«Раньше 80% покупателей были из России, теперь — из Беларуси». Как нынче живет авторынок в Малиновке?

04 декабря 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«Раньше 80% покупателей были из России, теперь — из Беларуси». Как нынче живет авторынок в Малиновке?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Давно мы не заглядывали на авторынок в Малиновке, а ведь у россиян, на которых раньше молились местные продавцы, с 1 октября вновь повысился утильсбор. Белорусы из-за подскочивших курсов тоже успели попереживать, как бы машины не стали еще дороже. Каким образом все это отразилось на одном из самых известных белорусских авторынков? По каким ценам сейчас продают свежие авто из Европы? И почему раньше ценилась «бэушка» без пробега по РБ, а теперь ценится та, что пробыла у нас хотя бы год? За ответами на эти вопросы отправляемся в Малиновку.

Курс вырос, а что насчет цен на «свежак» из Европы и Америки?

Курс подскочил, россияне пропали, на дворе не сезон… Кажется, на авторынке в Малиновке мы должны услышать грустные всхлипывания местных продавцов. Но нет: из колонок автохауса доносятся жизнеутверждающие треки. Пока один из менеджеров наливает нам чай, другой выводит из будки, машет рукой в сторону Bentley и предлагает оценить. Ну что сказать? Чуть посимпатичнее обновленных «Кулреев», выстроенных в стройный ряд вместе с Chery прямо перед автохаусом.

Кстати, что с ценами на Geely, привезенными параллельным импортом? В одном из автохаусов Binyue Cool нынешнего года выставлен на продажу за $21 900. Есть комплектация чуть получше и на тысячу условных дороже. Указано, что автомобили русифицированы.

Напомним: пару недель назад обновленный «Кулрей» начали продавать у нас официально. На презентации была озвучена и цена — 86 700 рублей, или около $24 700 по актуальному курсу. Тут уж приходится выбирать: или экономия, или гарантия.

Но что мы все о «Джили» да о «Джили». Лучше зададим продавцам наболевший вопрос о поверившем в себя долларе. Что, если отката не произойдет? Продавцы отшучиваются: про курсы — это вам в Нацбанк. В Малиновке же все стабильно, цены никто не переписывал.

Собственно, это правда, и объяснение простое: на всех автомобилях стоимость указана в тех самых условных единицах. Но расчет — исключительно в родных рублях (по крайней мере, так утверждают продавцы). И по актуальному курсу Нацбанка.

— Будут ли повышаться цены в перспективе? Конечно будут. Не на те машины, которые уже приехали и стоят, а на те, которые к нам заедут в ближайшем будущем. Логистика дорожает: до 4 июля доставка одного автомобиля, образно говоря, стоила $1000, сейчас — $6000. Все ложится на плечи покупателя, мы благотворительностью не занимаемся, — делится менеджер. — Откуда сейчас везут машины? Турция, Грузия — уже известные всем маршруты. Что касается последней страны, то путь через нее не из легких. Нехорошие люди останавливают автовоз где-то в горах в ауле, сгружают пару машин и отпускают. Говорят, какой-то местный погонщик скота на Lamborghini Urus был замечен...

В общем, многие машин своих лишились, и это не миф. Водители автовозов вообще рискуют своей жизнью. К тому же все понимают: чтобы автомобиль пересек Грузию, его нужно оформить на грузина. Это тоже определенные риски.

Хочу отметить, что на фоне всей этой ситуации активизировались мошенники. В интернете псевдопродавцы обещают привезти машины быстро и недорого. Присылают липовые документы с таможни, а наивные клиенты перекидывают им деньги.

Менеджер называет еще одно перспективное направления для пригона авто — это Южная Корея. Но отмечает: чтобы не купить кота в мешке, нужно иметь на месте своего подборщика.

— Там продаются машины европейской, американской или японской сборки. Ничего китайского в Корее нет. Единственный недостаток — дорогая доставка. Но я думаю, что сейчас появятся люди, которые найдут пути, чтобы привозить автомобили дешевле, — добавляет специалист.

Остались ли в Малиновке россияне?

Раньше 80% покупателей на авторынке составляли россияне и лишь 20% — белорусы. Сейчас ситуация обратная, делится своими наблюдениями один из местных продавцов. Получается, вся надежда на соотечественников.

Но в будний день на рынке граждан РФ оказалось больше, чем граждан РБ. Один из них рассказал: активно занимался перепродажей машин из Беларуси в Россию, но сейчас все заглохло. Зачем приехал в Минск? Чтобы закончить свои «старые дела».

— Закупки все остановились! Объясню: российские перекупы начали терять интерес к автомобилям из Беларуси, когда в 2022 году доллар вырос и стал стоить 75 российских рублей. Прошло время, и люди привыкли к таким цифрам, начали снова ездить в РБ. Потом, в августе 2023-го, изменились ставки утильсбора — это отрезало очень много покупателей. Через какое-то время доллар дорос до 87—88 рублей...

С первого октября 2024 года утильсбор снова повысился — россияне совсем перестали ездить. Сейчас, по новым правилам, ты не можешь ввезти в РФ машину из Беларуси, которая пробыла здесь меньше года. Электрокары, растаможенные в РБ, тоже поставить на учет в России нельзя, — на пальцах объясняет наш собеседник.

Утилизационный сбор — это единовременный платеж, который взимается с каждого ТС в момент его оформления на таможне.

В России новые ставки утильсбора вступили в силу с 1 октября и ежегодно будут подниматься до 2030-го. Ставка налога вырастет в диапазоне 70—80%, с каждым последующим годом будет индексироваться на 10—20%. 

Сильнее всего вырастет стоимость иномарок возрастом от 3 до 5 лет и моделей премиальных брендов, которые ввозятся с помощью параллельного импорта, пишет ria.ru со ссылкой на экспертов. Нововведения не затронут только отдельных граждан, которые самостоятельно привозят автомобили из-за границы для личного использования (= не планируют продавать их в течение года после покупки).

— Россияне есть, но их меньше, чем было, — подтверждает еще один менеджер белорусского автохауса. — Ищут годовалые (пробывшие в РБ год. — Прим. Onlíner) машины. Хотя были у нас покупатели из Краснодарского края, которые купили пару свежепривезенных авто. Мы их спрашивали, как они обходят утильсбор, но они не признались. Точнее, ответили, мол, на рынке «бэушки» не хватает машин из Европы, а спрос все равно есть. Не все на «китайцев» пересели.

— А какие модели сейчас берут россияне?

— Любые. Лишь бы, повторюсь, проходные.

— Последние два года наши клиенты в основном ищут авто в сегменте $20 000—25 000. Сейчас модными стали американские кроссоверы — Chevrolet Equinox, GMC Terrain. Простота, надежность, стоимость — вот преимущества этих моделей, — в противовес рассказывает представитель BoomCars Владислав, помогающий россиянам в приобретении машин из Беларуси.

А что берут белорусы?

Представители автохаусов отмечают, что спрос на свежепригнанные автомобили все равно есть. Такими машинами — без пробега по РБ — интересуются сами белорусы. И не просто интересуются, а, по словам наших собеседников, заметно оживились — мол, кредиты стали доступнее. Кто-то делает осторожный прогноз: не исключено, что белорусский утильсбор скоро подтянется за российским…

— Какие предпочтения у белорусов в машинах? Дизель, «автомат». Volkswagen Passat, Renault Megane, Volvo старые хорошо продаются. Peugeot 5008, 3008 тоже остаются в топе, — перечисляет один из продавцов. — Есть и те, кто берет недешевые машины — $50 000 по курсу и выше. Таких покупателей среди белорусов процентов 10. Если человеку хочется BMW X5, то он не пойдет за «Лисяном».

В разговоре улавливается: люди, годами продающие «европейцев» и «американцев», как-то совсем скептически относятся к «китайцам». Свои опасения они высказывают по поводу запчастей и того, за какие суммы китайские кроссоверы будут продаваться на вторичке после нескольких лет эксплуатации. В общем, про машины из Поднебесной сегодня уже не будем. Лучше, прогуливаясь к выходу, взглянем на цены.

Вышеупомянутый Peugeot 5008 (2020 г. в., 1,5 л, дизель, АКПП), который нередко попадает в виш-листы белорусов, оценили в $22 900 по курсу. Четырехлетний Citroen DS 7 (1,5 л, дизель, АКПП) из Бельгии — в $24 900 в эквиваленте.

Volkswagen Tiguan (2021 г. в., 1,5 л, бензин, АКПП) стоит $25 900 в пересчете. А вот кое-что пободрее — BMW 520 с двухлитровым дизельным мотором. Машине семь лет, а цена на нее — $34 900 по курсу.

Любимцем покупателей остался и Volkswagen Passat. Модель 2019 г. в. продается за $23 500 в эквиваленте. К слову, вариант с похожими характеристиками год назад стоил около $22 000. Получается, автомобили стали старше, но цены (в валюте) не снизились? А в пересчете на рубли еще и неплохо выросли? Однозначного ответа нет: во многом на стоимость влияет состояние ТС, и сравнить это не представляется возможным.

Вот, например, обратная ситуация. Renault Megane (2019 г. в., 1,5 л, дизель, АКПП) сейчас продается за $14 350 в пересчете. Почти идентичный автомобиль «в заводской краске и только из Франции» во время прошлого нашего визита стоил $15 950 по курсу.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by