Вчера под Минском проходила 11-я по счету выставка «Кола часу»: она про ретромотоциклы, раритетные велосипеды и уникальную самодельную технику. В этот раз на территории клуба «Фестивальный» собралось рекордное количество участников — более 200. Среди экспонатов-хедлайнеров — макет первого в мире байка 140-летнего Reitwagen Готлиба Даймлера, экспериментальный снегоболотоход «УМКА» от минского велозавода и недавно обнаруженный самодельный автомобиль от неизвестного белоруса. Рассказываем подробности.
«Кола часу», «Золотая миля», TBT Show — это проекты братьев Гапоновичей: Олега и Виталия, известных любителей ретротехники, которые уже много лет подряд объединяют таких же фанатов всего раритетного и эксклюзивного. И их с каждым годом становится все больше: автомобилями и мотоциклами, на которых прибыли зрители, была заставлена вся округа.
— Если говорить про людей, то в этот раз мы собрали около 150—170 участников, — рассказывает Олег. — Однако многие из них привозят не по одному мотоциклу. В этом году у нас рекорд по количеству экспонатов: мы подготовили 200 номерков для них, но их не хватило.
В этом году первому мотоциклу в мире — Reitwagen Готлиба Даймлера — исполнилось 140 лет. Оригинал, к сожалению, не сохранился: он уничтожен в пожаре в 1904-м, когда сгорела историческая мастерская создателя. Но существуют реплики: одна из них находится в музее Mercedes в Штутгарте. Олег рассказывает: он даже отправлял туда письмо с предложением привезти экспонат в Беларусь для выставки. Очевидно, на ответ не надеялись, но его все же получили — это был отказ. Что делать в такой ситуации? Строить свой мотоцикл! Точнее, макет.
«Повозка для верховой езды» — с таким названием получил патент на изобретение Готлиб Даймлер 29 августа 1885 года. Она была создана для испытания разработанного вместе с Вильгельмом Майбахом керосинового двигателя внутреннего сгорания. Рама — из дерева, обода колес — из стали. По информации из открытых источников, мотоцикл мог разгоняться до 12 км/ч.
— Мы решили отметить 140-летний юбилей первого в мире мотоцикла, но отмечать его без юбиляра было бы неправильно. Поэтому к выставке мы подготовили полноценный масштабный макет. Хотели сделать его движимым, даже купили двигатель, но нам не хватило времени его установить. Надеемся завершить проект и показать, как эта 140-летняя «история» может передвигаться.
Еще одна премьера от Гапоновичей — самодельный автомобиль, собранный неизвестным белорусом. Есть предположение: автомобиль родом из Витебской области. Гапоновичам об этой машине стало известно от друзей. Человек по имени Валентин, в руках у которого находилась «самоделка», почти ничего не смог о ней рассказать.
— В автомобиле использован двигатель от мотоцикла, а точнее — от первых моделей М-72 (это советский тяжелый мотоцикл, копия немецкого BMW R71. — Прим. Onlíner). Это говорит о том, что машинка, вероятно, собрана в 50-е годы. Установлены приборы от «полуторки» (грузовика ГАЗ-АА), некоторые детали — авиационные. А подвеска — вообще что-то уникальное. Передняя и задняя часть, видно, заводского исполнения. Есть предположение, что она от какого-то довоенного автомобиля, но установить это пока не получилось, — рассказывает Олег Гапонович.
Отдельное внимание на выставке — снегоболотоходу «УМКА» (ММВЗ 3.905). Это экспериментальная разработка минского велозавода.
— Он был создан в конце 80-х. Сколько таких осталось? Один и еще половина! — улыбается Олег. — Двигатель здесь тоже производства минского велозавода — с принудительным воздушным охлаждением. На основе классического мотора подготовлен такой, чтобы можно было эксплуатировать в нетипичных условиях.
Тему мотовездеходов продолжает Геннадий из Новогрудка. Полноприводный байк он собрал сам и отмечает, что особенно крутые эмоции техника дарит зимой. Видео прилагается.
— Как пришла идея? Руки чесались что-нибудь сделать: увидел в интернете нечто подобное и полноприводное, так и родилась эта чудесная техника. У меня есть еще самодельные проекты на мототему, — улыбается Геннадий, а его сын Михаил в это время на телефоне показывает скейтборд с моторчиком и мотосамокат.
— Летом мотовездеход дарит много эмоций, но потом очень грустно отмываться. Такая техника провоцирует куда-нибудь залезть! А зимой и ездить весело, и падать не больно, и мыться не надо. Это проект исключительно для души и удовольствия, потому что легализовать и зарегистрировать его было бы сложно.
Мотовездеход быстроразборный: мы закидываем его в багажник нашего универсала и выезжаем в поля или в лес. На то, чтобы снять колеса и сложить мотоцикл, нужно буквально 10 минут и одна пара рук.
Колеса тут — сборная «солянка». Красные круги — это тоненькая фанерка. Сами колеса — две камеры УАЗика, одна в другую вставленные. Ну и сверху — бандажная лента.
Моторчик — от бензогенератора 4 такта, 200 «кубиков», 7 «лошадок». Но этих семи «лошадок» мотоциклу хватает! Что касается полного привода, то от двигателя крутящий момент передается цепью на промежуточный вал, с него цепь идет и на передний, и на задний привод. Здесь же установлен дисковый тормоз, который всегда тормозит заднее колесо, а переднее колесо только тогда, когда подключен еще и передний привод.
Ну а теперь — к более изящной технике. Точнее, к «Вятке» 1964 года выпуска. Врать не будем: купились на красивый цвет и милое дополнение рядом — детский советский педальный мотороллер «Крошка». Техника принадлежит Дмитрию, а найти владельца в толпе было легко — по футболке.
— Когда «Вятка» попала ко мне в руки, она была в состоянии нестояния. Восстанавливалось все вплоть до последнего винтика.
Эта модель выполнена на основе итальянской Vespa GS 150, которая в 50-х выпускалась в Европе. А мне нравится итальянский дизайн 40—50-х годов, эти округлые формы… Когда-то на фестивале увидели подобные экземпляры, но не в очень хорошем состоянии. Задался целью сделать лучший экземпляр. Нашел человека в Беларуси, который профессионально занимается восстановлением подобного рода техники. Над мотороллером работала целая команда реставраторов.
Еще немного о красивом, а точнее — о красивых. Елизавета и Павел приехали на выставку с мотоциклом «Восход 1» 1970 года выпуска и мопедом Jawa 551/02 1962 года выпуска. Павел профессионально занимается восстановлением подобных транспортных средств, это техника заказчиков.
— «Восход» был приобретен в деревне под Солигорском. Можно сказать, что простаивал в сарае. Его владелец очень хотел восстановить мотоцикл из детства.
Сложности с реставрацией были, поскольку это мотоцикл, который нечасто встретишь. Более того, мы решили установить на него достаточно редкие детали — например, защиту коленей с двух сторон. Были проблемы с ее поиском. Еще здесь стоит защита карбюратором.
Владелец мопеда Jawa живет в Минске, техника сейчас у меня на техническом обслуживании. Она восстанавливалась довольно давно. В среднем на работы по восстановлению уходит около трех-четырех месяцев. Многое зависит от наличия запчастей. Тут колеса приехали прямо из Чехии, например.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by