«Аккумуляторы Bosch, Varta, Exide подорожали на 30—50%». Рассказываем о дешевой альтернативе

Автор: Вероника Сайко. Фото: Максим Малиновский
06 ноября 2024 в 8:00

Два года назад на рынке аккумуляторов (а еще шин и других автомобильных комплектующих) произошел своеобразный переворот. За прошедшее с тех пор время все более-менее успело устаканиться и новые бренды укрепили свои позиции на белорусских витринах. Тем не менее аккумулятор — не та запчасть, которую приходится менять раз в год, поэтому иногда в магазинах еще звучат удивленные возгласы тех, кто увидел нынешние цены на Bosch или Varta. Кстати, сколько сейчас стоят «европейцы»? И кому из Китая можно доверять? Раскладываем аккумуляторный рынок по полочкам (и сегментам).

«Подорожали на 30—50%». Сколько нынче стоят премиальные Bosch, Varta, Exide?

Три европейских «кита» нашего рынка — Bosch, Varta, Exide — официально ушли от нас еще пару лет назад. Тем не менее в магазинах аккумуляторы этих брендов остались: очевидно, приехали они к нам по пути параллельного импорта. А как мы уже поняли, где параллельный импорт — там, чаще всего, подскочившие цены.

— Рынок сам по себе гибкий, всегда можно найти лазейки. Есть спрос — будет и предложение, — подчеркивает Дмитрий Вересковский, заместитель директора ООО «РИМБАТ». — На сколько увеличилась стоимость европейских аккумуляторов по отношению к концу 2021 года? Где-то на 30—50%, а то и больше.


К премиуму и нашей тройке можно также отнести батареи TAB (Словения). Туда же — Kraft, Banner. Это немецкие бренды, которые имеют производственные площадки в Китае. Качество у них ничуть не хуже, чем у Bosch, Varta и Exide, а в некоторых моментах они могут проявлять себя даже лучше.


Вбиваем в нашем Каталоге единые характеристики и смотрим цены. Разницу (или ее отсутствие) оцените сами.

емкость 62 А·ч, пусковой ток 600 А (EN), полярность: обратная, 242×175×175 мм, 14.5 кг
емкость 80 А·ч, пусковой ток 800 А (EN), полярность: обратная, 315×175×190 мм, 22.3 кг

Если не считаете разумным переплачивать за премиум: какие бренды сейчас правят бал в сегменте «Стандарт»?

Переходим к более приземленному сегменту — «Стандарт». Отдельно поговорим про Китай и аккумуляторы из стран бывшего СССР.

Китай

— Сразу отмечу: есть «китай» получше и есть похуже. С ценой коррелирует и качество. Я напрямую веду переговоры с китайскими партнерами и знаю: просишь у них скидку, понижение цены — это обязательно повлияет на качество, — говорит эксперт.


— До 2022 года у нас в принципе не было необходимости смотреть в сторону Китая. Европа у нас рядом, там хватает качественных батарей, поэтому и не было смысла в «азиатах». Но санкции, параллельный импорт, рост цен на «европейцев» (при том что качество у них осталось прежним) — зачем переплачивать? Так мы начали искать альтернативы.

После 2022 года к нам в страну стали завозить такие китайские бренды, как Camel и Blade. Последний может спокойно «отходить» 3—4 года, он относится к сегменту «Стандарт+».


емкость 45 А·ч, пусковой ток 360 А (EN), полярность: обратная, 235×129×220 мм, 11.75 кг

— Допустим, человек пять лет ездил с Bosch под капотом. А теперь ему пришлось «пересесть» на Blade. Разницу он заметит?

— В моменте он не заметит ничего. Новая АКБ выдаст хорошие пусковые токи, которые заявлены на этикетках: у условных Blade, Bosch и Gladiator они будут одинаковыми. Разница — в ресурсе батареи: у премиума он выше.

Но ресурс зависит еще и от особенностей эксплуатации. Если вы часто ездите на короткие расстояния, за которые аккумулятор не успевает зарядиться полностью, то он проживет меньше, чем мог бы.

Постсоветское пространство: Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан

— Абсолютный топ в этом сегменте — это Kainar (Казахстан), его можно отнести к категории «Стандарт+». Мое мнение: это лучшее, что сейчас есть на рынке по соотношению цена/качество. Батарея достаточно тяжелая, с хорошими пусковыми токами. Мы ее возим уже семь лет, и зарекомендовала она себя очень неплохо. Мы даже не боимся давать клиентам три года гарантии на нее.

Казахский завод хорош и тем, что при производстве батарей он не жалеет свинца. Поэтому все бренды, которые выпускаются там, выдавая заявленные токи, будут иметь увеличенный ресурс. Больше, чем у российских «одноклассников»


емкость 100 А·ч, пусковой ток 800 А (EN), полярность: прямая, 304×173×220 мм, 22.5 кг
емкость 75 А·ч, пусковой ток 640 А (EN), полярность: обратная, 260×173×220 мм, 18.45 кг

С того же завода к нам приезжает «стандартный» (но со знаком «+») бренд Alfa: в продаже есть линейка «Гибрид» и EFB, азиатский или европейский тип корпуса.

емкость 60 А·ч, пусковой ток 540 А (EN), полярность: прямая, 242×175×190 мм, 13.9 кг
EFB расшифровывается как Enhanced Flooded Battery — усовершенствованная батарея с жидким электролитом. В такой батарее применяется жидкий электролит, свинцовые пластины более мощные и каждая из них завернута в отдельный «пакет» из микроволокна.

Как пишут продавцы, аккумуляторы с технологией EFB созданы для современных автомобилей с системой Старт-Стоп и рекуперативным торможением.

Еще одна причина, по которой я во многом отдаю свой голос казахским производителям, заключается в том, что все хорошие, качественные производственные линии — они импортные. Найти равнозначную замену всему в рамках импортозамещения просто невозможно. Трудности с комплектующими все равно случаются. В Казахстане же с поставками все стабильно.


емкость 100 А·ч, пусковой ток 900 А (EN), полярность: обратная, 354×175×190 мм, 24.5 кг

Еще один бренд из Казахстана — Bars, это сегмент «Стандарт». Но у бренда есть линейка Premium — она на одном уровне с Kainar.

Переходим к российским заводам. На одном из них нам удалось побывать в прошлом году.

— Бренд Gladiator принадлежит Рязанскому аккумуляторному заводу. За последние три года производство было модернизировано, постоянно докупаются новые производственные линии.


К «Стандарту» также относится российский бренд Enerberg с технологией EFB — батареи производит Курский аккумуляторный завод.


— Рассматривали ли для поставок производителей из Турции?

— После 2022 года многие продавцы действительно переключили свое внимание на Турцию. Но наша компания, если честно, в качестве разочаровалась. Мы изучили продукцию трех турецких заводов, выпускающих АКБ в сегменте «Стандарт», и остались недовольны.

— Как изучили? Провели тесты?

— В первую очередь. К тому же всегда есть обратная связь от покупателей.

«Эконом». Из чего можно выбирать?

Как отличаются цены в этих трех сегментах — «Премиуме», «Стандарте» и «Экономе»? Наш эксперт приводит сравнение: премиальный TAB, китайский Blade и узбекистанский Hit с примерно одинаковыми характеристиками (60 А/ч, корпус L2) будут стоить 430, 280 и 191 рубль соответственно.

Hit — новая торговая марка из Узбекистана, — уточняет Дмитрий. — Завод строился по технологиям Exide для того, чтобы обеспечить аккумуляторами автомобили Chevrolet, производство которых также находится в этой стране. Основная задача предприятия — поставка батарей на первую комплектацию. А как известно, требования к таким АКБ выше, чем к аккумуляторам, которые уезжают на вторичный рынок.

емкость 60 А·ч, пусковой ток 510 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм, 13 кг


Рязанский автомобильный завод также выпускает бюджетные батареи — это бренд Fora-S. «Курский аккумулятор» тоже относится к сегменту «Эконом». Дмитрий подчеркивает:

— Курский завод не останавливали ни на минуту. Три года назад он сменил собственника, который сейчас также вкладывает большие деньги в модернизацию.


Продолжает работать и отечественное производство аккумуляторов в Пинске и Бресте: для нашего рынка там выпускают бюджетные батареи Shark, Ursa, Miles.

— Будут ли повышаться цены к сезону? — задаем вопрос эксперту.

— Все батареи подпадают под постановление №713 «О регулировании цен». Поэтому рынок сам по себе на стоимость товара не влияет (отметим: постановление вскоре могут отменить. — Прим. Onlíner).

— Может ли в разгар сезона случиться дефицит?

— Если говорить о продукции производителей из Беларуси и России, то дефицит не исключен из-за перебоев с поставками комплектующих.


В случае с АКБ из других стран причиной могут стать проблемы с логистикой. Сейчас все направления очень перегружены, большие очереди наблюдаются в портах в Китае. Трудности есть даже с доставкой батарей из Казахстана: поскольку все фуры идут на Китай, очень тяжело найти машину, которая поедет в нашем направлении. Из-за этого мы перешли на железнодорожный транспорт.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by