивать цены. Не исключено, что могут вести себя навязчиво.
С такой категорией водителей Транспортная инспекция борется — даже проводили встречи с руководством аэропорта и прорабатывали совместные действия. Все-таки негоже иностранцу после приземления первым, что видеть — толпы непонятных назойливых «бомбил» и машины не первой свежести. Но если у таксиста все необходимые документы есть — то никто ему «рекламировать» свои услуги не запрещает.
Мы приезжаем в аэропорт вечером. Свой багаж получают путешественники из Стамбула, скоро прилетит Питер и Москва. Пытаемся затеряться среди встречающих. Вокруг — романтика: поцелуи, объятия, цветы. Собачка радостно прыгает на пожилую хозяйку при встрече, молодой человек заботливо забирает у загорелой девушки несколько сумок и огромный чемодан, передает воду.
— Такси, май френд! — кричит женщина с желтым бейджем с надписью «Taxi». Нас проинструктировали: скорее всего, водители с подобными карточками на шее работают официально. Мы насчитали троих или четверых таких «официалов». Но на равных с ними себя «рекламирует» мужчина в серой майке без каких-либо опознавательных знаков. Уставшие путники начинают сплошным потоком валить из раздвижных дверей — все чаще из уст водителя звучит: «Такси, такси! Такси не надо?»
Мы ждем: если к нему кто-то подсядет, то в дело вступят «транспортники». Но пассажиры мужчину игнорируют: видимо, все давно знают о существовании приложений для вызова такси. А вот возле входа, на улице, у кого-то из перевозчиков «улов» все-таки случился: мужчина с бейджем озвучивает расценки девушке. Последней поездка на пр. Победителей, 103, на «экономе» обойдется в 100 рублей. «Бизнес» будет стоить 150.
Сразу заходим в приложение «Яндекс.Такси», чтобы сравнить цены. Хм, «бизнес», наверное, разницы и не почувствует, а вот «эконому» будет обидно переплатить почти 30 рублей.
Но ладно: мы-то не знаем, вдруг у того мужчины «эконом» почти как бизнес? Ну или хотя бы крепкий «Комфорт+».
«Транспортников», к слову, уже вычислили: таксисты на улице обсуждают, что инспекторы поджидают жертв на выезде из аэропорта. Вскоре слух доносится до зала прилета. А еще до местных тематических чатов.
— Может, кто подсадной… — слышим мы обрывок фразы.
Всего с начала года Транспортная инспекция изъяла три машины у водителей, таксующих в аэропорту. Говорят, штрафстоянка — один из самых действенных методов борьбы. Есть и новые наработки, но раскрывать их пока не могут.
— Помимо прочего, осуществляем контрольные закупки: это когда под видом пассажира в машину садится работник Транспортной инспекции, — рассказывает Александр Коваленко, начальник управления филиала ТИ по Минску и области. — В момент передачи денежных средств правда раскрывается.
Представитель ТИ рассказывает: один из «бомбил» даже пытался скрыться, а потом отказывался предоставить документы. С ним пришлось встречаться в суде. Помимо штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность, получил еще и статью 24.3 — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий.
2. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, —
влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Начинается наш рейд весело — с театра одного таксиста. Точнее, двух. У инспекторов ТИ в разработке находилась BMW: было известно, что владелец машины — индивидуальный предприниматель — таксует, но с серьезными нарушениями. Туристов чуть ли не за руку затаскивает в свою машину.
И вот на горизонте, за шлагбаумом аэропорта, появляется та самая «бэха» без оклейки. Инспекторы, конечно, ее тормозят. На заднем пассажирском сидении — мужчина. Водитель все отрицает: мол, сегодня не таксует, а просто подвозит знакомого. Это, к слову, распространенная легенда среди «бомбил», не желающих отвечать перед законом. Многое зависит от пассажира: смирится он с враньем водителя-нелегала, у которого на руках, скорее всего, нет даже страховки ответственности перед тем, кто находится в авто? Или посодействует инспекторам — расскажет, как вызывал такси, и предоставит доказательства: скриншот из приложения, например.
Но тут раскололся сам водитель: признался — в этот момент он действительно не таксует. На заднем сидении — его коллега из аэропорта, и едут они на заправку, чтобы перекусить. По пути решили проверить инспекторов «на бдительность» — остановят они машину или нет, как себя будут вести. В общем, в этот раз BMW пришлось отпустить своей дорогой. Но что-то подсказывает: с инспекторами водитель еще встретится…
Вскоре останавливаем женщину-таксиста на Ford. Благодаря яркой внешности и такому же костюму мы приметили девушку еще в зале аэропорта — с бейджем Taxi она громко зазывала иностранцев. Инспекторы не оценили отсутствие «шашечек» на крыше и неполноценную оклейку. К тому же магниты имели слишком блеклый цвет — в темноте не разглядишь.
— Что из документов есть? Все есть! — уверила девушка и протянула стопку документов. Погрешности в виде отсутствия плафона на крыши и части оклейки она оперативно устранила, достав все недостающие элементы из багажника. В это время пассажиры нам рассказали: у одного из них день рождения, они прилетели в Минск из Питера, чтобы отметить сие событие. В общем, вся компания была вскоре отпущена в сторону столицы (и, скорее всего, Зыбицкой).
Некоторые (предположительно) таксисты без оклейки заранее перестраиваются в правую полосу — только успеваем заметить пассажира на заднем сидении, а авто уже задним бампером сверкает.
Да, некоторым везет, но далеко не всем: «Шкоде» без оклейки и «шашечек» проскочить не удается.
— Кого везу? Знакомого! Как зовут? Артур! — водитель отрицает, что имеет отношение к такси.
На пассажирском сидении сзади — мужчина с не совсем славянской внешностью. Зачем-то подхватывает версию водителя:
— Я попросил своего знакомого меня забрать из аэропорта, а он, в свою очередь, обратился к своему товарищу — последний и приехал за мной в аэропорт.
— А почему ваш пассажир сидит сзади и слева? — вопрос адресовывают уже водителю.
— Видимо, так удобнее.
У водителя проверяют документы: если техпаспорт оформлен на юрлицо — это еще одно доказательство того, что машина, возможно, числится в автопарке такси. Но автомобиль принадлежит некой Оксане: человек за рулем утверждает, это его жена.
В общем, машину инспекторы отпускают, но фиксируют номера. Если автомобиль вновь встретят при подобных обстоятельствах, то у инспекторов будет больше уверенности и доказательств, что водитель нелегально таксует.
Не проходит и получаса, останавливаем Volkswagen — тоже «голый», то есть без «шашечек» и номеров. Ситуация идентичная: водитель не хочет признаваться, что таксует. Пассажиры играют в «молчанку».
— Вы вызывали такси? — инспектор обращается к девушке на заднем сидении.
— Я не буду отвечать.
— Сейчас в отношении водителя мы начнем административный процесс: мы подозреваем его в незаконной предпринимательской деятельности. Я вас предупреждаю об ответственности за дачу ложных показаний…
— Я гражданин другого государства!
— Вы в какой стране сейчас находитесь?
— А это что, важно?
В это время водителя уводят в служебную машину. Предупреждают: отпираться бесполезно, его видели в зоне прилета приглашающим пассажиров к себе в машину. Есть даже фото… И мужчина быстро «колется»: да, работает в такси; да, везет пассажиров. Рассказывает, что уже бывал у «транспортников» в гостях.
— В этот раз водителю придется отвечать за отсутствие внешнего и внутреннего оформления машины. Нет ни страховки ответственности перед пассажирами, ни документа, подтверждающего прохождение «курсов такси». Что грозит? Перевозчику — штраф до 150 базовых величин. Водителю — предупреждение или штраф в зависимости от того, привлекался он к ответственности или нет, — объясняет представитель ТИ.
Напомним: первого ноября заработает «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». О нем мы неоднократно рассказывали: грубо говоря, это большой электронный банк диспетчеров, перевозчиков, водителей и автомобилей «нерегуляров». Не состоишь в реестре (а чтобы туда вступить, надо предоставить весь перечень необходимых документов и даже фото оклейки на машине, если речь о такси) — ты вне закона, готовься платить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
— С августа по ноябрь попасть в реестр можно бесплатно. Насколько активно вступают в него? Наверное, не так активно, как нам хотелось бы, — признается начальник управления филиала ТИ по Минску и области. — Сейчас зарегистрировалось около 500 таксистов из столицы. Сколько их всего в Минске? Подсчитать нереально. Предположим, что около 20 000. Рекомендую перевозчикам и водителям не затягивать со вступлением в реестр, а озадачиться этим уже сейчас. Иначе можно как минимум упустить возможность сделать это бесплатно. Как максимум — с первого ноября вовсе попасть в ряды нелегалов.
Тем не менее мы уже столкнулись со случаями, когда водители или перевозчики предоставляли для вступления в реестр недостоверные данные. К примеру, нам пришла фотография авто с откровенным «фотошопом»: плафон и оклейка были искусственно нарисованы. Это видно невооруженным глазом.
Но будь «фотошоп» более качественным — все равно бы не помогло. У нас есть база городских камер, по которым мы проверяем автомобили. Если на снимках машина оформлена по правилам, но в объективы она неоднократно попадала «голой», то к тому, кто подавал сведения, будут вопросы. Камеры расположены так, что таксист, работающий по Минску, хоть раз за день, но проедет под ней. Отметим, что мы проверяем не только снимки, но и абсолютно все документы, которые нам предоставляют для попадания в реестр. Трудовые договоры, медсправки…
Мнения об реестре, конечно, разделились. Сами «транспортники» не скрывают своих положительных эмоций от нововведения и уверены в том, что это поможет «прочесать» ряды таксистов и маршрутчиков. Ну и работать, конечно, станет немного проще.
Таксисты же реагируют по-разному: кто-то пока не торопится регистрироваться в реестр — говорят, мол, все еще отменят и переиграют. Некоторые совсем не парятся — за них все сделают директора автопарков. А вот те, кто работает на себя и соблюдает все нюансы законодательства, потирают руки: свято верят, что это поможет вытеснить с рынка нелегальных конкурентов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by