Взаимопонимание наступит! Надо только захотеть

 
453
24 июня 2011 в 18:30
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В прошлый раз я обещал сделать выборку примеров ситуаций, в которых водители могут оказывать друг другу помощь. Но сперва хотелось бы вспомнить о том, зачем это надо. Расскажу о своей позиции. Кроме того, что во время управления автомобилем слежу за дорожно-транспортной ситуацией, занимаюсь и решением еще одного вопроса: ищу водителей, которым я могу помочь в случае, когда у меня есть преимущество.

Заниматься таким поиском я начал не так уж и давно. Вожу автомобиль с 1995 года, а осознание необходимости помогать другим водителям пришло года два назад, когда стал вплотную заниматься проблемами обеспечения безопасности дорожного движения.

Итак, зачем лично мне нужно помогать другим автомобилистам? Я делаю это из соображений собственного комфорта на дороге. «Как?» — спросят некоторые. А вот так. Если буду ежедневно показывать пример доброго поведения другим, то через некоторое время у нас на дороге будет очень легко передвигаться.

Хочу сразу заметить, что меня совершенно не интересует, когда наступит этот момент. Я совершаю добрые поступки ради достижения благой цели, а какой для этого мне придется проделать путь — не важно. И судя по тому, что я такой не один, цель будет достигнута. Люди хотят ездить комфортно, спокойно. Это можно воплотить в реальность всеобъемлющей взаимопомощью.

Вот такие примеры ситуаций хочу предложить вашему вниманию:

1. Водитель хочет перестроиться. Когда кто-то рядом с вами хочет перестроиться, нужно обязательно помочь. К сожалению, у многих совершенно другая реакция — ускориться и опередить. С точки зрения взаимопонимания это неправильно. Если учесть, что оба автомобиля двигаются, то пока мы опередим, у другого водителя уже может не быть места и времени для перестроения. А еще за ускорившимся может увеличить скорость вся полоса (цепная реакция).

Самое обидное для того, кто захотел перестроиться: он в большинстве случаев видит, что ускорение соседа началось именно после того, как замигал его указатель поворота. Такое явное «не пущу» вносит огромную нервозность и неприязнь в отношения автолюбителей. Мы начинаем друг друга ненавидеть.

2. Водитель попал в «заторовую» полосу (ДТП, ремонт дороги, полоса на перекрестке только налево или направо). В этой ситуации помогать хотят не все. Особенно те, кто хоть раз встретился с «долгодумающим» автомобилистом. Ты ему и остановился, и помигал, и побибикал, и руками помахал, а он все стоит и не едет. Боится, долго соображает, а может, просто не умеет быстро трогаться и вращать руль? Тут вопрос не столько в том, что жалко подождать, сколько в том, зачем ради такого водителя останавливать всю полосу?

Не хотят уступать и те, кому самим дали только что выехать. У них чувство вины перед тем, кто помог. Это нормально. Поэтому помогать должны водители, которые задолго до этого двигались в полосе, а не те, кому дали в нее только что перестроиться.

Многое зависит еще и от скорости потока. При медленном движении дать выехать можно и нужно (ПДД обязывают уступать, если в полосе затор). Если скорость большая, снижать ее нужно заранее, но не всегда можно успеть сообразить. А быстро останавливаться — опасно. Так что каждый сам делает свой выбор в зависимости от ситуации и собственных соображений.

3. Выезд задним ходом с парковочного места. Выезжать задним ходом — это в принципе тяжело. А выехать таким образом, например, с парковки на дорогу, где идет постоянное движение, еще и опасно. Можно проехать мимо, а можно остановиться и помочь, прикрыв полосу, даже если вам самому и не надо парковаться.

4. Водитель хочет развернуться на узкой дороге. Ну не получилось с первого раза развернуться! Не надо пролетать мимо него и объезжать со всех сторон. Нужно снизить скорость, а если надо — остановиться и помочь человеку закончить маневр, освободить дорогу для всех.

5. Водитель хочет выехать со двора в условиях ограниченного обзора. Ситуация типичная. Автомобилист, выезжая, ничего не видит из-за припаркованных машин или по другим причинам. Нужно помочь, а не бросать его на произвол судьбы!

Если вы просто едете мимо — снизьте скорость, моргните дальним светом фар.

Другая ситуация: вы собираетесь повернуть налево. Вас не убудет, если перед поворотом вы жестом пригласите выезжающего, прикроете его при выезде, а уж потом повернете сами.

6. Водитель собирается выехать на дорогу с интенсивным движением, где в непосредственной близости есть светофор (например, с ул. Хмельницкого на ул. Куйбышева в Минске). Ситуация знакома многим. Вы подъехали к главной дороге. Справа у вас светофор. Когда горит зеленый, вы выехать не можете, так как поток движется. А когда загорается красный — вам перегораживают дорогу другие автомобили.

Выехать в такой ситуации можно либо «внаглую», либо перед заглохшим или замешкавшимся водителем. Или спокойно, если добрые автомобилисты остановятся раньше и оставят место для выезда.

7. Водитель хочет повернуть налево на узкой дороге. Если встречное движение интенсивное, то автолюбитель может очень долго стоять, ожидая возможности для маневра. Тем временем за ним собирается очередь. А встречные все едут и едут… А надо снизить скорость (остановиться), моргнуть дальним светом фар и освободить встречный поток от «тромба».

8. Водитель хочет повернуть налево (развернуться) раньше встречных автомобилей на регулируемом перекрестке. Бывают такие случаи, когда водитель хочет повернуть налево или совершить разворот, пока встречные автомобилисты не успели начать движение и разогнаться при загоревшемся зеленом сигнале светофора. Кто-то скажет: «Пусть соблюдает ПДД!» Ну а если вы сами окажетесь позади такого одного-единственного поворачивающего налево водителя? Вам будет принципиально, уедет он или останется стоять?

И если видно такого автолюбителя (а его прекрасно видно), то мы, встречные, просто медленнее начнем разгон, чтобы он успел проехать. Тем самым мы поможем не только ему, но и тем, кто двигается за ним.

9. Водитель уже поворачивает налево на широком перекрестке. Некоторые ДТП происходят не потому, что поворачивающий не успел, а потому, что встречный ускорился. Зачем? Показать, что он главный, обострить, так сказать, ситуацию, чтобы второстепенный осознал важность момента. Не надо нагнетать ситуацию! Нужно просто помочь или хотя бы не мешать.

10. Водитель выехал на трамвайные пути для поворота налево (разворота), а сзади подъехал трамвай. Если вы уже на рельсах, а сзади подъезжает трамвай, что будете делать? Съезжать вправо? Нереально. Выезжать на встречные рельсы? Как вариант. Но ведь может и встречный трамвай подоспеть!

Скажу честно. Не могу спокойно смотреть, когда автомобилист стоит «под ударом». Хочется дать ему съехать.

11. Водитель маршрутного такси хочет выехать во вторую полосу, так как перед ним стоит маршрутный автобус (троллейбус). На остановке из автобуса или троллейбуса выходят десятки пассажиров. И заходит столько же. А в маршрутное такси — пару человек. Зачем микроавтобусу стоять на остановке? Давайте поможем ему выехать!

12. Водитель грузовика (фуры) хочет повернуть направо не из крайнего правого положения или налево (развернуться) не из крайнего левого положения. Эта задача только для внимательных автолюбителей. Понять, как тяжело в городе водителю грузового автомобиля с прицепом, может только тот, кто водил такую махину. Им очень тяжело. Они как слоны в клетке, набитой цыплятами, где установлена табличка «Цыплят не давить».

Проблема, в основном, не в том, что водители автопоездов неаккуратны. К ним просто пристраиваются сбоку в неудобный момент юркие легковушки.

13. Круговой перекресток. Есть мнение, что круговой перекресток — это опасное место. А таким его сделали наши водители. Это они носятся по кругу, вылетают на круг, истошно сигналят и принципиально не дают совершить нужный маневр на правах «быстрее сообразившего», «знающего заранее, как лучше» и «оказавшегося в удобном положении в нужное время». Хотите безопасно проезжать круг? Помогайте друг другу. Дайте выехать. Дайте съехать или перестроиться.

Вот далеко не полный список ситуаций. И главное не в том, чтобы знать, где помочь. Важно иметь желание помогать людям. Нам всем в жизни очень необходима рука помощи. Не ленитесь ее протягивать другим!