В этом году снова были проведены проверки автошкол ― и опять град нарушений: инструкторы отклоняются от маршрутов, самовольно сокращают время обучения, внутренние экзамены проводят без комиссии. Но это еще полбеды ― недобросовестные мастера производственного обучения устраивают поборы, завуалированно вымогают наличные и назначают «штрафы». В «Белтехосмотре» намерены в ближайшее время навести порядок в этой сфере.
Во время инспекции сотрудники «Белтехосмотра» столкнулись с десятками нарушений. Инструкторы, например, сокращают учебные часы, совмещают практику с теорией, не фиксируют расход топлива. Предрейсовый контроль где-то проводился формально, а где-то его не было вообще ― в путевых листах уже стояли подписи механика, медика, оставалось вписать фамилию.
Иногда внутренние экзамены проводились без комиссии. Фактически один мастер решал, сдал курсант или нет. Само собой, искушение поставить «неуд» у многих было велико: тогда можно назначить дополнительные «уроки». Говорят, одно такое занятие обходится курсантам в 60 тыс. руб.
Отдельного упоминания заслуживают автодромы. Где они только не располагаются! А оборудование? Вместо специальных стоек ― кирпичи, пластиковые бутылки, деревья. На полуразрушенную эстакаду страшно заехать. На некоторых площадках ― огромные лужи.
Руководители автошкол о проблемах знают, но разводят руками: как тут уследишь? Пробовали даже ставить видеокамеры на автодромах, да толку мало. Директор одной из учебных организаций вообще припомнил такой случай: инструктор... взимал штрафы с курсантов во время обучения ― за нарушение ПДД. Это при том, что формально водителем считается именно мастер производственного обучения. Другой обещал «договориться» в ГАИ и просил за услугу 150 тыс. руб.
Сотрудники «Белтехосмотра» рекомендуют руководителям автошкол устраивать внутренние проверки, чаще проводить анкетирование среди курсантов, создать реально действующую систему контроля. Директор одной из минских автошкол поделился опытом решения проблемы: он инициировал введение компьютерной программы контроля за инструкторами. В любой момент он может узнать кто, сколько часов и на какой машине ездил. Там же ― вся информация о курсантах: сданные зачеты, внутренние экзамены и т.д. Этот руководитель учебной организации также создал систему штрафных баллов ― за неполный путевой лист или отклонение от маршрута по итогам месяца он депремирует нерадивых сотрудников. Говорит, система работает эффективно.
Фото: «Белтехосмотр»