Ничто не вечно. Даже автомобильные бренды. Сегодня кажется, что Toyota — это несокрушимый гигант, который продает тысячи машин каждый день, и только конец света заставит компанию исчезнуть. Но неизвестно, что будет через 50 лет. В 1970-х годах успешно существовала компания American Motors Corporation, но если сегодня загуглить AMC, то Википедия выдаст американский телеканал. Этот автомобильный бренд был упразднен в 1987 году, и сейчас таких машин почти не встретишь даже в США. Но хватает и других исчезнувших с карты автомобильной истории компаний, модели которых до сих пор встречаются на любом рынке. Сегодня мы поговорим об «автомобилях-призраках» — машинах хорошо известных нам брендов, которые уже покинули этот мир.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили и дополнили ее — список моделей стал еще точнее и актуальнее.
У США самая богатая автомобильная история в мире, поэтому неудивительно, что больше всего штормило именно американские бренды. Если учитывать мелкие компании, то в Северной Америке за прошлый век обанкротились десятки фирм. Но мы будем говорить только о тех компаниях, модели которых можно встретить в Беларуси, поэтому никаких эксклюзивов здесь не увидите.
Одной из самых сильных потерь для американского автопрома стал уход компании Oldsmobile. Конструктор Рэнсом Или Олдс основал предприятие в 1897 году, и это был очень мощный бренд в обойме концерна General Motors. В начале своей истории Oldsmobile специализировалась на выпуске люксовых автомобилей. Интересный факт: завод Oldsmobile в 1901-м наладил производство модели Curved Dash, и это была первая в истории массовая машина конвейерной сборки (многие ошибочно приписывают это Генри Форду). В 2004 году Oldsmobile закрыли: 29 апреля с конвейера сошел последний автомобиль компании — 4-дверный седан Alero GLS. На нем были подписи всех сотрудников завода.
Модели Oldsmobile до сих пор часто встречаются в США. Можно увидеть их и в Беларуси. Например, седан Aurora, который считается одним из самых ярких американских массовых автомобилей 1990-х. Но спасти компанию он так и не смог.
Еще один убыточный бренд General Motors — Hummer. Модели H2 и H3 еще долго будут передаваться из рук в руки, но прошло уже 15 лет, как компания упразднена: ее закрытие состоялось 24 мая 2010 года. Кстати, бренд Hummer существовал не так уж и долго — с 1992-го. Тогда компания GM наладила выпуск гражданской версии легендарного HMMWV. Машина получила название H1 и выпускалась до 2006 года.
В 2002-м на свет появился хорошо известный нам H2. Он продержался на конвейере почти до кончины бренда: модель сняли с производства в 2009-м. Внедорожник H3 «прожил» еще меньше — с 2005 по 2010 год. Любопытно, что две последние модели Hummer выпускались не только в США, но и в России — на калининградском предприятии «Автотор». Кроме того, H3 собирали еще в ЮАР.
Hummer неожиданно возродился в 2020 году, но уже не как самостоятельный бренд, а лишь как линейка электрических моделей (в нее входят пикап и внедорожник), которые выпускаются концерном General Motors под маркой GMC. Автомобили выполнены в стиле оригинальных «Хаммеров», и все же это уже совершенно другая история.
Продолжаем экскурсию по «кладбищу» General Motors. Компания Pontiac тоже хорошо известна белорусам, но уже 15 лет как прекратила свое существование. Выпускать машины предприятие начало в 1926 году, и именно этот бренд использовался концерном GM для выпуска экономичных автомобилей в период мирового энергетического кризиса в конце 1970-х. C тех пор Pontiac считался молодежным брендом, который выпускает недорогие и стильные машины.
Последней моделью, которая сошла с конвейера компании, стал седан G6. В конце первого десятилетия текущего века у бренда были еще такие автомобили, как G5 и Solstice. Последний представляет собой стильный кабриолет и встречается даже на белорусских дорогах. А еще у Pontiac были легковые пикапы — этот тип кузова часто встречается только в США и Австралии. Наверняка вы знаете кроссовер Aztek, который традиционно входит во все топы самых уродливых моделей, практичный Vibe (по сути, копия Toyota Matrix) и, конечно же, футуристический минивэн Trans Sport. Закрыли компанию в 2010-м, когда мир покинул еще один бренд General Motors — Saturn.
Чтобы вы не подумали, что только концерн General Motors нещадно закрывал свои бренды, напомним вам еще про компанию Mercury. Этой фирмой владел другой американский гигант — Ford. Производитель просуществовал с 1938 по 2011 год и, как и остальные американские бренды, закрывшиеся в ХХI веке, стал жертвой мирового экономического кризиса и резкого падения продаж новых автомобилей в США.
После закрытия компании Mercury руководство Ford дало обещание, что выпустит семь новых недорогих моделей под брендом Lincoln (еще 30 лет назад это звучало бы как анекдот). В итоге на свет появились MKS, MKZ, MKC и еще несколько «Линкольнов», построенных на базе моделей Ford. Конечно, так себе замена легендарного бренда, но справедливости ради отметим, что и на Mercury в последние годы без слез взглянуть было нельзя — крохотный модельный ряд, никаких самостоятельных разработок, никудышные продажи. Конвейер Mercury закрыли в конце 2010 года, однако последняя машина сошла с линии в январе 2011-го. Это был Mercury Milan (он же — Ford Fusion).
Закрывал свои компании и третий автомобильный концерн США — Chrysler. Эти «усыпили» бренд Plymouth. Большинство белорусов не напишут правильное название этой фирмы с первого раза, но пару десятков Voyager до сих пор катаются по нашей стране. Бренд был расформирован в 2001 году, поэтому относительно свежих «Плимутов» не существует.
Кроме Voyager и Neon, которые можно встретить на любой парковке в Техасе, Plymouth под закат своей истории производила на свет родстер Prowler в ретростиле. Такие машины, кстати, тоже есть в РБ. Кризис компании начался еще в 1990-х — раньше, чем у других американских производителей. В какой-то момент она докатилась до того, что стала выпускать под своим брендом японские автомобили: Plymouth Champ и Colt являются близнецами Mitsubishi Galant и Lancer.
Помним мы и бренд Saab. Шведская автомобильная компания просуществовала с 1945 по 2012 год. Первую серийную машину производитель показал в 1950-м. Какое-то время Saab принадлежал промышленной группе Saab-Scania AB, выпускавшей также грузовики и автобусы. В 1989 году концерн General Motors купил 50% акций компании, чтобы получить еще более серьезное влияние на европейском рынке. В 2000-м американцы полностью выкупили бренд.
Кризис 2008 года, пошатнувший стабильность всех американских концернов, вынудил GM отказаться от Saab — было объявлено о продаже шведского бренда. Среди желающих приобрести фирму значились BMW, Geely, Renault и Tata. В итоге компания досталась голландцам — ее приобрел производитель спорткаров Spyker Cars. В 2012-м, когда конвейер шведов фактически остановился, Saab объявила о банкротстве. Бренд был выкуплен шведско-японско-китайской компанией National Electric Vehicle Sweden, которая собиралась наладить выпуск электромобиля с дизайном Saab 9-3.
Последней самостоятельной моделью компании, созданной без сотрудничества с другими производителями, принято считать первое поколение 900-й серии, но такие автомобили у нас сейчас редкость. Куда чаще встречается второе поколение модели 900, а также более поздние 9-3 и 9-5, построенные уже на платформах GM. И конечно, не забудем про 9000-й Saab, созданный в сотрудничестве с Fiat (в рамках того проекта также появились Fiat Croma, Lancia Thema и Alfa Romeo 164).
Модель Matiz стала «Запорожцем» ХХI века. Все шутят над этой машиной и любят ее. Между тем с мая 2016 года Daewoo прекратила выпуск легковушек. Последним серийным автомобилем данного бренда стал седан Nexia, построенный на платформе Opel Kadett. Упомянутый Matiz прекратили выпускать в 2015-м. При этом с 2009 по 2011 год компания производила Matiz Creative, представляющий собой Chevrolet Spark (а позже — Ravon R2).
Вообще история этого производителя очень запутанная и сложная. Официально компания еще существует — она выпускает грузовики. Более того, в Южной Корее Daewoo — это крупная финансово-промышленная группа, производящая электронику, бытовую технику и даже оружие. Формально автомобильный бренд Daewoo в 2015 году превратился в компанию Ravon.
Британская компания Rover просуществовала больше века. Официально бренд вел свою деятельность с 1887 по 2005 год, но первый серийный автомобиль появился в 1904-м (до этого выпускались велосипеды). Нам известен Rover уже после начала сотрудничества с Honda. Модельный ряд компании был небольшим, и многие агрегаты были заимствованы у японского производителя.
Еще мы знаем Rover времен сотрудничества с BMW. Баварцы значительно обновили модельный ряд британцев и помогали в разработке 200-й и 400-й серий. Апогеем финальной главы истории компании можно считать седан и универсал Rover 75. В 2005 году китайская фирма SAIC Motors выкупила соответствующие чертежи и начала выпускать модель Roewe 750. Китайцы не приобрели права на использование торговой марки Rover (она была куплена Ford), поэтому пришлось поколдовать с названием. Автомобили Roewe тоже можно встретить в Беларуси, но это уже совсем другая история.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by