Номер на крыше. Тестируем в реальных условиях автомобильную палатку

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский
38 832
28 июня 2025 в 8:00

Любите путешествовать или часто выезжать на природу на машине? Тогда вы наверняка задумывались об автомобильной палатке. Один раз поставил на подходящий «носитель» и затем пользуешься: быстро раскладывается, так же быстро складывается — кайф! Но есть ли какие-то нюансы и недостатки, кроме цены, в разы превышающей стоимость высококлассных туристических палаток? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли на тест XCAMP T10 за 3999 рублей.

Нюансы установки

При размерах 210×129×110 см данная модель рассчитана на двух взрослых и ребенка. Корпус палатки выполнен из ударопрочного ABS-пластика толщиной 5,5 мм. В качестве верхней ткани стенок использован Oxford PU 420D с водоотталкивающей пропиткой и влагостойкими швами.

Палатка ставится на автомобильный багажник и крепится к нему при помощи специальных зажимов (в комплекте идет несколько вариантов таких устройств). Subaru Forester нашего фотографа как раз оснащена не только штатными дугами, но и поперечинами, причем фирменными Thule. Тем больше шансов, что они выдержат, ведь палатка весит 65 кг.

В случае с Forester производитель машины допускает перевозку грузов, масса которых вместе с багажником не превышает 80 кг. И это еще неплохо, ведь у многих легковушек этот параметр ограничен на уровне 50 кг. Поперечины тоже рассчитаны на определенную нагрузку, превышение которой чревато их повреждением (деформацией). Так что перед покупкой палатки стоит уточнить, сколько могут выдержать рейлинги вашего автомобиля и установленные на него поперечины.

Вы скажете, что с двумя взрослыми общая масса легко превысит 200 кг. Да, но в статике, когда машина стоит на месте, это не принципиально. Совсем другое дело, когда в движении действуют уже динамические нагрузки, возрастающие при раскачке кузова, резком изменении скорости или в поворотах — вот здесь важно, чтобы масса перевозимого груза не превышала указанных производителем значений. Вот мы и не превышаем.


Процесс установки мы решили доверить сотрудникам компании, которая предоставила палатку на тест. Пусть ничего особо сложного в этом нет, но ответственных моментов и нюансов хватает. Например, нужно аккуратно поставить довольно тяжелую палатку на рейлинги, правильно ее спозиционировать относительно кузова, установить и затянуть крепления. С положением по продольной оси, к слову, слегка не угадали: при открывании крышка багажника упиралась спойлером в палатку.

Простенькие на вид крепления на деле обеспечили вполне надежную фиксацию, вот только крутить гайки рожковым ключом пришлось уж очень долго. Так и запишем: лучше иметь под это дело трещетку.

Как в движении?

При взгляде сбоку сложенная палатка выглядит как обычный бокс, но с других ракурсов сразу обращаешь внимание на то, насколько она широкая, практически вровень с автомобилем. C точки зрения эксплуатации надо учитывать, что выросла габаритная высота (примерно на 30 см). В случае с внедорожником или микроавтобусом это уже может быть проблемой — вы не сможете заезжать в подземные или многоуровневые паркинги.

В теории подобный груз на крыше должен сказываться на управляемости (ведь центр масс смещается вверх), а также на расходе топлива, поскольку вдобавок к дополнительному весу ухудшается аэродинамика.

Однако владелец автомобиля отметил лишь незначительно возросший топливный «аппетит» на высоких скоростях да чуть больший в этих же условиях уровень шума. В городском трафике наличие палатки на крыше никак не ощущается. И поведение Subaru на дороге, по словам водителя, особо не изменилось.

автомобильная, 3-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, ДхШхВ: 210x129x110 см

Раз — и готово

Рекламный ролик не врет: палатка раскладывается буквально за полминуты. Достаточно высвободить четыре ремешка из замков и чуть толкнуть крышу с любой точки вверх — дальше под действием газовых упоров она поднимется сама. Действительно, на порядок проще и быстрее, чем установка обычной палатки. И это особенно ценно в сложных климатических условиях или на сложном опорном покрытии (кто разбивал лагерь в болотистой местности или в сильный дождь, тот поймет).

Первую «распаковку» мы как раз устроили, когда смеркалось, моросило, а едва дождик прекратился — нагрянули комары. Не самые экстремальные условия, но скорость возведения «пентхауса» определенно порадовала. И стоит уточнить: нам повезло, что удалось поставить машину на ровную площадку. Ведь если бы был склон или боковой уклон (что не редкость на природе), палатка тоже бы оказалась установлена не «в горизонт».

Правда, поставить домик — это полдела, надо же еще его обустроить. В данном случае над каждым из двух входов можно натянуть козырьки. Для этого используются специальные прутки-тяги, которые вставляются в нижнюю часть корпуса палатки. Также рядом со входом предусмотрены крепления для внешних карманов. В них, например, можно складывать обувь (хотя походный опыт подсказывает, что если это не резиновые шлепки, обувь лучше хранить в защищенных от воды местах).

Отдельного упоминания заслуживает телескопическая лестница. Даже в сложенном виде она имеет довольно солидные размеры, да и весит прилично. Но сделана основательно и реально удобна в использовании. К палатке она крепится при помощи специальных крючков, стоит на земле надежно.

Правда, если ножки упираются в асфальт, лучше убедиться, что нижняя секция выдвинута и зафиксирована. В противном случае есть риск, что в какой-то момент лестница соскользнет ближе к машине и прижмется к боковине. На грунте, где ножки слегка продавливают опорную поверхность и надежно фиксируются, такого риска нет.

Номер с удобствами

Несколько ступенек наверх, и через широкий вход попадаем внутрь. Вообще у палатки два входа плюс два окошка — и везде имеются москитные сетки. Если все открыть, с освещением проблем нет, как и с вентиляцией — в жаркий летний день это бесценно. Но в условиях прохладной ветреной погоды быстро прикрываешь все лишнее.

Несомненный плюс палаток с полностью поднимаемой крышей — обеспечиваемое внутреннее пространство. Вы получаете вертикальные стены и высокий потолок, что дает больше места и позволяет сидеть в любой части палатки, а не только ближе к центру.

Производитель заявляет, что данная модель рассчитана на двух взрослых с ребенком. Места им будет с избытком, особенно если учесть, что лишние вещи можно оставить в автомобиле.

Штатного светильника, разумеется, нет (а было бы неплохо), специальных креплений для кемпингового фонарика мы тоже не обнаружили, но можно подвесить его за вещевую сетку под потолком или прикрепить на магните к одной из металлических стоек. Последние, кстати, предлагается прикрывать специальными чехлами из ткани, что добавляет внутреннего уюта. Еще отметим карманы для мелочовки. Неплохо, но «барахольщики» наверняка скажут, что их недостаточно много.

А еще здесь не нужно думать о ковриках, потому что уже имеется штатный матрас (его размеры — 210×110×5 см). То есть вы по умолчанию получаете ровный и мягкий пол, что тоже является неоспоримым преимуществом перед обычными палатками. Остается добавить спальные мешки и подушки — и можно ночевать. Кстати, их можно сразу оставлять здесь — даже в сложенном виде внутри палатки остается достаточно свободного места.

Я все проспал

Да, такой и была задача — проверить наш «номер» в деле. Одно дело — посидеть внутри палатки минут 15, и совсем другое — провести в ней всю ночь. Протестировать, так сказать, по полной. Благо определенный опыт «проживания» в трекинговых и кемпинговых палатках имеется, так что есть с чем сравнивать.


И вот после ночи, проведенной в блаженном сне, могу констатировать: ровный пол с матрасом — это тема. Как ни выбирай на природе подходящее место, как ни расчищай его от шишек и веток, это в 99% случаев не плоскость, а рельеф, с которым придется мириться. Часть проблемы снимает хороший коврик (желательно надувной). С обычным же ты лежишь на жестком и вовсе не ровном покрытии.

В случае с автомобильной палаткой ты получаешь полноценную кровать, на которой тело не затекает, а спина не ноет. Зачет. Еще один плюс, который был отмечен сразу и подтвердился после проведенной ночи, — внутренние размеры и вертикальные стенки. В обычной двухместной палатке ты лежишь близко к стенкам, которые к тому же установлены под углом. И от них ближе к утру веет холодом. Температура в ту ночь колебалась в пределах +8…+13 градусов, но дискомфорта в автомобильной палатке не было.

Правда, был достаточно сильный ветер, и вот он чувствовался, даже через плотную ткань. Здесь вертикальные стенки сыграли уже в минус (обычные туристические палатки имеют более обтекаемую форму), а еще сказалось то, что наше жилище располагалось почти в двух метрах над землей. Звукоизоляция при этом — примерно такая же, как у обычной палатки, не лучше, но и не хуже.

И еще одна специфика, связанная с размещением на крыше автомобиля. Стоит активно повернуться, и домик качается на подвеске машины. Но это у нас еще кроссовер с довольно жесткими пружинами и амортизаторами. Было бы шасси помягче, раскачка была бы сильнее.


Несмотря на небольшой ночной дождь, стенки из ткани со специальной пропиткой не намокли. А вот на пластиковом потолке к утру была обильная роса — конденсат никто не отменял.

Сворачиваемся!

Чтобы опустить крышу, надо потянуть за лямки. И это… тяжело! Особенно если пытаешься опустить переднюю часть: из-за капота приходится наклоняться, затем прикладывать заметные усилия, чтобы верхняя крышка палатки начала понемногу двигаться вниз. В итоге призвал на помощь фотографа и вдвоем мы кое-как смогли сложить эту конструкцию. А как же это сделать в одиночку?


Со второго-третьего раза приходит понимание, как облегчить себе задачу. Во-первых, надо открыть оба входа, а то и окна, чтобы воздух выходил как можно быстрее — иначе вы просто пытаетесь сжать его, опуская крышу, что и создает дополнительное сопротивление помимо газовых упоров.

Во-вторых, не надо пытаться опустить всю сторону, можно это делать более точечно, подтягивая вниз сначала один угол, затем другой. При этом сразу же нужно отправлять лямки под замки и затягивать шлейки, чтобы опущенный угол снова не поднялся вверх. А перед тем как полностью прижать верхнюю крышку к нижней части корпуса, надо затолкать сложенные стенки внутрь.

С каждым разом эта процедура проходила все быстрее и у нас получалось все лучше, так что при постоянном использовании палатки ее складывание превратится в дело трех-четырех минут. Правда, у нас был не самый высокий автомобиль — в случае с микроавтобусом или крупным внедорожником будет сложнее.

Выводы

На примере XCAMP T10 мы убедились, что автомобильная палатка практически во всех аспектах удобнее обычной: быстро раскладывается и складывается, радует комфортом и простором. Но и нюансов тоже хватает. Вам не нужно искать место под установку палатки, но важно, чтобы автомобиль стоял ровно, а это не всегда возможно.

Постоянно возить с собой 65 кг на крыше ради нескольких редких выездов на природу вряд ли целесообразно, а устанавливать и снимать эту конструкцию в случае с такими поездками вы вряд ли станете. Плюс под нее нужны рейлинги и поперечины, которые рассчитаны на такую массу. Ну и не забудем про немалую стоимость.

В общем, автомобильная палатка — штука удобная, но все же специфическая, под определенный образ жизни или тип отдыха. Например, она отлично подойдет для большого путешествия, когда каждый день меняешь стоянку, и тогда простой и легкий процесс раскладывания/складывания будет в самый раз.

автомобильная, весна/лето/осень, 2-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, ДхШхВ: 210x150x125 см
автомобильная, весна/лето/осень, 2-местная, 1 вход, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, ДхШхВ: 200x120x110 см

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by