На прошлой неделе перед депутатами Мингорсовета была представлена концепция по повышению безопасности дорожного движения «Добрая дорога». Инициаторы ее создания из Минской ГАИ предлагают не зацикливаться исключительно на наказании водителей и пешеходов, а добиваться снижения количества ДТП, в частности, путем применения европейских подходов при проектировании улиц и дорог, а также повышения защищенности уязвимых участников дорожного движения (пешеходов и велосипедистов).
Поставлена амбициозная цель: количество погибших в авариях до 2015 года должно снизиться на 70%, в ДТП не должен погибнуть ни один ребенок. «Программа "Минус 100" свой ресурс уже исчерпала, — считают в ГАИ. — Очевидно, что одних только контрольных мероприятий недостаточно. Нужны иные подходы. В частности, одним из главных факторов опасности мы считаем уязвимость пешеходов и велосипедистов, далекий от идеального дизайн улично-дорожной сети, а также скорость движения транспортных средств».
По словам разработчиков концепции, случайных аварий нет. Любое ДТП стало следствием чьей-то ошибки. Но негативные последствия неверных действий участников дорожного движения можно и нужно предупредить. Их ошибки не должны становиться роковыми, приводить к гибели или получению тяжких травм, говорят в ГАИ.
Один из принципиальных моментов — разработка разумных инженерных мер, в частности средств по успокоению движения. У нас сейчас в основном применяются «спящие полицейские». «Однако есть и другие методы, которые позволят контролировать поток и сделать движение безопасным», — подчеркивают в ГАИ. Планируется, что каждый проект реконструкции или капремонта улиц будет проходить независимый аудит. Он должен рассматриваться в первую очередь с точки зрения безопасности дорожного движения, чего сейчас, увы, в реальности нет.
Улицы города будут ранжированы в зависимости от скоростных режимов. «Мы считаем, что разрешить движение со скоростью 70 км/ч и выше можно только на улицах, где нет пешеходных переходов и светофоров. Ездить со скоростью 50 км/ч допустимо на городских улицах без нерегулируемых переходов. И только 30 км/ч — где есть "зебры". Ограничение скоростных режимов должно проводиться разумно и аргументированно», — говорят в Минской ГАИ.
Это лишь часть предлагаемых мер. Концепция состоит из ряда подпрограмм — «Безопасный перевозчик», «Скорая помощь», «Безопасная стоянка», «Пострадавшие в ДТП», «Безопасность детей» и др. В данный момент она проходит экспертизу в Министерстве юстиции.