Попадают ли инструкторы по вождению в опасные ситуации на дороге? Подрезают ли Юрия Краснова? Что может вывести из себя опытного преподавателя? С этими вопросами мы пристали к бессменному ведущему нашей рубрики и добились-таки своего. Сегодня отсматриваем записи с видеорегистратора Краснова, комментирует он сам.
Откроем вам секрет: эта ситуация заставила ведущего рубрики проявить эмоции. Настолько, что звук пришлось чуть приглушить.
— Я еду по улице Некрасова, передо мной Toyota, мы переезжаем искусственную неровность, — рассказывает Краснов. — Справа, в крайней полосе, стоит Volkswagen Passat, у него моргает левый поворот. Я понимаю, что человеку нужно развернуться и он всех пропускает.
Чтобы не задерживать его, я начинаю ускоряться, и в этот момент он перед моим носом начинает свой маневр. Что, как?! Присматриваюсь, а он телефон держит возле уха — общается с кем-то и заруливает себе, ни о чем не думая.
И вот он смотрит на меня — я же в него только что чуть не врезался — и ручкой так, мол, пардон. И поехал себе налево, даже не на разворот.
Эмоции в такой ситуации объяснимы: обидно было бы попасть в аварию из-за такого вот любителя поговорить по телефону за рулем.
— Настолько безответственное поведение людей, конечно же, сильно возмущает! Ну хочешь ты из крайней правой полосы повернуть налево — уже странно, но это полбеды. Зачем же ты при этом разговариваешь по телефону и ведешь себя совершенно невнимательно? Это же дорога! Так нельзя делать! Раньше бы за такое... Ну, это уже к делу не относится, — инструктор явно сдерживается.
Проблема в том, что водителей, которые несерьезно относятся к дорожной безопасности, на дороге очень много. И можно самому быть сколь угодно ответственным и внимательным, но нарвешься на такого в неудачный момент — и все, неприятности на ровном месте, а то и чего похуже. Вот и скажите теперь, что везение не играет никакой роли.
— Разговоры по телефону — это по-настоящему массовая проблема. Ради интереса, проходя мимо большого перекрестка, обратите внимание на стоящие машины. Я так делал: бывает, по три, по четыре водителя подряд говорят по телефону. Или через одного. И не стесняются — так и ездят. Ладно, когда по прямой просто, а то ведь начинают выполнять сложные маневры, не отрываясь от разговора. Возмутительно! — продолжает преподаватель.
— Я помню одно такое ДТП из времен моей работы инспектором. Человек выехал со второстепенной дороги прямо наперерез другому автомобилю. Причем невиновный водитель рассказывал: «Я видел, как он посмотрел по сторонам, а потом просто выехал под меня». А виновник ДТП и не скрывал: «Я просто заболтался по телефону, не заметил», — отмечает ведущий рубрики.
— Отсюда правило: хочешь совершить маневр — отложи телефон. Даже странно, что некоторые этого не понимают.
Запорожская площадь в Минске. Краснов выезжает с улицы Столетова вслед за груженым длинномером.
— Мне нужно было ехать по прямой — по сути, на улицу Радиальную. И я имел право ехать по своей полосе. А водителю грузовика, как оказалось, нужно было съезжать на круг. Но он продолжал двигаться вдоль бордюра, откуда по кругу ехать никак нельзя, а можно только на съезд, — говорит инструктор. — Я вижу, что у него левый поворотник заморгал и он начал щемиться в мою полосу — прямо на перекрестке перестраиваться. Я, конечно, притормозил, чтобы мы не столкнулись.
— Ну ладно, я к таким ситуациям отношусь спокойно, потому что на кругах нужно друг другу помогать. Действительно, случается, что ты попадаешь на круг и уже там узнаешь, как ехать можно, а как нельзя. А всё: тебе нужно влево перестроиться, но у тебя там уже машины едут, — признает преподаватель. — И это должно войти в привычку: кто-то ошибся на кругу — помоги ему.
По словам Краснова, даже на площади Бангалор, откуда нам регулярно присылают видео, нужно не претензии друг другу предъявлять, а нацеливаться на то, чтобы благополучно разъехаться. Да, круговой перекресток, да, сложное место, да, знаками, бывает, не обозначено толком, откуда и куда можно ехать, — и что теперь? Спокойный и доброжелательный водитель даже на площади Бангалор в аварию не попадет.
— Та же ситуация с грузовиком: кто-нибудь бы уже ехал ему в борт, бибикал бы, вырезал, а потом прислал бы видео — его же обидели! Но всегда можно поступить иначе, — добавляет ведущий рубрики.
И еще одно видео в тему. Как Краснова мусоровоз подрезал.
— Когда я ехал, я видел и этот мусоровоз, и то, что справа было что-то непонятное. Да, он стал меня вырезать, но, возможно, он просто увидел, что я притормозил, и решил, что я помогаю ему перестроиться. А я в этот момент начал разгоняться. Это абсолютно нормально, это недопонимание. И обижаться на такое совершенно ни к чему. Я притормозил, чтобы он выехал, а он не поехал, чуть замешкался — и я решил проехать. Но именно в этот момент он двинулся — бывает, — спокойно замечает инструктор.
Тем не менее Краснов не всегда и не ко всему проявляет такое же терпение. Вот другой пример: улица Селицкого, таксист куда-то торопится.
— Я еду, снижаю скорость — впереди искусственная неровность, сбоку разметка, встречные машины едут. И тут меня обгоняет этот товарищ, что стало полной неожиданностью, — рассказывает преподаватель.
— Так делать нельзя! Это некультурно — раз. Ты показываешь окружающим, что плевать хотел на всех. Это серьезное нарушение — два. Это просто опасно — три. Ты можешь не заметить машину, которая выезжает со второстепенной дороги, или кто-то впереди станет разворачиваться. Никто просто не ожидает, что кому-то в таком месте приспичит лететь по встречной, — продолжает автор видео.
И делает оговорку: он-де не любит критиковать таксистов, потому что сами таксисты, в свою очередь, крайне редко жалуются на кого-то, понимают, что на дороге случается всякое.
— Но бывает, что люди ведут себя чересчур нагло. Это перебор! — заключает ведущий рубрики.
Это улица Сурганова в Минске, пересечение с проспектом Независимости.
— Для пешеходов загорелся красный свет, а автомобилям включилась стрелка для поворота направо. И вот женщина побежала. Она не могла не видеть, какой свет ей горит, это не было попыткой закончить переход на моргающий сигнал, — считает Краснов.
— Я к пешеходам отношусь с осторожностью, — добавляет инструктор. — Пешеход во время движения может о чем-то задуматься, может на что-то отвлечься, он не всегда контролирует окружающее пространство. Не страшно, когда пешеход даже нарушает ПДД, если вокруг него есть только такие же пешеходы. Но когда он нарушает, а вокруг автомобили — это совсем другое дело. Побежать на красный свет под машины — откровенный риск. А если бы по правой полосе кто-то спешил повернуть?
Краснов указывает вот еще на что: пешеходы зачастую в автошколах не учились и экзамены не сдавали. То есть их понимание безопасного поведения на дороге может быть не столь безупречным.
— Как водитель, я пешеходов пытаюсь оберегать, понимая, что пешеход в любой момент может оказаться в опасной ситуации просто потому, что он ничего не видит вокруг себя на дороге или не видит это так, как видит опытный водитель. И моя задача — спасти его от беды, так я это воспринимаю, — поясняет преподаватель.
— У меня нет претензий к пешеходам. Нарушают? Да, надо привлекать к ответственности. Возможно, это каким-то образом повлияет на их дальнейшее поведение. Хотя опять же не факт. Есть люди, которых штрафуй не штрафуй — они такие рассеянные, что их нужно за ручку через дорогу водить.
И Краснов вспоминает случай, который произошел много лет назад, еще в его бытность работы в ГАИ:
— Занимаюсь я с детьми на перекрестке возле кинотеатра «Ракета». Из троллейбуса выходит дедушка и по диагонали начинает идти через дорогу. А машинам горит зеленый — все едут. Я этого дедушку с дороги увел, сказал ему, чтобы он больше так не делал. На следующий день снова занимаюсь там же с детьми. И что вы думаете: опять из троллейбуса выходит тот же дедушка и так же идет через дорогу на красный, по диагонали. Я снова завел его на тротуар, снова сделал внушение. На следующий день все то же самое. И что сделать? А ничего с таким человеком не сделаешь, сколько с ним ни разговаривай и сколько его ни штрафуй. Что остается водителям? Спасать такого человека.
— Очень простая ситуация. Я поворачиваю направо, и прямо на меня прет машина, — разводит руками ведущий рубрики. — Что тут скажешь: некоторые люди очень опрометчиво ведут себя за рулем. Вы можете подумать, что если бы я его не испугался и поехал, то он бы спокойно пристроился за мной. Но все равно так вести себя нельзя.
— Я иногда вижу такие ситуации: едет машина, встречный водитель пытается быстрее повернуть налево, чтобы не уступать этой машине. Кто-то пробует даже по встречной срезать. Но в результате, к примеру, он ускоряется, а там пешеходы пошли — и он вынужденно останавливается, оказываясь на пути движения встречного автомобиля. То есть если в него врежутся — он будет виноват в ДТП, — инструктор схематично изображает это на доске.
— Нельзя так делать. Ты должен сначала уступить дорогу машине, а потом повернуть сам. И на переход нужно смотреть, и ситуацию рассчитывать, чтобы не оказаться на пути другого автомобиля, — уверен преподаватель. — Это ошибка многих людей, вызванная спешкой. Они хотят проскочить, у них не получается, и в результате они мешают другим. В особенности на маленьких перекрестках такое случается. Потому что когда перекресток большой — там пространства больше, там есть где спрятаться в таких обстоятельствах, чтобы не мешать встречным.
— Подобное происходит очень часто. Смотрите на BMW: водитель ускоряется, хочет проскочить. А впереди маршрутка с моргающим поворотником. Маршрутка начинает движение, и водителю BMW приходится тормозить. Никто кроме него тут не виноват, он, по сути, сам спровоцировал эту ситуацию, — считает Краснов.
— В городском потоке всегда кому-то нужно куда-то перестраиваться. Поэтому ехать приходится с такой скоростью, чтобы успевать притормаживать и помогать людям. Но это не проблема, это не то же самое, что на трассе, где другие скорости. Именно поэтому, к слову, в городе мы обязаны уступать водителю общественного транспорта, который отъезжает от остановки, а вне населенного пункта — не обязаны, — подчеркивает ведущий рубрики.
— Еду я себе спокойно по кольцевой и вдруг вижу, что сзади справа меня догоняет машина. А другая перед ней начинает в этот момент тормозить. Ну все понятно, думаю, — рассказывает инструктор.
— Я стал тормозить заранее, потому что понял, что если этого не сделаю, этому шустрому товарищу некуда будет перестроиться. Да, он должен был сам снижать скорость и перестраиваться у меня сзади, но это если по-правильному. Однако ведь сразу было понятно, что по-правильному не будет, — продолжает преподаватель. — И похожие ситуации возникают часто: кто-то не рассчитал, перестроился, а там трактор. И хочет назад вернуться, а там уже кто-то едет.
Понятно ведь, что он будет вырезать, он не станет врезаться в трактор. Какая моя задача в этой ситуации? Притормозить и оставить ему окошко.
— Меня всегда удивляло, почему наши водители, когда им горит стрелка с основным красным, пытаются всеми правдами и неправдами вклиниться в поток. Есть Т-образный перекресток, им горит красный свет со стрелкой прямо, в движущемся потоке много машин, а эти водители пытаются как угодно в него влезть, — возмущается Краснов. — Многие при этом щемятся в крайний правый ряд, потому что считают, что те, кто поворачивает налево, туда не поедут. Но такого правила нет: кому-то захочется — и он поедет, и его необходимо пропускать. Тому же троллейбусу — ему же на остановку надо. А трактор влез и ему помешал.
— Или вот еще ситуация. Перекресток Свислочской и Машиностроителей в Минске. Мы подъезжаем, у нас стрелка с красным светом, мы уступаем. Там нормальный поток машин, а другие прутся прямо в него. Это что? Вы обязаны дать им спокойно проехать, куда вы едете? — недоумевает ведущий рубрики.
— Смотришь на этих людей и ужасаешься: они ведь просто не уважают чужое право на спокойный проезд перекрестка. Как будто специально: едут, чтобы их боялись, — удивляется Юрий Краснов. — И это отвратительная привычка наших водителей — пугать. Лететь, к примеру, на скорости, будто и не собираешься уступать, а потом резко остановиться. И ты его спросишь, а он скажет: «Так что такого, я ведь остановился». Нормально разве?
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by