Горящая тема: парковки во дворах

 
1558
21 января 2011 в 18:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Заставленный машинами двор — всегда дискомфорт для водителей и пешеходов. Но для экстренных служб это зачастую становится серьезным препятствием. В особенности для габаритной спецтехники МЧС: все чаще, прибывая по сигналу о возгорании, автоцистерны и автолестницы пожарных упираются в припаркованные легковые машины. Вместе с сотрудниками Минского городского управления МЧС мы разбирались в ситуации во время репортажа.

— Каждый день в наш центр оперативного управления поступает 30—40 сообщений о чрезвычайных происшествиях, в основном возгораниях и задымлениях в квартирах и подъездах жилых домов, — рассказывает пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский по дороге на вызов об очередном возгорании. — Диспетчеры определяют, какие силы и спецтехника могут понадобиться, и по прямой связи сообщают подразделению адрес. Через минуту спасатели уже должны выехать на вызов.

По словам пожарных, обычно они прибывают на место через 5—10 минут. На дороге большую красную машину с включенными спецсигналами абсолютное большинство водителей пропускает. Но из-за габаритов спецтехники МЧС (а это автоцистерны, автолестницы, автомобили быстрого реагирования и т. д.) все чаще становится большой проблемой именно въезд во двор, теряется время, сэкономленное в пути. Между припаркованными автомобилями остается места ровненько для легковушки, а нужно подогнать к подъезду, например, автолестницу — на случай, если придется эвакуировать людей через окна или балконы.

Сейчас все обошлось — днем возле одного из домов по проспекту Рокоссовского было более-менее свободно. Автомобилю быстрого реагирования удалось подъехать прямо к подъезду.

Да и эвакуировать никого не пришлось. Звонивший сообщил о сильном запахе дыма в подъезде. Оказалось, кто-то поджег газету в почтовом ящике. Отбой!

В прошлом году более сотни раз пожарные машины не могли подъехать к местам возгораний. По этой причине в октябре 2010-го на улице Гинтовта при пожаре возникли большие трудности при спасении семьи из пяти человек. Тогда хозяйку и ее мужа госпитализировали с отравлением продуктами горения и ожогами.

С неменьшими проблемами проводилась эвакуация 14 жильцов дома по улице Восточной в феврале того же года. Тогда также были спасены хозяин квартиры и его сын, которых госпитализировали с отравлением продуктами горения и ожогами.

А в марте 2010-го на улице Тимошенко помощь понадобилась автомобилисту — загорелся его Chrysler Town & Country (обошлось оплавившейся изоляцией электропроводки), но пожарные какое-то время не могли подъехать к месту возгорания из-за припаркованных машин.

Судя по карте вызовов, это проблема общегородская, а не какого-то отдельного микрорайона. Похожие случаи были зафиксированы на проспекте Независимости, Логойском тракте, улицах Рабкоровской, Есенина, Богдановича, Одинцова, Матусевича, Рафиева, Асаналиева... Список можно продолжить.

Постфактум обо всех подобных случаях информируют дежурного по ГУВД. Принимаются предсказуемые решения о штрафных санкциях, во дворы выезжают инспекторы ГАИ. Но что делать, когда нужно действовать незамедлительно — в экстренных ситуациях? Ждать, пока хозяин обратит внимание и спустится к машине? Да, спасатели пытаются подъезжать к дому через детскую площадку, по газону, но и это не всегда возможно — опять-таки из-за припаркованных там машин.

— Вообще-то законом об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям нам дано право самостоятельно проводить эвакуацию транспортных средств, мешающих проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, — говорит Виталий Дембовский. — Обычно это делается вручную — спасатели переставляют автомобили так, чтобы могли проехать спецмашины. Однако теряется время, и это непозволительно. В случаях, не терпящих отлагательств, церемониться никто не будет. Хочу отметить, что ущерб в данном случае никто не возместит, даже «Автокаско». Там сказано про незаконные действия третьих лиц, а в нашем случае это законно. Поэтому призываю автолюбителей не парковаться со стороны жилой застройки и оставлять место для проезда спецтехники.

— Но неужели нельзя пускать вперед более маневренные спецмашины?

— Так и делают. Вот это, например, автомобиль быстрого реагирования, — показывает пресс-секретарь Минского городского управления МЧС. — Но запаса воды там — 500 литров. Это очень мало. Хватит потушить небольшой очаг возгорания. Сначала можно подавать воду через шланг высокого давления, а бесперебойную подачу обеспечивать через пожарные гидранты, но опять-таки на люках, где они расположены, очень часто стоят машины. А для спасения людей с высоты при ликвидации большого пожара понадобится самая габаритная техника — автолестница, и не одна!

Автомобиль быстрого реагирования
Автолестница
Автоцистерна

Обычно расставляет спецтехнику на месте происшествия офицер МЧС. Он решает, сколько спасателей и куда отправить на разведку, скажем, в задымленный подъезд, как лучше подъехать к дому, понадобится ли дополнительная помощь. По словам сотрудников МЧС, наибольшие трудности возникают при проезде автолестницы (она выезжает на возгорания в зданиях высотой в три этажа и выше). Ведь нужно еще расставить лапы, как называют аутригеры эмчеэсовцы, а в тесных дворах это практически невозможно.

— Помню, автолестница не смогла стать во дворе. Это было на улице академика Красина. А на входе в квартиру, где был пожар, установлена железная дверь. На ее вскрытие нужно время. Чтобы его не терять, мне пришлось спускаться по веревке с балкона квартиры, расположенной этажом выше, — вспоминает Виталий Дембовский. — Тогда обошлось — пожар потушили. Был спасен пьяный хозяин, который уснул с непотушенной сигаретой.

Ну а мы уже едем на очередное возгорание. На улице Уборевича пожар в квартире. Она расположена на первом этаже, поэтому совершать каскадерские трюки необходимости не было. Но водителю автоцистерны все же пришлось подъезжать к «хрущевке» прямо через газон (возгорание оперативно потушили, хозяин серьезно не пострадал, хотя «скорую» ему на всякий случай вызывали).

И опять-таки — особых претензий к автомобилистам быть не может. Старая застройка, неудобные въезды во дворы.

Впрочем, и в новостройках ситуация не лучше. Мы заехали в несколько дворов (и старой, и новой застройки) в Серебрянке, Лошице, других микрорайонах. Везде ситуация похожая: узкие проезды, даже днем парковка заставлена машинами. Ощущение, что на месте под гостевую стоянку сэкономили. Случись здесь пожар — придется оттаскивать не одну машину.

Во дворе по ул. Прушинских специально обратили внимание на информационную табличку: дома построены сравнительно недавно — в 2001 году, когда о проблеме было уже известно и прогнозировался большой рост уровня автомобилизации. Почему не учли?

Специалисты по организации дорожного движения уверены: проблема зачастую заложена в проектном решении. Если бы дворы были запроектированы по-другому, то, быть может, и водители не парковались бы в нарушение ПДД на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке. Очевидно, нужно создать условия, при которых было бы выгодно оставлять транспортное средство по правилам, а не наоборот.

Пока же водители паркуют автомобили вплотную к машине соседа. Это тоже небезопасно: зафиксировано немало случаев, когда происходило возгорание в одном автомобиле и огонь перебрасывался на рядом стоящие. Об одном таком происшествии мы писали в прошлом году — на улице Семенова сгорели два Volkswagen.

С подобными проблемами сталкиваются и другие экстренные и коммунальные службы. А еще во дворах часто совершаются кражи — из автомобилей. По словам сотрудников милиции, на то, чтобы, например, снять зеркальные элементы с BMW и скрыться, прытким ворам хватает меньше минуты.

Проблема с парковками уже давно набила оскомину. Но в самом деле, где ставить автомобиль? Многие водители готовы ездить за несколько остановок — к цивилизованному месту хранения автомобилей, но их попросту нет.

Столько лет говорится о системе перехватывающих паркингов, которые хотели построить около станций метро, на въездах в город, однако проект до сих пор не реализован (хотя в 2010-м, сообщали информагентства, были открыты 20 паркингов). Когда-то бывший председатель Мингорисполкома Михаил Павлов требовал, чтобы при малейшей возможности во время реконструкции улиц и дворов оборудовались дополнительные парковочные места. Неужели технической возможности так и не нашлось?

Перегруженные автомобилями дворы — это и напоминание о том, что в Беларуси до сих пор нет государственной программы по утилизации машин. Коммунальщиками и сотрудниками ГАИ предпринимаются тщетные попытки освободить гостевые стоянки, но эти потуги не решают проблему. По-прежнему парковки во дворах занимают «подснежники». Да и не хватает «выгодного» места: днем — в центре города, возле офисов, а по вечерам — в спальных микрорайонах.

В ближайшие годы проблема будет решаться, заверили руководители Мингорисполкома. Недавно они пообещали, что в 2011—2015 годах появится около 200 тыс. дополнительных парковочных мест. Кроме того, каждый район города получил задания по созданию плоскостных временных стоянок, многоуровневых паркингов. В столице принята программа «400», которая предполагает обустройство 400 тыс. парковочных мест до 2020 года. Что из этого выйдет — посмотрим.