Минск: что вышло из реконструкции пешеходного перехода?

 
1205
18 января 2011 в 9:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич и архив БАЭС
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич и архив БАЭС

На улице Некрасова проводится эксперимент: сотрудники ГАИ решили опробовать так называемые способы успокоения движения. Там конструктивно выделен островок безопасности для пешеходов, выполнено заужение проезжей части, установлены прожекторы, направленные на переход. Насколько оправданы и уместны все эти новшества? Вместе со специалистами Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) мы разбирались в ситуации на месте.

Сразу сообщение о реконструкции перехода вызвало негативную реакцию у пользователей Auto Onliner. Первоначально говорилось, что предусмотрено плавное сужение проезжей части в зоне перехода (расположенного напротив заправки) с четырех до двух полос.

Однако проект был пересмотрен. Посередине проезжей части сделали островок безопасности. А если двигаться от ул. Карастояновой по направлению к ул. Богдановича, тем водителям, которые едут по крайней правой полосе, придется перестроиться в крайнюю левую — выполнено заужение проезжей части. Установлены два мощных прожектора прямо над переходом.

Получился нетипичный проект для Минска. Ведь, как правило, из широкого арсенала средств по успокоению дорожного движения у нас почему-то долгое время выбирали только «спящих полицейских». В каком-то смысле предпринята попытка уйти от «штампа». В ГАИ подчеркнули, что пока это эксперимент.

Однако у специалистов БАЭС Юрия Важника и Павла Астапени возник вопрос: почему решено провести его именно здесь? Рядом заправка, гаражи, парковая зона. Нет важных объектов притяжения. Пешеходное сообщение не столь интенсивное. За полчаса проезжую часть по переходу пересекли всего пять человек. Кто-то возвращался с обеда в ближайший бизнес-центр, кто-то шел домой из магазина.

А может, здесь случались ДТП с участием пешеходов? Но за последние пять лет на этом участке ул. Некрасова зафиксировано только две серьезные аварии: в июле 2006-го произошло столкновение автомобилей (пострадал один из водителей), а в августе 2008-го погиб 19-летний водитель Mercedes, который врезался в столб.

«Даже на улице Некрасова есть много мест, где реализовать пилотный проект было бы целесообразнее. В то же время внедрение альтернативных средств, менее жестких, чем "спящие полицейские", нужно только приветствовать. Возможно, это станет стимулом для использования тех приемов, которыми на Западе успешно пользуются уже десятки лет», — считает Юрий Важник.

По словам экспертов, принципиальная схема устроена в соответствии с западными технологиями. «Главная идея — упростить задачу пешеходам, — обращает внимание Юрий Важник. — Пересекать проезжую часть они теперь будут в два этапа и не через четыре полосы, а через две. Это позволит снизить потенциал опасности в несколько раз. На пропускной способности, которая сейчас на улице Некрасова составляет около 2000 автомобилей в час по одной полосе, это никак не скажется. Для сравнения: сейчас по каждому ряду там проезжает около 600 машин».

Однако в реализации проекта специалисты заметили некоторые небрежности и недочеты. «Вот даже знак "Пешеходный переход" забыли перевесить — он расположен не по стандарту. Старую разметку не соскоблили, — показывает Павел Астапеня. — А ширина проезжей части от края тротуара до островка безопасности — 5,5 метра. Это много, и есть риск, что водители сразу двух машин будут пытаться одновременно проехать в образовавшемся "коридоре"».

Специалисты БАЭС обратили внимание еще на один нюанс. Водителям, которые едут по ул. Некрасова со стороны ул. Богдановича к ул. Карастояновой, придется перестраиваться из крайней левой, более быстрой, полосы (по которой, собственно, и едет абсолютное большинство водителей на этой улице) в крайний правый ряд, а потом обратно. К тому же с заправки постоянно поворачивают и направо и налево, и это потенциальная конфликтная точка.

— А вот чего здесь явно не хватает, так это «закрытой» парковки для машин, — считают эксперты БАЭС. — По документам крайний правый ряд — полоса для движения. Реально же это место для парковки тех, кто работает в бизнес-центре. Чтобы сделать движение более спокойным, управляемым и предсказуемым, на Западе конструктивно выделяют такие уличные парковки. Это позволит реально, а не формально прогнозировать ситуацию и управлять движением на этом участке.

Пока это первый подобный проект для Минска. Сотрудники ГАИ рассказали, что завершена первая часть реконструкции, остальные работы запланированы на апрель — май. Инспекторы также отметили, что объект оборудован солнечными батареями и не требует затрат на электроэнергию. А недостатки будут устранены во время второй части реконструкции.