КРАСНОВ

Молодой на Porsche против дедушки на Audi «сигаре». Разбор аварии на МКАД

17 мая 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

Молодой на Porsche против дедушки на Audi «сигаре». Разбор аварии на МКАД

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Недавняя авария на МКАД вызвала большой резонанс среди наших читателей. Сошлись молодой водитель на «заряженном» Porsche и пожилой — на Audi 100. Еще и место такое — сложнее на всей кольцевой не сыскать. Какие предпосылки привели к ДТП, о чем говорят сами участники и что на этот счет думает Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению?

Porsche против Audi

Предварительная версия Госавтоинспекции: 71-летний водитель Audi, двигаясь по внешнему кольцу МКАД, при перестроении не убедился в безопасности маневра и столкнулся с Porsche. В результате ДТП никто не пострадал, автомобили получили механические повреждения.

Версии водителей

В первую очередь выслушаем участников аварии. Тем более что оценку произошедшему они дают разную.

В частности, комментарий предположительно водителя Porsche появился недавно в TikTok.

«Двигался в третьей полосе. Audi выезжала из первой сразу в третью полосу, не уступила дорогу. Начал уворачиваться, зацепил парапет краешком, потому что он (водитель Audi. — Прим. Onlíner) вдавил меня в парапет. В последующем его начало разворачивать. Я был вдоль парапета, а он боком шел. Вот я его толкал-толкал-толкал, все это время мы останавливались», — сообщил автор видео.

@dima_atom Уже неделю соцсети шумят по поводу ДТП с моим участием. Рассказываю что произошло и кто виноват… #DmitriySaksonov#tiktok#foryou#porshe#911#minsk#дтп♬ Clubbed To Death - (Kurayamino Mix) - Rob D

Обращаем внимание на отдельные моменты. Во-первых, этот человек утверждает, что водитель Audi перестраивался из первой полосы в третью. И это на таком оживленном участке МКАД. Во-вторых, автор видео ничего не говорит о собственной скорости движения. В-третьих, бросается в глаза достаточно большое расстояние от предполагаемого места столкновения до того места, где машины в итоге остановились. То есть тормозной путь весьма значительный, учитывая то, что Porsche фактически толкал немаленькую Audi 100, прозванную в народе «сигарой», перед собой.

С водителем Audi мы пообщались во время подготовки этого материала.

— Я перестраивался из среднего ряда в крайний левый, — утверждает он. — Посмотрел в зеркало, чтобы никого сзади не было. Но там же закругление дороги: я его, получается, не увидел. А у него была большая скорость — вот он меня и догнал.

Пожилой автомобилист указал на то, что только выехал на кольцевую, спустившись с проспекта Независимости. Впереди в его полосе были машины, а левый ряд казался свободным, поэтому водитель попытался перестроиться. Но откуда и когда на его траектории оказался Porsche, мужчина нам ответить не смог.

— Я его вообще не видел. Только когда произошел удар, я увидел этот автомобиль. Говорят, его и раньше замечали в городе, он не в первый раз так летел. С такими скоростями надо по полю ездить, где никого нет, — считает собеседник.

— А у вашей машины какой объем двигателя, — поинтересовался ведущий рубрики.

— 2,3 литра.

— О, так немало. Тоже, наверное, может наваливать.

— Могла, — грустно поправил автовладелец. — Теперь все. Он же меня протянул передом по отбойнику — там уже нечего ремонтировать.

«Один из самых сложных участков на всей кольцевой»

— Вполне типичное ДТП, однако здесь есть целый ряд любопытных нюансов. И один из них — место, где все произошло, — указывает Краснов. — Внешнее кольцо МКАД сразу за развязкой с проспектом Независимости. Участок сложный, один из самых сложных на всей кольцевой. Здесь всегда много движения, много перестроений. Люди выезжают с проспекта и движутся по очень крутому съезду, где не все даже вписываются в поворот. Человек, который ездит по развязкам, привыкает к тому, что выезд пологий, который ты на 50—60 км/ч можешь проехать. А здесь нужно снижаться сильнее.

Если понаблюдать, что здесь происходит в час пик, то можно заметить цепочку зависимых действий. Те, кто выезжает на МКАД, поддавливают тех, кто едет в правой полосе внешнего кольца. Оттуда люди шарахаются левее, поддавливая уже среднюю полосу. Нужно сохранять концентрацию, чтобы не нарваться на проблемы.

Плюс у тех, кто выезжает с развязки, даже если они хорошо попали в полосу разгона, задача остается сложной, ведь полоса достаточно короткая. Нужно довольно быстро перестроиться влево, причем поблизости съезды на улицу Гинтовта и дальше к «Новой Боровой», поэтому многие предпочитают по возможности занимать средний ряд, а то и крайний левый.

— Я, когда здесь еду, всегда заранее сбрасываю скорость. Сбрасывал ли скорость водитель Porsche? — на устах у инструктора тот же вопрос, которого почему-то так и не коснулся автор видео. — Судя по номерам, водитель может быть не местным, он мог не знать всей специфики этого участка. Проехал камеру скорости за мостом и ускорился — машина-то позволяет. А зачем перестраивался водитель Audi? Ехал бы себе спокойно в среднем ряду — ничего бы не случилось.

Второй важный нюанс, который характеризует это место на кольцевой, — достаточно сильный изгиб дороги, который, вкупе с высоким разделительным ограждением, сильно ограничивает видимость, особенно в левой полосе.

— Любой, кто здесь проезжал, знает: перед изгибом ничего не видно. Поэтому можно поверить словам водителя Audi: он мог не заметить приближающийся Porsche, а водитель Porsche тоже мог не видеть, что происходит впереди. А когда увидел, было поздно. Вот и выходит, что они, может быть, не столкнулись бы на прямой, но так совпало, что водители встретились именно на таком сложном участке, — говорит преподаватель.

Сейчас мало кто вспомнит, но когда-то давно в том месте, где случилось ДТП, был поворот налево, к АЗС.

— Тогда кольцевую только построили. И вот по закруглению кто-то несется, а там «Урал» налево поворачивает, — пугает ужасами Краснов. — Поэтому у меня и сейчас совет простой: проезжая здесь, сбрасывайте скорость. Мало ли что: сломался кто-то, что-то еще произошло — а у вас обзор закрыт. Лучше проехать спокойно этот участок.

«Заряженные» машины провоцируют

Много разговоров ходит именно вокруг того, что со старенькой Audi столкнулся «заряженный» Porsche.

— Я, знаете, давно заметил: в автомобилях, на которых что-то написано либо есть какие-то наклейки, ездят люди, которые таким образом пытаются самовыразиться, привлечь к себе внимание. И ездят они именно в такой манере, чтобы это внимание привлечь. Если машина мощная, а-ля спортивная, а навыков и осмотрительности не хватает, — такой подход частенько приводит к нежелательному результату, — строго говорит ведущий рубрики.

Разумеется, скорость могла быть одним из факторов, имеющих значение в контексте этой аварии.

— Даже не скорость, а ускорение, — поправляет преподаватель. — Этот Porsche мог ехать с этим Audi с одинаковой скоростью, а потом за мгновение ускориться весьма значительно.

Давно говорено: «заряженные» машины провоцируют. Можно, конечно, представить, что быстрый Porsche чинно ехал на скорости 90 км/ч и не ускорялся, но мы видали и другие ситуации. Куда сложнее, согласитесь, представить, что Audi «сигара» так бы влетела в Porsche.

Как-то Краснов, разъезжая на «заряженном» автомобиле, заметил: «Конечно, на быстрой и мощной машине приятно ехать. Причем поначалу ты думаешь: буду ездить спокойно, просто, когда нужно, смогу ускориться. А потом оказывается, что тебе нужно всегда, и вот ты уже носишься как сумасшедший». 

— Я, когда узнал об этом ДТП на МКАД, сразу вспомнил другую историю, — рассказывает инструктор. — В те времена я еще служил в ГАИ, жил на улице Кижеватова, оттуда ездил на службу. И как-то заметил, что на моем маршруте появилась быстрая-резкая Subaru, у которой сзади большими буквами по-английски было написано «Иной». И по водителю было видно, что ездит он агрессивно, опережает всех, вызывающе себя ведет. И машина мощная, заряженная. В общем, ездил он так, ездил, но в один из дней выезжаю я на МКАД и смотрю, что стоит этот «Иной» разбитый: встретился с дедушкой на Passat B3.

Молодой горячий парень на спортивной машине, который встретился с дедушкой. Дежавю какое-то.

— Мне кажется, что таких дедушек можно называть санитарами дорог. Они на время убирают с этих дорог неуравновешенных молодых водителей, — предположил Краснов.

«Нужно помнить, что где-то впереди едет дедушка»

Сейчас еще время такое. Кто-то, может быть, зимой не выезжал, а теперь понемногу выбирается по выходным на дачу или по делам.

— Ездят такие водители обычно аккуратно, резких движений не делают, но из-за отсутствия вот этой нервной практики в условиях большого города они не всегда успевают ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке на дороге. Тем более когда там есть шустряки, которые за минуту десять раз меняют свое положение в пространстве, — отмечает ведущий рубрики. — Те, кто привык ездить в плотном городском потоке, особенно в час пик, — они натренированы, они видят таких шустрых, они знают, как не подлезть, не создать себе проблем. Обычно такой водитель нагоняет тебя сзади. И можно отрабатывать приемы поведения, учиться его видеть, знать, как на него реагировать. Главная задача — заранее его увидеть.

Вот почему так важно не только смотреть вперед, но и контролировать по зеркалам обстановку позади автомобиля. Стандартная ситуация: сзади догоняет машина, которая может вас после опережения подрезать. К этому нужно быть готовым. Другая типичная ситуация: быстрый водитель догоняет того, кто впереди, а тот внезапно решает перестроиться: не потому, что злодей, а потому, что не увидел.

— У пожилых водителей есть свои особенности. Где-то требуется больше времени на реакцию, где-то сложнее целиком оценить постоянно изменяющуюся обстановку на дороге, — говорит преподаватель.

— И со времен ГАИ я очень хорошо знаю, что это типичное ДТП: такой вот дедушка на каком-нибудь перекрестке неравнозначных дорог встречается с молодым гонщиком. И дедушка всегда говорит такую фразу: «Я его не видел, потому что он быстро ехал».

Но возраст мастерству не помеха. Кто умеет ездить, кто хорошо подготовлен, он и в возрасте едет как надо. Пусть осторожнее, компенсируя какие-то моменты, но база у него есть. Когда этой базы нет — в любом возрасте будут возникать вопросы.

Инструктор указывает на то, что люди в основном не тренируются управлять машиной, не отрабатывают навыки управления.

— Они просто ездят и надеются, что с ними ничего не случится. И стаж здесь не говорит ни о чем, — подчеркивает Юрий Краснов. — Поэтому так важно учиться управлять автомобилем, а не просто на нем ездить — чтобы с вами ничего не случалось.

А всем тем, кто ездит по дорогам на «заряженных» машинах с какими-то надписями, нужно помнить, что где-то впереди едет дедушка. И он может вас не заметить. Дедушкам надо помогать.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by