Наш читатель Александр вместе с супругой Марией ехал по гродненской трассе (М6) в направлении Минска. Вечер, на часах 21:00. Скорость около 100 км/ч. Внезапно произошло то, чего на самом деле боится любой водитель: на дорогу выскочил лось. И практически ничего уже нельзя сделать в этот момент, даже успеть понадеяться на лучшее.
— Жена была за рулем, она — хороший водитель, вопросов к ней на этот счет у меня нет. После развязки на Заславль скорость на трассе снижается до 100 км/ч — мы где-то так и ехали во втором ряду. Помню, подумал в тот момент: «Странно, ехали всю дорогу в потоке с кем-то, кого-то опережали, и навстречу ехал транспорт, а тут — никого, сплошная темень», — рассказывает Александр корреспонденту Onlíner.
В этой темноте мужчина краем глаза заметил, как слева появился лось.
— Я успел только воскликнуть: «Маша!» И потом подумал: «А что Маша? Что Маша уже может сделать?» В общем, лось в это мгновение был уже в полете, он перепрыгивал отбойник, и мы его сбили. Основной удар пришелся на мою, пассажирскую сторону, в частности в правую стойку. Жена выжала тормоз и, не поворачивая руль, остановилась в своей полосе, — продолжает собеседник.
Первые мгновения, вопросы о состоянии друг друга. Супруги стали выбираться наружу: оба — через водительскую дверь, так как пассажирская уже не открывалась.
— Когда вылезал, подумал, что хорошо, что ехали на седане. Были бы на высоком внедорожнике, на котором я езжу на охоту, — лось бы влетел в салон, — говорит мужчина. — Отвел жену на обочину. Посмотрел на лося — тот уже был неживой. Небольшой. Я думаю, ему года два — как охотник могу предположить.
Внимание! Видео не предназначено для просмотра впечатлительным людям.
Машину заглушили, включили аварийную сигнализацию. До МКАД от места аварии оставалось километра 3—4.
— Справа — поле, слева — поле. Откуда там взялся лось — непонятно. Я видел, как люди, которые ехали в нашем направлении, чудом объезжали тушу — никто скорость не снижал, — отмечает читатель.
Вызвали ГАИ.
— Инспекторы оформили все, позвонили егерям, спросили, нужен ли эвакуатор, но я отказался: сам сел за руль и поехал на стоянку, благо до Малиновки не так далеко, да и трафик небольшой был. Жену забрала наша подруга, которая оперативно приехала на место ДТП, — добавляет Александр.
Машина — отдельная история. Эту BMW 2019 года выпуска пригоняли из Германии. Чистая история, ни одного ДТП, и вот — такое.
— Из повреждений: бампер, правая фара, чуть примят капот, правая стойка, крылья (сильно досталось заднему крылу), двери, боковое зеркало, лобовое стекло, стеклянный люк, — перечисляет собеседник. — После удара лось кувырком полетел через машину, задевая копытами все. В салоне повылетал пластик, а зеркало заднего вида и кнопки люка висели на проводах. Все было в осколках стекла. А вот подушки безопасности не сработали, хотя мы оба были пристегнуты.
Автомобиль приобретали в лизинг на физическое лицо, на BMW было оформлено каско без учета износа.
— Мы связались с лизинговой компанией, а они отправили в отдел по работе со страховыми случаями. Там все зафиксировали, сказали ожидать, но сколько — никто не уточнил. В итоге мы сами позвонили в страховую компанию, указали на то, что потребуется выезд оценщика. На это нам сообщили — удивительно! — что очередь на оценку расписана чуть ли не на месяц вперед. Меня это возмутило до глубины души, ведь страховые компании пользуются услугами независимых экспертов, то есть эти люди не в штате, работают по найму, их можно нанять хоть 50 специалистов одновременно. Я напирал на то, что в BMW есть проблемы с электрикой, а на улице дожди. А вдруг в машине что-нибудь закоротит и она загорится? И — о чудо! — у специалиста появилась возможность осмотреть автомобиль на следующий день, — рассказывает читатель.
С экспертом также все прошло не вполне гладко, утверждает участник происшествия.
— Что делает специалист? Он фиксирует повреждения и параллельно дает свою оценку. Условно: крыло, вмятина, работа по восстановлению — 8 часов. У меня сразу возникает вопрос: какое еще время на восстановление, если у меня страховка без учета износа? Мне будут восстанавливать поврежденные детали или менять их на новые? Эксперт попытался что-то говорить о том, что проще восстановить, что шпатлевка все исправит. Я был в корне с этим не согласен. Впрочем, было нужно, чтобы он зафиксировал повреждения, а остальные вопросы — уже не к нему, — отмечает Александр.
Машину доставили в сервисный центр, предложенный страховой компанией.
— На сервисе мне подробно объяснили все перспективы ремонта. По требованиям завода не все элементы можно снять и заменить на новые. В частности, заднее крыло — его туда нужно вваривать, потом шпатля, потом покраска, но меня это не устраивало. Также на сервисе удивились мнению эксперта о ремонте некоторых элементов. Сделали дефектовку, несколько раз приезжали из лизинговой компании на согласование. Итог: машина признана погибшей, — говорит собеседник. — В результате мы отказываемся от авто, страховая выплачивает полную сумму лизинговой компании, а та делает перерасчет с учетом внесенных платежей. Затем расторжение договора, и мы получаем деньги. Но все это происходит после того, как страховая компания реализует «годные остатки автомобиля». Интересно получается: страховая должна выплатить полную стоимость машины, но я должен ждать, пока они что-то реализуют, чтобы не выплачивать из своих средств полную сумму возмещения. Причем никаких регламентов нет: в какое время они должны сделать выплату после признания автомобиля погибшим, нигде не указано.
Годные остатки удалось реализовать с третьего аукциона. Деньги Александр и Мария получили спустя почти пять месяцев после ДТП.
— Мне и говорили, что обычно это занимает полгода. Как по мне, то страховая компания работает странно и вся схема кажется какой-то вальяжной. Ведь все время до момента признания авто погибшим я делал лизинговые платежи, оставаясь без колес, — недоумевает читатель.
У Александра было оформлено каско, и это сыграло существенную роль, так как если речь только об «автогражданке», то ждать возмещения после таких ДТП не приходится: поскольку застрахована ответственность водителя, потерпевшему в таком случае никто и ничего компенсировать не должен — лоси страховых взносов не платят.
Уже звучали предложения страховать ответственность лесных хозяйств — страхуются же дорожные службы на случай всевозможных происшествий. Но пока это не реализовано, хотя можно предположить, что страховые компании увидели бы в этом свои плюсы.
— Денежное возмещение на ремонт автомобиля возможно получить только при наличии каско либо договора комплексного внутреннего страхования, — отмечают юристы. — Последний включает в себя не только обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но и добровольное страхование их имущества (ТС) на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия.
Но есть нюанс. Как поясняли корреспонденту Onlíner специалисты в страховых вопросах, в рассматриваемом случае, кроме страхователя, нужно еще лицо, имуществу которого также был нанесен вред, — это обязательное условие. Будь то наезд на дерево или дорожное ограждение — и у того, и у другого определен вполне конкретный собственник, которого легко установить. В результате этот собственник сам получает страховую выплату (ответственность водителя), а автовладелец получает компенсацию ущерба, нанесенного имуществу (это особенность комплексного страхования).
Если заявлено только об ущербе, причиненном автомобилю, то комплексная страховка не действует, так как не выполнено обязательное условие. Выходит, страхователь сам нанес ущерб своему же имуществу. Именно поэтому автовладелец может оказаться без выплат — ввиду того, что ни один из предполагаемых собственников дикого зверя не признает свои права на него.
При этом если в результате ДТП дикое животное погибло, а водитель признан виновным, то есть вероятность, что он обязан будет возместить ущерб от гибели сбитого животного (ст. 63 закона «О животном мире»). Сумма возмещения в зависимости от вида животного установлена в приложении 12 к указу президента от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (в редакции указа от 21.03.2018 №112). Но опять же: о повреждении объектов окружающей среды можно говорить лишь в том случае, если животное дикое и собственника у него нет.
Кстати, некоторые хозяйства разводят диких животных для охоты, маркируют их, и эти животные числятся на балансе соответствующей организации.
— В этом случае можно говорить о наличии у животного конкретного собственника, а значит — об основаниях для страховой выплаты, поскольку в стране на законодательном уровне существуют обязанности арендаторов земель (охотхозяйств) проводить комплекс мероприятий, направленных на содержание диких животных, в частности отвлечение диких копытных животных от излишних перемещений в направлении оживленных автомобильных дорог (постановление Минприроды №16 «Об установлении требований к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, а также иных требований по охране объектов животного мира»), — говорят юристы.
• немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие;
• включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте аварии по возможности вне проезжей части дороги;
• принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему или пострадавшим пассажирам, вызвать скорую помощь. Если это невозможно, нужно принять меры по доставке пострадавших в ближайшую организацию здравоохранения на попутных транспортных средствах (при их отсутствии — на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие).
Госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным госорганом, осуществляющим контроль за охраной и использованием диких животных. Туда можно обратиться за информацией о принадлежности дикого животного, пострадавшего в ДТП.
Чего нельзя делать, если случилось ДТП с диким животным?
• оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
• употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения освидетельствования;
• вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ.
Нельзя подходить к дикому животному, так как в состоянии шока оно способно покалечить или даже убить того, кто приблизится.
— Не так давно знакомый перевозчик ехал из России в Беларусь и уже на нашей стороне сбил лося на своей «ГАЗели». Поскольку я начинающий охотник, то имею некоторое представление о животных. И я сделал для себя вывод, что лось особо ничего не боится: ни света фар, ни шума от автомобилей — ничего, — отмечает Александр.
Способы предотвратить выход диких животных на проезжую часть обсуждаются давно, причем существуют разные варианты, каждый из которых имеет свою нюансы.
— По поводу сетки вдоль дорог: миграция животных в природе — это очень важный момент, не получится их изолировать, — считает собеседник. — Надземные и подземные переходы — это, я думаю, одно из решений. Плюс там можно ставить фотоловушки, чтобы отслеживать популяцию, можно также размещать там кормушки с едой, лекарствами и витаминами для животных. Но это не может стать решением общей проблемы.
В Госавтоинспекции советуют:
— Одно из правил объезда внезапно появившихся на дороге животных — их нужно попытаться объехать сзади. Инстинкт и страх практически всегда гонят животное вперед. Поэтому, если видите бегущего наперерез лося, косулю, оленя, по возможности, отслеживая его траекторию и максимально снизив скорость, направляйте автомобиль в противоположную сторону от направления движения зверя. Разумеется, если это позволяет дорожная обстановка и нет встречных или попутных автомобилей.
Особое отношение у многих водителей к дорожному знаку 1.25 «Дикие животные», который предупреждает об участке дороги, проходящем по территории заповедников (охотничьих хозяйств, лесных массивов и т. п.), на котором возможно появление диких животных.
— Я часто вижу этот знак и всякий раз не могу понять: и что? Какие действия я должен предпринять после того, как его проехал? Считаю, что признавать водителя виновным в подобных ДТП с животными — это верх абсурда, — говорит Александр.
Теперь, после пережитого, мужчина подтверждает, что всякий раз испытывает тревогу на темной дороге.
— Очень часто езжу по гродненской трассе в район Аксаковщины. И в темное время становится очень тревожно, прям-таки появилась еще одна фобия, — утверждает водитель.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by