«Какие кемперы? Сейчас же несезон!» — скажете вы, а мы объясним: сегодня речь пойдет про обустроенные прицепы с автономными отопителями, предназначенные для круглогодичных путешествий. Большое спальное место, кухня с раковиной, плитка, розетки… Тут есть все, а может быть, и больше: любой каприз за ваши деньги, как говорится, — вплоть для солнечных панелей на крыше. Рассказываем про одно из первых белорусских производств кемперов и знакомимся с образцами, которые успели наездить не одну тысячу километров.
Чтобы увидеть производство, мы приезжаем на ул. Жилуновича. Тут, в большом помещении, нас встречают сразу четыре кемпера. Точнее, один из них — выставочный образец, который кочует от мероприятия к мероприятию. Два принадлежат клиентам, которые успели объездить Беларусь и Россию: они привезли кемперы для доработки перед грядущими приключениями. Работа над еще одним, брендированным в стиле компании-заказчика, в процессе.
— Все началось с 2020 года и ковида, — рассказывает Егор Матюшичев, директор и основатель проекта camper.by. — Границы закрыли, и мы, фанаты зимней рыбалки, начали думать, как вывести увлечение на новый уровень комфорта. У меня и моих коллег — техническое образование и опыт работы в сфере на промышленных гигантах. Я, например, раньше работал инженером.
Сперва речь шла про штучные кемперы — для себя. А потом все это переросло в производство. В 2022 году мы собрали первый кемпер, испытали его в самых суровых условиях. Ночевали при температуре минус 25, отправлялись в поездки на несколько дней в труднодоступные места…
В 2023 году мы проделали работу над ошибками. Теперь постоянно придумываем, что можно упростить, улучшить и облегчить. Обмениваемся опытом на тематических выставках с коллегами, в том числе из России. Там рынок насыщен предложениями, никто никого за конкурентов не считает, поэтому открыто делятся своими идеями и мнениями.
Собеседник обращает внимание: кемперы весят до 750 кг и имеют компактные габариты, чтобы прицеп можно было спокойно загнать в гараж. Для управления им (при буксировании легковой машиной) достаточно категории B.
— В Беларуси есть умельцы, которые делают кемперы из фанеры: покупают прицеп «Зубренок», выбрасывают борта и на этой базе собирают свое изделие. Но мы подошли к процессу очень серьезно: долго думали, какие материалы использовать на производстве. Остановились на сэндвич-панелях. Они легкие, держат температуру: зимой сохраняют тепло, а летом — прохладу.
Наши кемперы — всесезонные. Можно даже сказать, что сезон только начинается, если говорить про тех же любителей зимней рыбалки. А у тех, кто изготавливает свои изделия из фанеры, он завершен.
Большая проблема при проектировании — правильная развесовка. По техническим характеристикам на фаркоп должна быть нагрузка не более 50 кг, — дополняет Егор и отмечает, что шасси спроектировано конструктором производства. Это, повторимся, не просто чужой переделанный прицеп.
Сейчас компания производит четыре модели. Цены, согласно конфигуратору на сайте проекта, начинаются от 24 760 рублей. В текущем году компания прошла тернистый путь получения ОТТС (одобрение типа транспортного средства), что заняло четыре месяца. С точки зрения покупателя оно дает подтверждение, что ТС соответствует требованиям безопасности и не только. Компании-изготовителю это облегчит жизнь в будущем: не придется возить на испытания каждый новый кемпер. И теперь «шильдик» с VIN-кодом могут вешать прямо на производстве. Покупателю компания передает полный пакет документов, с которым остается отправиться в ГАИ и поставить кемпер на учет.
Кемперы полностью автономные, то есть не зависят от внешних источников питания или автомобиля. Любители отдыха на природе такие кемперы наверняка оценят: вот вам спальное место на 1,4 метра, а то и на 1,6. Внутри — неплохое освещение за счет светильника и светодиодной ленты. Есть розетки, места для хранения различной утвари. С внешней стороны — кухонный гарнитур с мойкой и скрытым баком для воды. В полках спрятан отопитель и большой «пауэрбанк» (портативная зарядная станция) от EcoFlow, емкость которого зависит от потребностей (и кошелька, конечно) клиента.
Но вообще кемпер — история крайне индивидуальная. Кому-то не нужна раковина, но нужны крепления для стула на крыше, которая станет своеобразной обзорной площадкой. Кто-то обожает готовить — тогда необходимо доукомплектовать кемпер электроплиткой и баком для воды побольше. Путешествуете с ребенком? Тогда вам дополнительно сделают съемную детскую полку. Хотите две двери, чтобы вылезать из кемпера, не мешая сну своей второй половинки? Без проблем. Лишнее окно для того, чтобы любоваться закатами или рассветами, не покидая свой уютный угол на природе, тоже сделают. Дополнительный навес, багажник — вариантов для тех, кто хочет выйти за рамки бюджета, полно.
Последнее ноу-хау — кемперы для фанатов эндуро. Внутрь прицепа можно загнать один (или два) мотоцикла по удобным «рельсам», чтобы с комфортом доехать до соревнований. А в самом кемпере можно будет отдохнуть между заездами: трансформируемое спальное место присутствует — это нам демонстрируют на примере заказа одной из испытательных лабораторий. В этом кемпере будет перевозиться техническое оборудование, но принцип тот же: днем речь о практичности, ночью (или когда захочется отдохнуть) — о комфорте.
— Есть ли какие-либо требования к автомобилю, которому предстоит буксировать прицеп?
— Нет. Какой-нибудь Skoda Rapid его без труда потянет. Хотя вот тот кемпер, — Егор указывает на самую габаритную модель, — уже до такой степени нагружен (около 620 кг), что его тягает пикап. Хотя вы знаете, у меня есть видео, как клиент забирает его на Lada Granta. Стартанул по крайней мере нормально!
Владелец самой габаритной модели уже успел объездить Астрахань, Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику, заглядывал в Сочи и не только. Кемпер, как видно на фото, достаточно обжитый. Только бойлер из-под раковины хозяин достал, пока прицеп простаивает. Спрашиваем, что основатели проекта доработали бы конкретно в этом автодоме. Отвечают: можно было бы разместить душ и туалет — тогда будет полный люкс. К слову, кемпер был собран примерно за три недели — столько прошло с момента подписания договора с клиентом и до того, как он уехал в свое первое путешествие повышенного комфорта.
На вопрос о вложениях в бизнес Егор отвечает кратко: «Это лишь часть истории. Что касается окупаемости, то мы на верном пути». Но признается: финансовые «уроки» тоже были.
Пытались заняться и сдачей в аренду готовых кемперов, но пока отказались от этой идеи: нет свободных прицепов под это. А должно быть штук десять и желательно в разных регионах, считают в компании. Но, возможно, для кого-то это станет идеей будущего партнерства.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by