Женщины, следите за ногами!

 
973
04 июня 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич

На популярных видеохостингах можно найти множество роликов про «женские» аварии. Представительницы слабого пола, управляя автомобилями, наезжают на заграждения на стоянках, паркоматы, стены домов, другие машины, заборы, падают с паркингов и даже ныряют в водоемы. Вот и у нас недавно произошел такой резонансный случай.

Обычно уж если попадают в такие аварии, то на автомобиле с двумя педалями, то есть с коробкой-автоматом или роботизированной МКПП. Когда происходит такое глупое, в понимании опытных водителей, ДТП, всех мучает один и тот же вопрос: «Это же до какой степени нужно не уметь управлять автомобилем, чтобы такое совершить?»

Представьте себе, но такие водители передвигаются по одним дорогам рядом с нами. И то, что они не умеют водить машину, — еще полбеды. Гораздо хуже, что они не понимают этого!

Я попытаюсь рассказать, почему такие неприятности происходят именно с женщинами, именно на автомобилях с АКПП и как этого избежать — не «запрыгивать» куда не надо и контролировать свою машину.

Что происходит с женщиной-водителем непосредственно перед потерей контроля над автомобилем? Этот вопрос тоже интересует многих. Случаи, когда водитель перепутала передачи и включила вместо заднего хода режим движения вперед или наоборот, наверное также имеют место, но гораздо реже.

Водители, переключая АКПП, всегда следят за тем, в какое положение стал рычаг. Особенно внимательно — женщины. Теоретически можно вынудить даму не довести рычаг до положения «D», а оставить в положении «R» или наоборот. Для этого нужно позвонить ей на мобильник или отвлечь каким-нибудь вопросом. Но это все-таки не самые распространенные случаи.

Основная проблема у женщины-водителя возникает тогда, когда ей нужно одновременно вращать руль, двигаясь в ограниченном пространстве, и нажимать на педали. Подавляющее большинство таких ДТП происходит именно в эти моменты: заезжаем или выезжаем с парковочного места передним или задним ходом, въезжаем в узкое место с поворота.

Почему в этот момент дамы путают педали?

Все очень просто. У каждого человека есть центральная нервная система (ЦНС), которая отвечает за реализацию, контроль и корректировку движений руками и ногами. У нее есть одно свойство. Оно называется реципрокное (взаимное) торможение ЦНС. Это мешает делать несколько движений одновременно — подчеркну, разных по своей механике.

Мы уже говорили, что глупые ДТП происходят с  начинающими женщинами-водителями, когда им нужно одновременно нажимать на педали и вращать руль именно на машинах, где всего лишь две педали.

Казалось бы, педалей меньше, значит, и управлять автомобилем проще. Да, проще, но машина и едет сама. Ведь на автомобиле с механической КПП и педалью сцепления нужно очень аккуратно работать последней. И если не получится — машина просто заглохнет. А автомат (робот) не глохнет. Он едет.

Вот тут и происходит, как говорят шоферы-профессионалы, затык. Женщина отпускает педаль тормоза и, сосредотачиваясь на вращении руля, случайно переносит правую ногу на педаль газа. Но она об этом даже не подозревает, так как не контролирует свою правую ногу, когда крутит руль руками. Потом она вспоминает, что можно притормозить или остановиться, и… нажимает то, что у нее под правой ногой, а это педаль газа. Может быть, она сознательно переносит ногу с тормоза на газ. Не суть важно. Смысл один — двигающиеся руки «мешают» правой ноге правильно действовать.

То, что она в этот момент не контролирует свою правую ногу, доказывает следующее наблюдение. Вспомните, как останавливается автомобиль у неопытной женщины-водителя, если ей все-таки повезло и правая нога осталась на педали тормоза? Торможение происходит резко, грубо. Да и начало движения такое же.

При вращении рулевого колеса у нее не получается чуть прижимать педаль тормоза, чтобы машина еле двигалась. Женщина-водитель либо резко тормозит, либо совсем отпускает педаль тормоза, либо давит на газ и потом снова резко тормозит. Если успеет.

Еще одна неприятность для такого водителя — это ямка или бордюр. Это когда нужно быстро перенести ногу на педаль тормоза после нажимания на педаль газа. Тут и без вращения руля могут проблемы возникнуть, ну а если еще и руль нужно крутить, то вообще «задача для космонавтов».

Вопрос: почему взаимное торможение ЦНС так влияет только на женщин? Ответ прост. Вспомните, чем с детства занимаются мальчики, а чем — девочки? Первые играют в подвижные игры, развивающие реакцию и моторные функции мышц. Естественно, у них взаимное торможение ЦНС не так сильно влияет на способность делать одновременные движения разных направлений. А девочки? В куклы, дочки-матери, больницу и закапывают «секретики», что так мило. Но это никак не помогает им потом укрощать железного коня.

Однако все не так плохо. Женщина может заблокировать взаимное торможение ЦНС. Нужно просто знать, какие для этого надо проделать упражнения.

Упражнение №1. Перенос ноги с педали тормоза на акселератор и обратно. Одновременно выполняем синхронные движения руками над рулем. Упражнение №2. Очень медленное движение. Слегка нажимая на педаль тормоза, одновременно выполняем синхронные движения руками над рулем.