Осенью нужно путешествовать. Подумайте, ведь для этого нет времени лучше: низкое небо давит на нервные окончания — острее чувствуешь скорое приближение сезона серых дождей и оттого собираешь впечатления на скорость. Желто-красные деревья, аромат мха откуда-то из лесной чащи, луч солнца, прорвавшийся сквозь неплотные еще тучи. Эти беглые воспоминания засядут в памяти крепче, чем аккуратно сделанные фотографии из июльского отпуска, живущие только в смартфоне. Стучат колеса поезда, мы едем туда, где не бывали прежде. Город раскинулся на берегах могучей реки, несущей свои воды к морю. Минчане точно знают, что погода там всегда лучше. Вот и проверим.
Поезд до Гомеля идет немногим более трех часов. Билет обойдется меньше чем в 50 рублей — это если ехать с велосипедом, как мы. Уезжать из пасмурной столицы как-то тревожно: что за путешествия в такую погоду? Но за Жлобином небо понемногу начинает меняться, становится светлее. В Гомеле снимаешь лишнюю одежду: +19. Кажется, вдвое теплее, чем было в Минске утром. Везет же людям!
У нас есть убеждение: с городом лучше всего знакомиться именно на велосипеде. Из окна автомобиля ничего не увидишь — бессмысленная история. А пешком все не обойти. И мы остаемся верны себе: приехали с велосипедом и заряжаем маршрут на удачу от самого вокзала. Никакого тяготения к популярным памятникам и разрекламированным маршрутам — едем куда глаза глядят. Вы же с нами?
От Привокзальной площади совершенно явно манят две дороги: проспект Ленина и проспект Победы. И первый верной дорогой ведет к городскому парку и набережной: туда приедем обязательно, но не так же сразу. Хочется вначале поискать по закоулкам настоящий город, поэтому отправляемся чуть в сторону, по проспекту Победы. В той стороне расположены, во-первых, речной порт, а во-вторых, озеро с необычным названием Обкомовское. На нем пляж, тоже с необычным названием — Бора-Бора. Бора-Бора на Обкомовском — ну как не посмотреть? К тому же гуглились картинки с пляжным волейболом — вдруг погода еще не распугала любителей активного отдыха?
С этими мыслями катим по проспекту Победы и про себя удивляемся: проспект больше напоминает бульвар. Мы видели такой в Бресте, а теперь вот в Гомеле. И минчанам есть чему удивляться, у минчан такого нет. Ну какие в Минске бульвары: Толбухина, Мулявина — они прекрасные, уютные, но маленькие, немного в себе. А здесь бульвар — это большой проспект, просто не по четыре полосы в каждую сторону, а по две. При этом центральная часть — аллея со скамейками, красивыми деревьями и натянутой гирляндой. В теплый сезон здесь очень хорошо, а зимой, должно быть, просто волшебно. Завидовать молча нет сил, поэтому завидуем громко, во всеуслышанье.
А еще сразу начинаем открывать для себя гомельский общепит. Знающие люди говорят, что по количеству кафе, ресторанов, кофеен и магазинов Гомель запросто может тягаться со столицей. И это прекрасно. Делать кофе-паузы или более основательные остановки на покушать в таких путешествиях рекомендуется настоятельно: из таких мелочей и складывается общее впечатление. Вот кафе уютно спряталось под липами. Конечно, это были не липы, но какая разница? Все равно почему-то вспомнился Париж, каким мы его видели в старых фильмах. Заказали кофе, долго дожидались, пока приветливый парень в нарядной белой рубашке его принесет. Южане торопиться не привыкли. Оно и к лучшему — наслаждаемся моментом.
После кофе с правильным настроением продолжаем путешествие по Гомелю. Тротуары здесь не то чтобы широкие: едем медленно, приветливо улыбаясь прохожим. Нужно смотреть, чтобы никто внезапно не вышел наперерез из магазинов, остановок, домовых арок. В целом застройка центральной части города кажется непривычной. Дома, лепясь друг к другу, тянутся вдоль улицы, всякий раз удивляя этими арками. Едешь, а оттуда то кто-то вынырнет, то покажется нос автомобиля. В Минске не так. Арки есть: центральная часть проспекта Независимости и улицы Ленина чем-то напоминают такой формат, но масштаб там другой и другая ширина тротуара. А здесь все настолько компактно, что бывает страшновато. Зато едем медленно, как раз, чтобы рассмотреть все изыски старинных фасадов.
Гомель — город фирменных магазинов. Но если мимо колбасной лавки мясокомбината можно проехать спокойно, то бутик кондитерской фабрики не оставит равнодушным никого. Давайте честно: как вы относитесь к желатинкам?
Даже если вы удержались здесь, то впереди все равно «Спартак» — проехать мимо гомельской кондитерской фабрики с ее магазином не получится. Сами на диете, так хоть друзьям привезти гостинцев, выбирать есть из чего.
Старый город остается за спиной, пейзажи меняются. Вот где-то впереди строят многоэтажку, вот развязка шумит во много полос, народ сворачивает на вместительные парковки гипермаркетов. Гомель — полумиллионник, второй по численности населения город страны после Минска, знали об этом?
Налево к новому микрорайону уводит велодорожка. Это первая велодорожка, которую мы видим в Гомеле, но ехать по ней все равно не станем. Смотришь, и кажется, что все понятно: типичный спальник со своими дворами, магазинами и проблемами с парковкой. А нам хочется на Бора-Бора, нас тянет на Обкомовское.
Сож из глубины времен был архитектором и главным действующим лицом этих мест. Тысячу лет назад река привлекла людей, и они основали на ее берегах поселение. Вода давала все. Плодородные земли в долине годились для пахоты и животноводства, а река была шляхом, обеспечивающим торговые связи. Гомель рос.
Так вот на территории нынешнего областного центра могучий Сож образовал несколько довольно крупных озер-заливов. Обкомовское, одно из самых уютных, стало популярным местом отдыха среди горожан. И в сезон гомельский Бора-Бора — платный пляжный комплекс — чаще всего бывает заполнен до отказа. Сезон в Гомеле — как в курортных городах: с мая по сентябрь. Мы приехали позже, в самое удачное время: людей уже мало, а кругом по-прежнему очень красиво. Мелкий речной песок, вода отражает голубое небо с яркой теплой звездой. Некоторые даже купаются, а вот на волейбол мы не успели.
Что у нас за велик?
В этот раз катаемся на Shulz Easy Fat — раскладушке повышенной проходимости. Ширина покрышек как у горного велосипеда, общий вес — тоже. Спереди одна звезда, сзади — семь, тормоза дисковые, но механические. В общем, хороший вариант для велопрогулок без спорта и экстрима. Козырь в рукаве — компактность. Велосипед поместится в багажник почти любого авто, да и в поезде с ним просто.
Далеко от реки уезжать не хочется, и мы держим путь к речному порту. Небольшой отрезок через промышленный квартал, и мы на месте. Островерхие грузовые краны напоминают цапель, задумчиво стоящих у воды. Краны скучают, движения в порту нет. Но и на территорию не въехать — охрана. Любуемся кранами издалека и ищем, как бы попасть на набережную: судя по карте, она где-то недалеко.
И правда, достаточно взять чуть влево, взобраться на горочку и затем спуститься мимо местного стадиона. Детвора тренируется вовсю. Тренер вывел будущих футболистов на склон и заставил бегать с ускорением снизу вверх. Пацаны тяжело дышат, отплевываются: «Ну и зачем это все?» Футболисты... Любому велосипедисту смысл упражнения понятен на раз-два: взрывная сила, рывок — куда ж вы без этого, ребята?
С видом на грузовые краны прыгают скейтбордисты на специальной площадке. А что, атмосферно.
Отсюда начинается городская набережная, променад, который тянется почти 2,5 км в сторону автомобильного и железнодорожного мостов. Здесь и поедем. Справа зеленеющий густой листвой высокий берег, слева низкий лесистый берег — говорят, его сильно затапливает в паводок, когда Сож поднимается на много метров.
Присмотритесь, вдруг пейзаж вам напомнит что-то?
Людей не то чтобы много, но встречаются. Кто-то прогуливается вдоль реки, парочки облюбовали скамейки и жмутся поближе друг к другу — воздух здесь и правда свежий. Несколько велосипедистов обогнали нас, унеслись куда-то вперед.
Доезжаем до пешеходного моста. Снова откуда-то слышны ностальгические нотки. Нужно съехать вправо и подняться по дороге вверх, на высокий склон: оттуда виды еще красивее.
На другой берег поедем? Нет, там не остров, а скорее полуостров, отделенный от большой земли гребным каналом. По сути это напоминает лесопарк в городской черте, с хорошими дорожками, но не особо облагороженный, разве что у реки, где прогуливаются мамы с колясками.
Мы съездили вглубь, добрались до гребного канала, помахали спортсменам с веслами. Приятные места, даже жаль, что здесь не оформился никакой постоянный веломаршрут — было бы интересно.
Здесь, в пустоши у реки, наконец удалось окончательно сформулировать проблему, которая прямо или косвенно не давала покоя с самого начала этого путешествия. Гомель — красивый город, правда красивый, с замечательной рекой и приятным рельефом, припасшим классные панорамы для всех любителей этого жанра. Прокатиться по таким местам — одно удовольствие.
Но Гомель удивительно не приспособлен для велодвижения. Велодорожек на популярных маршрутах нет, никто и не пытался рисовать их на тротуаре. Зато знаки, запрещающие движение на велосипедах, то и дело встречаются. Тротуары, нужно признать, узковатые, и делить их между велосипедистами и пешеходами было бы проблематично. Но конфликт интересов от этого никуда не исчез, и соседство это непростое для обеих категорий. А прибавьте сюда еще электросамокаты... В Гомеле, кстати, есть кикшеринг. Не задумывались, куда попропадал с минских улиц Kolobike? В Гомеле полно и велосипедов, и самокатов этого сервиса. Вот только где на них ездить?
Местные СМИ сообщают о том, что в Гомеле около 25 км обозначенных велодорожек. Это как главная минская велодорожка по протяженности. И на этом все, а город, напомним, второй по численности в стране. И если организовать движение на узких тротуарах может быть сложной задачей, то спланировать хорошие маршруты на незанятой местности обычно проще, и вот вам целая экотропа, как их принято называть в столице.
Тем удивительнее, что в Гомеле много велосипедистов. Даже в нежаркий октябрський день мы многих повстречали на дорогах, причем бросается в глаза, что это люди на хороших велосипедах, явно увлекающиеся этим видом активности. Молодцы, что не ждут особых условий, а катаются сейчас, так, как получается.
Поделились переживаниями с котом, так же, как и мы, пришедшим релаксировать к гребному каналу. Кот выслушал внимательно и серьезно, но ничего не ответил. Затем и вовсе стал коситься на утку, подплывшую к берегу. А утка приплыла в расчете на угощение, но нам нечего ей предложить. Вот такое общее несовпадение интересов на отдельно взятом берегу.
По мосту возвращаемся обратно на высокий берег и попадаем в обширный парк Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Когда-то на этом берегу возвышался деревянный замок, потом, в XVIII веке, на его месте появился дворец графа Петра Румянцева. Дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен и благодаря этому сохранился до наших времен: двухэтажное здание с куполом над центральным залом. Говорят, в царские времена на первом этаже были исключительно парадные залы, а на втором — жилые комнаты.
Еще интереснее аллеи парка, то убегающие вниз к реке, то уводящие вверх. Между деревьев мелькают белки: прячутся, пугаясь редких велосипедистов, а затем с любопытством выглядывают из-за мощных стволов.
В центре парка расположился Лебяжий пруд, где есть и лебеди, и утки. Им отстроили собственный утиный терем на воде.
От пруда обязательно нужно забраться повыше, в сторону ротонды, и там среди деревьев увидите высокий маяк. Это смотровая башня, туда можно забраться. Билет взрослому обойдется в 3,5 рубля. 190 крутых узких ступеней — и вы на вершине, откуда открывается прекрасный вид на парк, на Сож и на все окрестности.
Как спуститесь вниз, загляните в зимний сад. Там живут павлины и прочие удивительные птицы, а также растут иноземные растения. Вхóдите внутрь и видите перед собой канарский финик, а до его родных островов меж тем под 5000 км по прямой.
Отсюда мы выехали в большой город и сделали круг через центральную площадь. Автомобили, светофоры, узкие тротуары. Если не знать, куда смотреть, можно было бы подумать, что это самый обыкновенный город. Но ведь мы-то уже знаем, что это не так.
Так бы и вернулись шумными улицами к вокзалу, но вдруг справа увидели, шутка ли, Киевский спуск. Оказывается, здесь когда-то проходила дорога, соединяющая Киев со столицей империи — Санкт-Петербургом, и по ней ездили Грибоедов, Пушкин.
И — вот попробуйте — не получается проехать мимо этого тракта, как-то само собой выходит, что мчишься по нему снова к реке. И становится ясно — это знак. Потому что здесь настоящий Гомель, старинный город на берегах могучего Сожа. Вместе с ветром промчались по пустынной набережной до самого конца. Кафе закрыты — не сезон. На детской площадке ежится редкая детвора в капюшонах. Задувает с реки. Забирая свое, опускается осень.
Благодарим магазин Veloman за помощь в организации репортажа.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by