Вот это монстры! Под Минском собрались безумные тюнингованные и стоковые ретрогрузовики, автобусы и тракторы

Автор: Вероника Сайко. Фото: Борис Самкович
18 957
14 октября 2024 в 8:00

В эту субботу под Минском, в Центре экотуризма Станьково, проходила выставка Truck Bus & Tractor Show. На площадке демонстрировали ретротракторы, автобусы и грузовики из разных стран, самодельные (но рабочие) экземпляры и иногда безумные тюнинг-проекты (чего только BMW-вездеход стоит). Про некоторые из них мы уже писали — будем стараться не повторяться. Но расскажем про экземпляры (и их владельцев), которые нас покорили.

Организаторы подчеркивают: цель этой выставки — сделать большой семейный праздник для всех. Но не всегда близкие принимают и понимают увлечение своих родных. Те, для кого эта тема болезненна, могли найти единомышленников здесь, на тематическом мероприятии.






Всего на TBT Show съехалось несколько десятков участников со всей Беларуси. Сделать обстановку еще веселее помогали необычные активности. Например, шоу моторов или гонка на мотоблоках. Организаторы заявляют, что подобного в СНГ еще не было — и мы им охотно верим.

Максимальное ретро: Ford Model AA 1929 года

А теперь — к участникам. Самый возрастной экспонат выставки — этот Ford Model AA 1929 года. Он явно повидал многое: на задней стенке кабины есть две отметины от пуль.


Сейчас техника обосновалась в Бресте — в частной коллекции «Гараж истории». В команде есть свои механики, которые помимо реставрации занимаются еще и изучением истории каждой модели.

— Грузовик попал к нам в послевоенное время. До этого находился в Беларуси в частных руках, историю попадания в нашу страну, увы, не знаем. Был в ужасном состоянии, поэтому многие детали до сих пор восстанавливаются. Например, двигатель пока что стоит не заводской — родной в ремонте, — рассказывает Дмитрий.

Грузовой отсек — из дерева. Материал, очевидно, недолговечный, поэтому его тоже пришлось восстанавливать.

— Некоторые детали удается достать практически даром: люди не знают их ценности и продают на барахолках очень дешево. Самое же дорогое в подобных машинах — осветительные приборы и восстановление двигателя, — пояснил собеседник. 


Команде Дмитрия также принадлежит брутальный автовоз Mercedes 609 1992 года выпуска. Машину модернизировали — все, чтобы максимально красиво и заметно перемещать по стране другие экземпляры из коллекции.


Самый красивый трактор на выставке

Тракторы тоже могут быть элегантными: только посмотрите на этот MAN 2K1. Красное кожаное сиденье — что за тяжелый люкс? Судя по внешнему виду кузова, владельцы приложили немало усилий для его восстановления.


— Эта модель выходила с конвейера в 1957 и 1958 годах. Она проектировалась как трактор-тягач и выпускалась только в заднеприводной версии. С помощью этого трактора MAN хотел расширить недостаточное присутствие на рынке этого класса мощности. Отличительной чертой можно считать необычный для производителя дизайн капота, — рассказали о технике на выставке.

Приводятся и технические данные: объем дизельного мотора — 1304 кубика, мощность — 18 «лошадей», масса — всего 1235 килограмм.

«Всадник апокалипсиса» со своей фан-базой на YouTube

Эта «сотка» — гусеничный трактор Т-100М — собрала большое количество взглядов из-за своего «апокалиптичного» внешнего вида. Ржавый, поросший мхом… «Из какого болота его вытащили?» — задался вопросом кто-то из посетителей. Но это «брутальное» обличие и есть изюминка «сотки». Хотя ее без преувеличения можно назвать эксклюзивом: на вторичке такое не купить. Год выпуска — 1968-й, так что большинство представителей модели попросту не дожили до наших дней. Но этот трактор не просто жив, он еще и на ходу. Все благодаря усилиям своего владельца Степана.


Степан, кажется, один из самых увлеченных участников выставки. «То ли я в детстве упал и головой ударился, то ли моя мама», — шутит мужчина, объясняя свою любовь к тракторам. Отметим: он обожает именно строительную технику.


Такая страсть переросла в свое дело, а еще — в YouTube-канал, на котором Степан выкладывает ролики о восстановлении ретромашин. О своем блоге мужчина упоминает весьма скромно и мимолетно. Хотя, как выяснилось, у канала почти 8000 подписчиков, а отдельные видео набирают до 189 000 просмотров.

И это неудивительно: о процессе выравнивания земли под застройку Степан рассказывает так, словно художник описывает создание своих холстов. Честно говоря, никогда бы не подумали, что в земельных работах есть место творчеству, вдохновению и где-то даже романтике.

— «Сотка» у меня в руках с 2007 года, — вспоминает мужчина. — Она была раскомплектована и списана. Но подчеркну: забрал я ее у организации-владельца (на балансе трактор числился с 1989-го) абсолютно законно, хотя это было непросто.


Восстанавливал ходовую часть, мотор, сцепление. Стекол тоже не было ни одного. Долго думал, в какой цвет покрасить мотор. Остановился на желтом, но результат не понравился: этот трактор никогда в таком оттенке не выпускался. По заводу «сотка» должна быть шарового цвета, то есть сине-серой. Это послевоенное наследие: в такой оттенок красили морские корабли, чтобы они сливались с водой. 

В общем, долго я не решался покрасить кузов, а он все ржавел и ржавел. И в какой-то момент я понял: мне нравится, как трактор выглядит сейчас. Тут, на выставке, мы проехались рядом с «Газончиком»: два всадника апокалипсиса!


— Конкретно эта «сотка» была первым трактором, который я восстановил, — уточняет Степан. — Позже я отреставрировал еще два. На одном из них начал работать — это вылилось в свой бизнес. Современная техника, конечно, тоже появилась в автопарке.

— Объясните тем, кто не понимает: в чем ценность этого Т-100М? Да, многие восстанавливают старые легковые машины, но трактор… 

— Это как с девушкой: ты либо любишь ее, либо нет. Невозможно описать чувства с материальной точки зрения. Помню, как в детстве сидел с дедом на кухне, рассматривал крошечную картиночку с Т-100М в политехническом словаре и думал: «Какая красота!» Меня аж завораживало.

Задумайтесь: в этой технике жили. Человек приходил в 08:00 на работу и уходил в 17:00. С утра перед ним были развал и свалка, а к вечеру — чистота, порядок и выровненная площадка. Вот это я называю творчеством. Для меня такая работа — удовольствие. Я в транс за рулем впадаю! Этот запах грунта... А еще каждый раз у тебя получается все лучше и лучше.

«Пожарка» от Mercedes в белорусском МЧС? Как она к нам попала?

Как утверждает Виктор, этот Mercedes LP813D 1982 года выпуска раньше состоял на балансе МЧС. Есть предположение, что его завезли в нашу страну как гуманитарную помощь.

— В МЧС этот Mercedes числился под номером один, — рассказывает мужчина. — Могу предположить, что он использовался как сопровождение для комбайнов (в кузове до сих пор установлена цистерна) или другой сельхозтехники. Последний техосмотр был от 2020-го. Видимо, последние годы «Мерс» просто болтался на балансе, и все.


Как он стал моим? В 2022 году я участвовал в «Золотой миле», готовил к выставке чужую машину. Но поскольку авто было не мое, я остался за кадром. Так у меня появилась мечта — найти свою интересную машину.

Года полтора я искал старый «Мерседес». Любой, но в хорошем состоянии. Была идея сделать необычный эвакуатор — такой, чтобы не как у всех.


И вот в апреле захожу я на онлайн-барахолку — и тут он! По цене нового бюджетного автомобиля. Поехали с напарником смотреть вживую, и стало понятно, что работы много. Кузов был оклеен какой-то пленкой, стояли фонари от УАЗа, шины-разнопарки… Зато по «техничке» почти все было в отличном состоянии.

Единственный в своем роде (потому что самодельный)

А вот еще один пример завидного энтузиазма. Этот трактор Станислав собрал своими руками. Задний мост — от 24-й «Волги», передний — от УАЗа. Двигатель Lifan на 18 л. с., а коробка — от шестой модели «Жигулей».


— Руль гидравлический, также установлен редуктор. Кузов из пластика, его мне делали на заказ. С получением документов, постановкой на учет и прохождением техосмотра не было никаких проблем, — рассказывает мужчина.

К слову, попытайтесь угадать его профессию с первой попытки. Да, Станислав — тракторист.


— Помимо этого экземпляра у меня еще есть мини-трактор 132-й и Belarus 52, — добавляет он.

Свою самодельную модель Станислав продает: оценивает технику в $6000 по курсу, хотя затраты на постройку эта сумма не покроет. Обещает исключительную надежность своего творения.

Шины с рассрочкой на 8 месяцев в Каталоге Onlíner

• Позаботьтесь об этом сейчас, а не с первым снегом.
• «Белшина», Grenlander, Pirelli, Cordiant и другие производители.
• Рассрочка Minipay на 8 месяцев без первого взноса.
• Акция с рассрочкой на 8 месяцев действует до 31 октября 2024 года.

> Выбрать размер

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by