Как это было. «Автоэкзотика-2001»: ретротусовка на фоне хороших автомобилей

Источник: Игорь Кандраль. Фото: Игорь Кандраль
26 349
25 августа 2025 в 8:00

Начало 2000-х. Это было время, когда ретроавтомобили могли легко «пробежать» тысячу километров, фестивальное движение любителей автомотостарины набирало обороты, задора и энергии хватало, чтобы не спать несколько дней, а московский район Тушино был не жилым массивом, а еще пустырем. Поэтому, когда «Виллис» с белорусскими номерами в полночь уперся решеткой радиатора в ворота Тушинского аэродрома в Москве, где накануне начался V Московский международный автомобильный фестиваль «Автоэкзотика-2001», охранники от неожиданности зажмурили глаза.

Позади в колонне, организованной незарегистрированным белорусским общественным объединением «„Волга“ ГАЗ-21/22″, стояли еще четыре ГАЗ-21 и две «Победы». Такой представительной делегации из Беларуси организаторы не ожидали, а потому вместо рядовой проверки документов сразу же широко распахнули ворота и даже дали машину сопровождения со словами «Добро пожаловать! Завтра утром увидите наш колхоз „Светлый путь“».

Наскоро в темноте разбив палатки и глотнув праздничного лимонада (за то, что доехали!), упали в душистую июльскую траву и заснули крепким сном. Утром посмотрим на ваш колхоз!

Мне довелось участвовать не в одной «Автоэкзотике», но эта была одной из самых представительных. Для участия в юбилейном фестивале зарегистрировалось более 500 автомобилей. Хотя по сравнению с 2000 годом эта цифра и оказалась поменьше, значительно выросло количество клубных экспозиций из разных стран. Гости съехались со всей России, из Украины, Казахстана, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Беларуси, что сделало фестиваль по-настоящему международным. А если учесть, что большинство его участников дневали и ночевали под открытым небом в туристических палатках, то можно сказать, что фестиваль автомобильных антикваров получился масштабным и очень веселым.

В связи с его новой коммерческой направленностью (впервые было разрешено продавать автомобили прямо на фестивале) немного изменился и состав участников. Изначально «Автоэкзотика» создавалась как мероприятие ретроавтолюбителей. В частности, большую роль в нем играл небезызвестный Дмитрий Ломаков — создатель, президент и владелец «Ломаковского музея старинных автомобилей» в одном лице.

В 2001 году же преобладали не архаичные автораритеты, а вполне современные на тот момент и актуальные изделия мировой автопромышленности, изменившие свои внутренности или внешность в многочисленных тюнинговых мастерских. Впрочем, жалеть о том, что «Экзотика» осовременилась, мне не пришлось: на то он был и фестиваль, чтобы не повторять сам себя.

Частники не скромничали и стояли в самых разных местах, кто-то — при различных автоклубах, которых на фестивале зарегистрировалось аж 40. Среди постояльцев экзотического двора были «Автоамерика», «Фольксваген Жук», «Порше», «Сааб», «Альфа-Лянча», «Мерседес-Бенц». Впервые представили свои сокровища автобаза Управления делами президента России и клуб «МАКИ», «Суперлимузин» и журнал «Игрушки для больших», прикативший на фестиваль аж два «Виллиса» (в 2000 году не было ни одного).

Как обычно, огромную часть жизненного пространства выставочной площадки аэродрома заняли 21-е «Волги», «Победы» и «Москвичи». С ними у организаторов всегда были проблемы: не пускать их в Тушино было нельзя (как-никак образчик достижений советской автоиндустрии), а пустить всех — заполонят аэродром. Поэтому на поле смогли проехать лишь гости фестиваля и члены клубов.

Дело в том, что именно год назад, на «Автоэкзотике-2000», несколько местных сообществ и победовладельцев-одиночек объединились в единый автоклуб — «М-20 „Победа“». Шестого июля 2001-го он отмечал год с момента своего образования, поэтому оставить за забором выставки свое детище организаторы не посмели. Этим же путем пошли и «Москвичи», которые накануне «Автоэкзотики-2001» заявили об объединении клубов владельцев автомобилей «Москвич». И мужики понаехали!

«Автоэкзотика-2001» впервые стала прибежищем для сотни тюнинговых автомобилей. Поразили «Волги-310221», поставленные на шасси от ГАЗ-66. Как казалось, колеса-бигфуты делают уродливую и непропорциональную внешность газовского универсала интересной и актуальной для русских дорог. Получилось очень даже симпатично, но для сельской местности, потому что в городе водителю то и дело пришлось бы стучаться капотом о светильники светофоров.

На тушинской «взлетке» стояло чрезвычайно много «заряженных» автомобилей — веселых тюнингованных машин в розовеньких и желтеньких цветах. Нашпигованный фарами и антеннами, «Моня» был вне конкуренции. Рядом «отдыхал» «Симот» — один из пока немногих самодельных автомобилей, представленных на фестивале. Собирался он из огромного количества деталей машин разных марок в течение пяти лет. Примечателен тот факт, что задние сиденья и часы позаимствованы у Ту-154. Название машины было сложено из имен членов семьи Сироткиных, глава которой и занимался сборкой этого интересного экспоната. Кстати, существуют также «Симот-2» (прицеп) и «Симот-3» (трактор), а в планах «Симот-4» (крохотный электромобиль).

Все три дня среди машин доминировали самые модные цвета сезона: серый и розово-красный. В первый, очень популярный в 1950—1960-е годы, окрашивали советские автомобили, рядом с ними вдоль высокого забора Тушинского аэродрома неспешно прогуливались тогда еще милиционеры в сером. Пикантно смотрелись и другие яркие экспонаты: розовые машины и обнаженная девушка, тоже розоватая. Она лежала рядом с «Линкольном», выполненным в стиле «Ночи в Нью-Йорке», над ее телом работал оригинал-художник.

Впервые на фестивале были представлены два симпатичных пляжных джипа. Единственные на тот момент в Европе, они оба оказались в России, на фестивале. Помимо того, что их выпуск был единичным (по заказу Стивена Сигала к фильму «Осада-2»), эксплуатировались они лишь в Австралии и Америке. Главная особенность этих машин в том, что покупателю предлагался контейнер с деталями и сервисной книжкой «Собери сам».

Впрочем, несмотря на жестокую конкуренцию со стороны тюнинговиков и изобретателей-самоучек, старинные автомобили на «Автоэкзотике» пользовались повышенным интересом. Лидировал командирский вариант 6-цилиндрового ГАЗ-1173 приблизительно 1940—1946 года выпуска. Завод хотел бы выкупить некогда произведенную им самим машину для того, чтобы сделать подарок вице-премьеру России Виктору Черномырдину. Но эксперты оценили состояние автомобиля словами «реставрации не подлежит». После этого машину выкупили умельцы, которые раскопали в архивах и музеях чертежи да восстановили машину до идеальнейшего состояния: 98% — оригинальные части. Больше таких автомобилей нет.

На трейлере, как на постаменте, в углу тихо ютилась серо-голубая сильно потрепанная «птица». На самом деле эта ржавая помойка — мировая реликвия, найденная в глубинке России. В книгах такой Alfa Romeo нет, так как делалась она по индивидуальному заказу в немецком ателье «Грезерс». Тем не менее рама и многие другие детали — серийные. Интересно, отреставрировали ли ее? Какая судьба у машины?

Из иностранных производителей запомнился Mercedes 1949 года выпуска, у которого сохранились все оригинальные детали — пусть с доработкой, со шлифовкой и ремонтом, но все. Светло-красный автомобиль стоял на солнцепеке в окружении большой толпы, а его хозяин, дородный мужчина лет 40, явно польщенный таким вниманием, отвечал на многочисленные вопросы.

Очень широким было представительство американских автомобилей, выполненных — ох уж эта мода! — преимущественно в розовых тонах. Среди них выделялись Paccard 1939 года, Oldsmobile Holiday Hardtop 1956-го и Cadillac 1959-го. По соседству с американцами расположились два спортивных Berton-Fiat (год выпуска не установлен). Выглядели они очень даже стильно!

«Автоэкзотика-2001» не осталась без изюминки. Впервые фестиваль проходил при непосредственном участии аэроклуба имени Чкалова, а фигуры высшего пилотажа, продемонстрированные летчиками на спортивных самолетах, не просто захватывали дух!

Так что тогда в Тушино собрались не только владельцы экзотических машин и мотоциклов, но и владельцы самолетов. На фестиваль должен был прилететь и биплан «Сопвич Таблоид» 1914 года, но, к сожалению, увидеть его так и не пришлось: то ли не долетел, то ли я не дошел до «взлетки».

Все три дня «Автоэкзотики-2001» на центральной сцене и в ее окрестностях проходили различные массовые мероприятия: презентации клубов, машин частных владельцев, соревнования «Формула звука» среди профессионалов, викторина на призы журнала «За рулем». Поддержать стильными рок-н-роллами дружественную тусовку автолюбителей, для которых автомобиль — это больше, чем просто средство передвижения, приехали группы «Эроплан» и Crossroads. Зарегистрировался как участник и Гарик Сукачев. Кидая руки по сторонам, без эстрадного прикида, он с гордостью тыкал пальцем в сторону: «А вон там — мой мотоцикл!»

Конечно, «Автоэкзотика» многие годы еще была веселой тусовкой, потом даже стало модно организовывать подобные фестивали в разных городах, в том числе в Беларуси. В нашей стране ретродвижение тогда было в самом разгаре, а в гаражах еще стояло множество пыльных машин, которые ждали своего звездного часа. Многие потом демонстрировались на одной из первых выставок ретроавтомобилей, которая прошла на стадионе в парке Челюскинцев в Минске. Но это уже совсем другая история.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by