Завершив свою карьеру в такси, наша журналистка Вероника Сайко отправилась в Азербайджан. И нет, не потому, что там попасть в эту сферу еще легче (достаточно «Жигулей» и шашечек на крыше), а чтобы изучить местный автомобильный мир и узнать особенности дорожной культуры. Было ли страшно за рулем среди кавказцев, любящих агрессивную езду? Или все это стереотипы? И почему в стране нефти и черной икры так много советского автопрома? Рассказываем.
В туристических буклетах Баку называют нефтяной столицей мира. А где нефть — там деньги. Едешь по широким улицам, параллельным набережной, и понимаешь: манаты (местная валюта) здесь действительно водятся. Огромные небоскребы, куча «стекляшек», вылизанные фасады, необычные скульптуры и брендовые магазины. Даже своя маленькая Венеция есть! А еще в центре очень чисто: мы, белорусы, как никто в этом объективны.
В общем, про автомобильный мир Баку и регионов расскажем раздельно: контрасты очевидны.
Пресс-тур, в рамках которого корреспонденту Onlíner удалось побывать в Азербайджане, организован шинным брендом Torero (производством управляет Cordiant). Шины Torero выпускают на калужском заводе, который ранее принадлежал немецкому концерну Continental. И хоть название для нас новое, с продуктом бренда белорусы хорошо знакомы: это тот же российский Matador, но с «новыми этикетками».
А еще в столице зарегистрирована почти половина (43,04%, если быть точными) легковых автомобилей от общего числа по стране. Такие данные за 2023 год опубликовали на 1news.az со ссылкой на Государственный комитет статистики.
Если выразить эти проценты в цифрах, то по Баку в конце прошлого года ездило более 646 000 официально зарегистрированных легковушек. В Минске, для сравнения, почти 620 000, если говорить о машинах, которые находились в личном пользовании. Еще 38 000, как говорят, «на фирмах». И хотя автомобильные цифры сопоставимы, населения в Баку при этом больше: примерно на 300 000, если верить статистике за позапрошлый год.
Чем-то похожи жители этих двух столиц и в плане выбора автомобилей: на дороге — «солянка» из разных марок. Тех же 25-летних (и старше) «корчей» в плохом состоянии остались единицы, а вот 10—15-летних машин более чем хватает.
— У азербайджанских мужчин такая психотерапия: сесть вечером в свой автомобиль и бесцельно кататься по городу. Сейчас правительство начало мотивировать тех, кто отказывается от личных машин: сделали выделенные полосы для общественного транспорта, велосипедов, самокатов, — рассказывает Саид, житель Баку и архитектор по профессии, ставший гидом нашей делегации на время поездки. Мужчина побывал в более чем 40 странах, сам владеет двумя автомобилями BMW.
Иногда нет-нет да попадутся на глаза тонированные «Жигули». Но становится понятно: это кого-то из провинции надуло ветром в столицу.
BMW со «скамейками» (ой, простите, спойлерами) тоже встречаются, но в целом «агротюнинга» в Баку не очень много.
Периодически встречаешь на парковках сильно подержанные Tofas — с этой маркой наверняка знакомы те, кто хоть раз отдыхал в Турции. Дело в том, что у Азербайджана есть общая граница с этой страной, хоть и совсем небольшая. К слову, завод Tofas был открыт при разносторонней поддержке бренда Fiat. Например, Tofas Sahin — тот же 131-й «Фиат».
Заметное различие: по личным ощущениям, «китайцев» здесь гораздо меньше, чем в Минске. Особенно с учетом того, как у нас любят Geely. Но китайские машины на глаза все же попадаются: недорогих BYD, например, хватает в такси. А вон мимо проехал совсем недешевый и полностью электрический Avatr 11.
Встречались и Baic, и Changan, и Jetour, и Gac… Как-то рядом пронесся совсем не знакомый белорусам Neta (автомобили этого бренда производит китайская компания Hozon Auto).
Сразу и не скажешь, какой бренд в Баку пользуется самой большой популярностью. А потом начинаешь считать «Мерседесы». Да, повторимся, «корчей» здесь не много, но старых «Мерседесов» в достаточно неплохом внешне состоянии — предостаточно.
— Азербайджанцы считают: старенький Mercedes лучше новой Toyota, — замечает Саид.
Обратимся и к официальной статистике. Она из упомянутого выше источника:
«Проведенный анализ показал, что в 2023 году 24,12% легковых автомобилей, зарегистрированных в Азербайджане, составили автомобили марки Lada („АвтоВАЗ“) российского и бывшего советского производства. На втором месте оказались автомобили немецкого производства марки Mercedes (14,44%). Следующие три позиции заняли марки автомобилей, которые наиболее часто импортируются в Азербайджан: Hyundai, Toyota и KIA».
Спойлер: «АвтоВАЗ», очевидно, выигрывает в схватке благодаря глубинке и ее любви к советскому автопрому. И, к слову, с марта этого года в Азербайджане начали собирать автомобили Lada Granta.
А что насчет «электричек»? Согласно статистике, в прошлом году электрокары составляли лишь 0,21% (чуть больше 3000) от общего числа машин. В Беларуси в 2023-м насчитали около 7700 электрических автомобилей — это если учитывать и те, что в руках у физлиц, и те, что в коммерческих организациях. Но что-то подсказывает, что итоговые подсчеты в текущем году покажут нам неплохой прирост в этой графе.
С гибридами в Азербайджане ситуация чуть веселее: их тут 2,8% (примерно 42 000).
Кстати, об «электричках»: мы неоднократно замечали смешные внешне электрокары, напоминающие лондонские кэбы. Ну или издалека — Chrysler PT Cruiser. Все они были с шашечками на крыше. Это автомобили британской компании London Electric Vehicle Company (LEVC), «дочки» Geely.
— Таксисты у нас не платят никакие налоги, — отмечает Саид. — Когда к нам привезли лондонские кэбы, они были оборудованы таксометрами. Последние простояли ровно год, потом их все поснимали.
— То есть это по закону так можно работать: нигде не регистрируясь и не платя налоги? — уточняем у нашего гида.
— Нет, конечно. Но тебя никто не трогает.
— Почему и в регионах, и в столице так много таксистов?
— Такси в провинции дешевое. Потому что это easy money. Ты сел в машину, кого-то куда-то подвез — и вот тебе 5—10 манат на хлеб или сигареты.
В крупных городах есть все популярные агрегаторы. Это и «Яндекс» (Yango), и Uber, и Bolt. Тоже стоит недорого: чуть ли не каждый азербайджанец купил себе гибридный «Приус» из Америки и начал таксовать.
До электрокаров наш менталитет еще не дошел. За пределы города не выедешь: зарядиться будет негде. Никаких «плюшек» (повсеместных бесплатных парковок в центре, например) со стороны государства для владельцев «электричек» не предусмотрено.
Отправляемся дружной делегацией в регион. В программе нашего визита — небольшой город Габала на севере Азербайджана. По пути собираем все самые интересные достопримечательности. Но о них расскажем позже и отдельно.
По дороге знакомимся с местными серпантинами и всем разнообразием животноводства в стране. Два главных открытия — красоты местных гористых пейзажей и верблюды, которые запросто могут перегородить вам путь. С последними не поругаешься — у них всегда найдется мокрый «аргумент». И, говорят, они не только плюются, но и кусаются, так что фотографируем на расстоянии и уезжаем подальше.
Но вернемся к автопрому. Контраст с Баку — колоссальный. Региональные дороги просто кишат «Жигулями»! Обязательно с тонировкой и завышенными «носами». Особенно их много среди местных такси. Минчанам, наверное, даже сложно представить ситуацию, когда к ним на вызов приезжает «шестерка». А тут это ни у кого не вызовет удивления.
— Почему так много «Жигулей»? Они очень «эксплуатабельные», простенькие. Сломалась машина — взял что-нибудь от банки кока-колы отлепил, прикрепил, перевязал и едешь дальше. Какое-нибудь среднестатистическое BMW в горах продержится лишь год-полтора, — рассказывает наш гид. — За сколько можно купить «Жигули»? Ну, за $3000. Получше — $4000 и больше.
Любят тут и «Ниву: мы повидали самые разные «кастомы». Например, вот пикап для перевозки овец.
Примерно в таком же амплуа мы заметили 24-ю «Волгу»: модели ГАЗ в Азербайджане тоже уважают.
— Их в России переделывают, не у нас. К нам их такими уже ввозят, — замечает Саид. — «Нива» — одна из самых «выпендрежных» машин сейчас. У какого-нибудь богача в гараже будет стоять Lamborghini, а рядом — «Нива» с номером, который стоит в 50 раз больше, чем машина. Я сам считаю, что это чудо инженерной советской мысли.
Советский автопром очень неплохо сохранился: естественно, дело в климате и отсутствии (не уверены, что в полном, но все же) агрессивных «солей» на дорогах.
Организаторы нашего тура предупреждали: местные на дорогах довольно агрессивны — перестраиваются без поворотников, «щемятся», моргают дальним, если займешь крайнюю левую полосу, и т. д. Все эти «культурные особенности» действительно стали очевидны за пределами Баку. Хотя не можем сказать, что за рулем было страшно. Все примерно как у нас, только чуть-чуть резче. Хотя, возможно, нашу команду закалили командировки в Китай.
Из местных «приколов» стоит отметить повсеместную привычку занимать полтора ряда. А еще мы неоднократно видели, как кто-нибудь едет в левой полосе по трассе с включенным левым поворотником. Хотя в пределах видимости — ни перекрестков, ни мест для разворота. Как позже объяснил гид, водитель таким образом демонстрирует, что не собирается перестраиваться правее: возможно, там плохой асфальт или колея.
И в столице, и в регионах очень много камер скорости и экипажей местной ГАИ с радарами. Нас предупредили: «письмо счастья» может прийти даже за то, что водитель просто подержал телефон в руках. Но местных, кажется, это не сильно пугает. Один из таксистов, который подвозил участников нашей делегации в аэропорт, беспрерывно пользовался смартфоном за рулем.
На одной из горных трасс наш экипаж стал свидетелем дорожного конфликта: вокруг двух побитых машин собралась целая толпа народа. Сотрудники ДПС даже затерялись на их фоне. Каждый из водителей позвал на разборки своих родственников? Или что происходит?
— Вряд ли это были родственники, — улыбается Саид. — Это такой местный фольклор, традиция: мы очень любим собираться толпой, когда что-то случилось. Каждый же обязан дать совет, внести свой вклад! Оставаться в стороне нельзя: надо подойти, назойливо предложить свое решение, поучаствовать в «движе».
Вместо эпилога — порция фотографий из Азербайджана. Красивейшая природа, горы, аутентичные деревни, старинные храмы и сытная еда — вот ради чего сюда стоит ехать. Особенно если вы до сих пор не знакомы с Кавказом.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by