ГАЙД

Что взять вместо Bosch, Varta, Exide? Ситуация на аккумуляторном рынке Беларуси

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
23 октября 2025 в 7:00

Зимние шины и свежий аккумулятор — это то, чем водителям стоит озаботиться в ближайшие недели. Заморозки не за горами: каким-нибудь утром вы можете не уехать далеко из двора, если у вас все еще «лето» или «умирающая» АКБ. Про покрышки мы уже говорили, а значит, сегодня — время аккумуляторов. Что продается на рынке в разных ценовых сегментах? Какие изменения случились за последние годы? И как повлияет на все это постановление №494 «О лицензировании импорта»?

Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили ее, чтобы вновь поделиться проверенной информацией, будь то советы, тесты или лайфхаки. Такие материалы не теряют актуальности и, возможно, помогут вам принять решение или найти что-то полезное прямо сейчас!

Что нового на рынке аккумуляторов?

— По сравнению с 2024 годом рынок аккумуляторов, по сути, не изменился, — вводит в курс дела Дмитрий Вересковский, директор ООО «РИМБАТ». — В продаже в основном батареи белорусского, казахстанского и российского производства. Также мы возим батареи из Узбекистана, если говорить про страны СНГ.

Остальной товар — это импорт дальней дуги, назовем это так. Например, аккумуляторы TAB из Словении. Бренд доставляется к нам параллельным импортом.

Аккумуляторы из Турции у нас не представлены — с ними был достаточно нехороший опыт сотрудничества, поэтому мы отказались. Вторая причина — трудности с переводом денежных средств в эту страну.

Поставки идут и из Китая: оттуда привозят батареи… хорошие и еще лучше. Что касается качества, то у китайцев принцип такой: сколько ты денег готов заплатить, такой продукт тебе и дадут. Закон производства: чем больше у тебя объем выпускаемой продукции, тем меньше издержки на одну единицу товара. Китай изготавливает от 9 млн АКБ в год, и это только один среднестатистический завод, а таких производств в Китае десятки. Наш белорусский аккумуляторный завод — 2—2,5 млн. Казахстанский — около 3,6 млн. В России самый крупный аккумуляторный завод может производить порядка 2 млн батарей. Поэтому по соотношению цена/качество Китай даже не на полшага впереди, а больше.

Аккумуляторы Bosch найдутся разве что в остатках, изготовленных в 2023—2024 годах. Если говорить про Европу, то есть в продаже «классика» — Exide, Varta. Но на рынке они представлены в незначительных объемах. Цена за счет параллельного импорта — на уровне Tab.

Например, Exide емкостью 64 А·ч и с корпусом L2 будет стоить 384 рубля, Tab емкостью 66 А·ч — около 350. И есть примерно с такими же характеристиками казахстанский Kainar за 254 рубля.

— Как потребитель на практике почувствует эту разницу в 100 рублей?

— Батарея, ее качество и срок эксплуатации не характеризуются пусковыми токами. Нужно смотреть на вес. Чем больше свинца — тем АКБ тяжелее и, соответственно, у нее больше ресурс. Если мы поставим на весы батареи Kainar и Tab, то они будут весить плюс-минус одинаково.


— Получается, качественные свойства одинаковые?

— Все верно.

— И есть ли тогда смысл переплачивать 100 рублей?

— Вы платите и за бренд, и за свою внутреннюю уверенность, которую вам дарит европейский производитель.

— И много клиентов согласны переплачивать?

— Да. Это рынок: если есть спрос — значит, есть предложение. Встречаются люди, которые проездили с Exide семь лет. Им скажешь: «Возьми Kainar, он дешевле на 100 рублей» — и они откажутся, потому что у них есть положительный опыт и они хотят его продлить.

Подчеркну: срок службы АКБ во многом зависит от того, как вы обслуживаете и эксплуатируете свою машину. Если речь не о EFB-технологии и не о AGM, то глубоко разрядив батарею, какой бы хорошей она ни была, ее можно и не восстановить.

EFB (Enhanced Flooded Battery) — это усовершенствованная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, разработанная для современных автомобилей с системой «старт-стоп». Она отличается усиленной конструкцией: имеет более толстые свинцовые пластины, помещенные в специальные микроволоконные «конверты».

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология производства свинцово-кислотных аккумуляторов, при которой электролит не в жидком виде, а абсорбирован в пористых стекловолоконных матах, расположенных между свинцовыми пластинами. Это делает аккумулятор герметичным, предотвращает утечку кислоты и позволяет ему работать в любом положении, а также обеспечивает более высокую производительность, более быстрый заряд и лучшее сопротивление глубокому разряду. Такие батареи предназначены для установки в салон авто и для энергонасыщенных машин.

Varta и Exide мы, по сути, заменили китайским Kraft, который производится на площадках компании Leoch. У нее пять аккумуляторных заводов в Китае, один — в Малайзии, два — в Мексике и т. д. Компания Leoch сотрудничает с разными европейскими брендами, такими как, например, Banner.

Leoch производит батареи для первой комплектации. То есть для машин, которые выходят с конвейера в Китае. Если откроете капот какого-нибудь Geely, то там, скорее всего, будет батарея завода Leoch.

Отмечу: сейчас на рынке появляется все больше аккумуляторов в азиатском типе корпуса. Они используются в «электричках» и гибридах (BYD, Voyah и т. д.).

Азиатский тип корпуса аккумулятора отличается от европейского тем, что у него плоская крышка, а токовыводы выступают над ней (могут иметь как стандартную, так и меньшую толщину).

Какой аккумулятор купить в зависимости от бюджета?

Рынок АКБ можно разделить на три «классических» сегмента: эконом, стандарт и премиум. К каким из них относятся вышеупомянутые бренды?

— 65% батарей на рынке относятся к экономклассу, 20—30% — это стандарт, а оставшаяся часть — премиум, — рассказывает Дмитрий. — Начнем с последнего. Премиум — это Exide, Tab. Сюда же отнесем альтернативу, не отстающую по техническим характеристикам, — Kraft.

емкость 70 А·ч, пусковой ток 760 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 21.2 кг
емкость 70 А·ч, пусковой ток 760 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 21 кг

Стандарт — это российский бренд Forse (Курский аккумуляторный завод), казахстанские Kainar и Bars.

емкость 60 А·ч, пусковой ток 620 А (EN), полярность: обратная, 242×175×175 мм
емкость 60 А·ч, пусковой ток 550 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм, 15.15 кг

К сегменту «стандарт минус» отнесем бренд Alfa (Казахстан) и продукцию Рязанского аккумуляторного завода (Россия).Экономкласс — это российский Hit (Курский аккумуляторный завод).

емкость 60 А·ч, пусковой ток 510 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм, 13 кг
емкость 100 А·ч, пусковой ток 810 А (EN), полярность: обратная, 354×175×190 мм, 21.2 кг
емкость 77 А·ч, пусковой ток 670 А (EN), полярность: прямая, 278×175×190 мм, 16.5 кг

— Что делать, если понимаешь: аккумулятор уже «сдается»? Грубо говоря, из десяти раз заводится девять или меньше, а впереди — зима.

— Бежать за новым, — улыбается эксперт. — Если у вас есть зарядное устройство, то, конечно, можно снять АКБ и зарядить небольшим током. Но если батарея потеряла свои свойства, то это лишь вопрос времени, когда ваша машина не заведется.

Как на рынок аккумуляторов влияют постановления №713 «О системе регулирования цен» и №494 «О лицензировании импорта»?

Постановление №713 «О системе регулирования цен» появилось в 2022 году. Документ, в который регулярно вносят правки, закрепил единые предельные надбавки на импортные товары вне зависимости от количества звеньев в поставке товара от границы до конечного потребителя. В список «регулируемых» товаров попали и аккумуляторы.

— 713-е постановление — это, конечно, больная тема для многих импортеров, — признает Дмитрий. — Отвечу так: мы боремся с обстоятельствами, в которых приходится работать, как-то выживаем. Нам, компании, которая является импортером и у которой в том числе есть розничная сеть, может быть, немножко полегче. Хотя у нас есть и продажи B2B (business to business), и B2C (business to consumer). Шестая редакция 713-го постановления — она, конечно же, пошатнула весь рынок автозапчастей. Аккумуляторы от этого тоже никуда не ушли. Мы уже замечаем, что многие компании, наши партнеры, проводят оптимизацию. От этого никуда не деться. Есть экономика, и у нее есть законы — чудес не бывает.

Также с 11 сентября постановлением №494 было введено лицензирование на импорт аккумуляторных батарей (на те, что произведены не в ЕАЭС). Вступило в силу оно спустя месяц. На сегодняшний день мы пока не можем понять и разобраться, как действовать в нынешней ситуации. На прошлой неделе мы подали заявление на лицензию и ждем. Пять рабочих дней его рассматривает МАРТ, столько же — Минпром. Посмотрим, какими будут итоги. Мы считаем: лицензирование введено, чтобы защитить покупателей от контрафакта, подделок, нелегального ввоза и т. д. Надеемся, что добросовестные импортеры, которые работают напрямую с заводами (а значит, и наши клиенты), от этой меры не пострадают.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by