Один проект — один год работы. Минчанин «в завод» реставрирует тяжелые советские мотоциклы с колясками

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
16 августа 2025 в 8:00

Сегодня под Минском будет проходить ретровыставка «Кола часу»: в комплексе «Фестивальный» свои мотоциклы продемонстрируют фанаты раритетной техники. Большинство экспонатов трепетно восстанавливались не один месяц. Александр Заяц из Минска на каждый свой мотоцикл потратил по году работы. Он реставрирует тяжелые советские мотоциклы с колясками, приводя их в (почти) заводское состояние. Познакомились с его «Уралами» поближе.

«Реставрировать мотоциклы люблю больше, чем кататься на них». Как появились первые экземпляры в коллекции

Любовь к советским мотоциклам, как правило, зарождается в детстве, когда отец или дедушка в первый раз разрешает прокатиться по деревенским улочкам на своем «Иже» или «Яве». Но у Александра таких историй в запасе нет: к своему увлечению он пришел уже в зрелом возрасте и, можно сказать, спонтанно. У него даже не было прав, когда в личной коллекции появился милицейский «Урал» 8903-10, выпущенный в 1991 году. Едва ли вы найдете такой на барахолках, особенно в нынешнем состоянии.

Фото из личного архива героя

— Я приобрел «Урал» у своего товарища в 2018 году. Его отец служил в Гомельской ГАИ. Мотоцикл списали, он его забрал.

На удивление у мотоцикла сохранились все признаки того, что он «служил» в милиции: «маячки», рация и так далее. Александр рассказывает: за эти атрибуты мотоцикл так любят юные гости различных выставок.

Фото из личного архива героя

— Все желтые части были закрашены зеленым цветом — пришлось возвращать родные оттенки, а затем уже ехать в ГАИ и перерегистрировать.

До покупки «Урала» у меня вообще не было никакой связи с мотоциклами. Да, от слова «совсем». Отреставрировал его, а затем купил еще один «Урал» у знакомой, с которой вместе тренировался в мотошколе, — Александр указывает на модель M63, выпускавшуюся Ирбитским мотоциклетным заводом с 1963 по 1971 год.

— Она приехала на выставку «Кола часу», увидела меня там с милицейским мотоциклом и рассказала, что у нее от дедушки остался советский байк. Я за год его отреставрировал. Спустя какое-то время привез его на следующее «Кола часу», там знакомая была со своей семьей — они заплакали, увидев, что я привел его в заводское состояние.

«Урал» М-63 — советский тяжелый мотоцикл с коляской. По информации из сети, толчком к проектированию М-63 явилось решение специальной комиссии об унификации мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов, чтобы узлы и детали были взаимозаменяемыми. Выполняя это решение, конструкторы ИМЗ и создали М-63.

Двухцилиндровый двигатель достался мотоциклу от предыдущей модели — М-62, но с некоторыми изменениями. Его рабочий объем — 650 см3, мощность — 32 л. с. при 5300 об./мин. Мотоцикл М-63, в отличие от своих предшественников, оснащен рамой с маятниковой подвеской заднего колеса.

Перед нами байк 1967 года в цвете тиффани. Александр рассказывает: в процессе восстановления начал интересоваться историей завода, решил купить модели M-61, M-72 и M-62. Все они в коллекции уже есть, лишь первый пока что в разобранном состоянии.

— M-63 я собирал по заводскому каталогу. А еще мне досталась переписка предыдущего хозяина с заводом: он заказывал на мотоцикл отдельные запчасти.

— Все болтики стоят на том месте, на котором должны стоять, — указывает Александр на едва заметные детали. — Если болтик был без шайбочки, значит, ставил без шайбочки. Восстанавливал байк в состояние, максимально приближенное к заводскому.

Александр рассказывает: в случае с покраской на помощь пришлось звать друга-соседа. Остальные работы в основном выполнял сам: он окончил политехнический институт, по образованию инженер.

— Как ищете запчасти?

— Что-то покупаю в Беларуси через знакомых, что-то — в России, некоторые запчасти находил в Европе. Сейчас рынок более-менее насыщен такими деталями.


Хотя все зависит от модели. Чем она старше, тем сложнее найти нужную запчасть. В случае с М-63 труднее всего было с поиском выхлопной трубы. Покупал ее в России, она была без хрома. Пришлось долго уговаривать владельца продать. На хромирование детали также отправляю на завод в России.

— Как часто выезжаете куда-либо на своих мотоциклах?

— Катаюсь иногда по частному сектору, где живу, но я не заядлый мотоциклист. Если бы любил ездить на байках, у меня был бы современный мотоцикл. Вот так: кататься на них не люблю, а делать — да.

Каких принципов в работе придерживается реставратор

«Урал» М-62 1963 года выпуска Александр нашел в Брянске по объявлению. На его одометре 43 тыс. километров (у М-63 — 37 тыс.).


— Для меня важно, чтобы номер мотора совпадал с шильдой на раме. На всех моих мотоциклах стоит родной двигатель — М-62 тоже абсолютно «честный». Привез его в Беларусь в конце 2023 года, буквально месяц назад закончил проект.

«Урал» М-62 — предшественник М-63. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1961 по 1965 год. Двигатель четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый объемом 649 см3.

Много запчастей нужно было искать, перехромировать… Ремонтировал коляску, ставил новую фару, выхлоп. Но к этому проекту я уже «оброс» полезными знакомствами, благодаря которым восстановление проходило легче.

Хотя во время реставрации каждого мотоцикла возникают свои проблемы. В случае с М-62 сложности были с выбором цвета: я крашу технику только в заводские оттенки. А еще трудно было найти переднюю вилку в хорошем состоянии.

К обоим мотоциклам прилагаются каски — одна из них даже попала в тон тиффани. Как рассказывает Александр, этот шлем подарил товарищ, родственники которого служили в ГДР.

— Это шлем то ли дружинника, то ли участкового — он попал ко мне в руки абсолютно новым.

А вот перед нами модель ИМЗ М-72М, которая выпускалась с 1941 по 1960 год. Последняя буква «М» расшифровывается как «модернизированный».

— До 1955 года эти мотоциклы шли исключительно на военные нужды. А с 1956-го байки начали выдавать гражданскому населению. К слову, перед нами копия немецкого BMW R71.

Мои друзья нашли его в России и привезли в Беларусь. Позвонили со словами «Саша, у нас для тебя есть М-72, который ты искал». Я прыгнул в вечерний поезд и поехал к ним в Витебск. Принял решение: надо брать!

Сложности с восстановлением снова заключались в покраске. Обратите внимание: ЛКП не глянцевое, но и не матовое. Мой товарищ, который его красил, мешал глянцевый лак с матовым и какими-то добавками, чтобы добиться такого эффекта.


Здесь нижнеклапанный мотор, тоже шестивольтовое оборудование и самая простецкая система зажигания. На восстановление также ушел год. Я стараюсь не спешить с этим процессом. Снова мучился с передней вилкой: она заходит в специальные конусы, и было важно, чтобы после сборки ничего нигде не царапалось.

Тут я менял коляску: та, которая была изначально, находилась в совсем непригодном состоянии. Искал коляску того же года, что и сам мотоцикл, — 1956-го.


О планах на будущее Александр говорит осторожно: собирается восстановить М-61, который пока что выглядит как огромные коробки с запчастями, а дальше, может, в работу пойдут не только «Уралы».

— Есть интересные советские мотоциклы, которые мне тоже нравятся: Иж-49, Иж-350, ранние К-750… Если получится найти мотоцикл в том состоянии, в котором мне бы хотелось (обязательно с документами и родным мотором), то, может, пополнится коллекция, — улыбается Александр.

Посмотреть на результат кропотливого труда Александра можно будет уже сегодня: «Уралы» М-62 и М-63 отправятся на «Кола часу». Вбивайте в навигатор адрес: загородный клуб «Фестивальный», Раковский сельсовет, Воложинский район, Минская область (54.00025, 27.01119). Выставка стартует в 10:00 и завершится в 17:00. Чем еще будут удивлять организаторы? В этот раз шоу посвящено сразу двум круглым датам: 140 лет первому мотоциклу с двигателем внутреннего сгорания и 80 лет отечественному ММВЗ. По этой причине главным действующим лицом станет первый мотоцикл в мире — Reitwagen Готлиба Даймлера. Масштабную модель специально подготовили к мероприятию «Кола часу — 2025». Минский мотовелозавод ответит презентацией экспериментального мотовездехода-снегоболотохода «Умка» ММВЗ 3905. Кроме того, гостей фестиваля ждет экспозиция коллекционных ретровелосипедов, детских педальных машинок времен СССР, мастерская SHIFCustom и «Sparta Гараж», конкурс винтажной моды и еще много всего.

диапазоны: X, K, Ka (POP), лазер 360°, VG-2, визуальная индикация: графическая

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by