На прошлой неделе мы сообщали о том, что сегодня ГАИ представит новую программу по повышению безопасности на дорогах — «Взаимопонимание». В понедельник в Национальном пресс-центре прошла ее презентация, на которой присутствовали представители УГАИ МВД, Министерства образования, департамента «Белавтодор» и Белорусского бюро по транспортному страхованию.
По словам сотрудников ГАИ, несмотря на то, что в последние годы количество погибших на дорогах снизилось (для сравнения: в 2006-м в ДТП погибло 1726 человек, в этом году — 1154), программа «Минус 100» потеряла актуальность, и нынешняя ситуация требует новых усилий. Как утверждают представители УГАИ МВД, «Взаимопонимание» аккумулирует все самое лучшее из подобных программ. Декларируется более качественный уровень комплексного решения проблем.
— Нам бы хотелось, чтобы каждый гражданин поддержал эту программу, — призвал заместитель начальника УГАИ МВД Максим Подберезкин. — Мы хотим изменить поведение участников дорожного движения, повысить водительскую культуру. Очень надеемся, что люди поддержат нас, будут больше доверять сотрудникам ГАИ, оказывать помощь.
Сотрудники ГАИ представили наклейки «Я не паркуюсь на зеленой зоне», «Я всегда пропускаю пешехода» и другие. По мнению разработчиков программы «Взаимопонимание», таким образом водители могут заявить о своей позиции.
Разумеется, журналисты задали вопрос: «Неужели теперь наклейки разрешены по ПДД?». Представители УГАИ МВД заверили, что это «согласованная с УП „Белтехосмотр“ позиция». «Многие по привычке ездят с наклейкой BY, хотя на автомобилях с новыми номерными знаками она необязательна. Допустим, вместо этой наклейки появится другая, с помощью которой водитель выражает свою гражданскую позицию. Какое это нарушение законодательства? На что это повлияет?» — отметили они.
Наконец-то будет запущен сайт УГАИ МВД. По словам инспекторов, информационная работа будет вестись на качественно новом уровне, в том числе общение со СМИ.
Особый акцент, пообещали представители УГАИ МВД, будет сделан на профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Планируется проводить профилактическую работу в школах, размещать информационные плакаты и т. д. Уже создана азбука безопасности дорожного движения.
На этой пресс-конференции прозвучало много общих слов, однако не были заявлены конкретные цели (в отличие от «Минус 100»), не декларируются конкретные задачи и средства достижения. Не совсем понятно, как будет вестись диалог с участниками дорожного движения.
Инспекторы много говорили про асоциальное поведение участников дорожного движения. Но почему бы для начала не открыть спецлинию, на которую можно сообщить о пьяном водителе? Звонить по телефону 102 многие по такому поводу не решаются — это общеизвестный факт.
Основной дорожный конфликт, напомнили на пресс-конференции, — между водителями и пешеходами. Как его собираются разрешать? Очевидно, что карательные меры не помогают. Может, пора говорить о принципиально иных подходах к проектированию? Например, когда будет использоваться широкий арсенал средств по так называемому «успокоению движения», а не только «спящие полицейские»?
Auto Onliner неоднократно писал про съезды в кювет, которые часто заканчиваются трагически. Когда на аварийных участках появятся барьерные ограждения, которые позволят не улететь в обочину? Может быть, об этом пора хотя бы начать говорить?
Очень хотелось бы, чтобы это была реальная программа по повышению безопасности дорожного движения, а не громкие слоганы. Чтобы взаимопонимание достигалось не только карательными мерами. Чтобы люди не гибли и не получали увечья на наших дорогах.