О бедном пешеходе замолвите слово, или Пешеход — тоже человек!

 
574
02 июля 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Читая комментарии к публикациям на Auto Onliner про наезды на пешеходов, заметил, что ругательств в адрес пересекавших улицу на своих двоих куда больше, чем слов в их защиту. Даже в тех случаях, когда пешеходы находились на «зебре». Их называют слепыми, неумными, психически недоразвитыми. Так ли это? И не задумывались ли вы, что все мы — пешеходы? Я буду говорить об этой ситуации с трех позиций: как сторонний наблюдатель, как пешеход и как водитель.

Как наблюдатель

Когда я был сотрудником ГАИ, много раз в течение двух-трех часов дежурил рядом с нерегулируемым пешеходным переходом. Водители, увидев инспектора в форме, практически все и всегда уступают дорогу пешеходам, заранее снижая скорость и останавливаясь.

Но когда я отходил в сторону (чтобы меня не было видно), их поведение кардинально менялось. При подъезде к пешеходному переходу автолюбители пытались проехать его. Это было прекрасно видно со стороны.

Один раз мы с корреспонденткой одной газеты даже эксперимент проводили. Она девушка красивая, и таким обычно водители-мужчины уступают, чтобы их рассмотреть получше. Но эффектную брюнетку, когда я стоял в сторонке, на пешеходном переходе все равно не пропускали! Она как ответственный участник дорожного движения ждала, когда проедут машины, и начинала пересекать улицу. И вынуждена была ускоряться, так как следующие автомобилисты, не снижая скорости, ехали прямо на нее.

Как только я появлялся рядом с пешеходным переходом, ей было очень комфортно пересекать дорогу. Все заранее снижали скорость, когда девушка стояла на тротуаре, а когда шла по проезжей части — никто на нее не «наезжал».

Несколько раз мне приходилось наблюдать за ситуацией и в гражданской одежде, когда снимал видео на скрытую камеру. Следил я не столько за поведением водителей. Мне было интересно подтвердить или опровергнуть утверждения, что пешеходы якобы не смотрят по сторонам перед выходом на проезжую часть.

Враки все это! За два-три часа непрерывного наблюдения за пешеходами я не увидел ни одного человека, который хотя бы пару раз не посмотрел по сторонам при подходе к «зебре». И молодежь, и старики, и разговаривающие по мобильному телефону, и слушающие плеер — все они смотрели по сторонам.

Я обратил внимание на интересный факт: водитель понимает, что пешеход смотрит на его машину, когда тот поворачивает в ее сторону голову. Но приближающемуся или пересекающему проезжую часть человеку необязательно делать это. Многие подходят к дороге под небольшим углом, чего им достаточно, чтобы видеть ситуацию не поворачивая голову.

Было и еще одно интересное, обнаруженное мной обстоятельство. Я заметил один прием пешеходов, который они использовали для того, чтобы заставить водителя снизить скорость, — они делали вид, что не смотрят на автомобиль при подходе к проезжей части и при переходе дороги. Зачем?

Пешеходы поняли, что если посмотреть на машину, автомобилист или не снизит скорость, или начнет ускоряться. При таких условиях выходить на дорогу опасно, и большинство людей останавливаются. Ведь страшно идти под колеса двигающегося на тебя автомобиля. Поэтому пешеходы стали делать вид, что не смотрят на него. И о чудо! Водитель снижает скорость. Правда, стоит повернуть голову в сторону машины, как он может снова ускориться.

Как пешеход

Когда я появляюсь на дороге в качестве пешехода, постоянно убеждаюсь в том, что было описано мной выше.

Подхожу к «зебре». Останавливаюсь. Смотрю на автомобили и вижу, что подъезжающие водители скорость не снижают. Мол, жди. А мне и не жалко. Подождал. Вот появилась возможность выйти на проезжую часть. Иду и вижу, что машины едут прямо на меня. Поскольку сам являюсь водителем, я это очень хорошо понимаю. Мне некомфортно переходить. Все время хочется подбежать. Меня подгоняют.

И вот тут хотелось бы выразить слова благодарности тем автолюбителям, которые снижали скорость, когда я стоял на краю тротуара, и тем, кто не ехал на меня, когда я шел по проезжей части. Но, к сожалению, таких было относительно мало.

Как водитель

И управляя автомобилем я вижу примеры неправильного поведения коллег. Сам, увидев человека, подходящего к проезжей части в районе «зебры», всегда начинаю снижать скорость, чтобы уступить ему дорогу. Не говоря уже о том, если он идет по проезжей части.

В этот момент водители, двигающиеся рядом со мной в соседних полосах, в большинстве случаев так не делают. Те, кто едет за мной в моей полосе, начинают шустро перестраиваться в соседние полосы и опережают меня. Иногда мне сигналят!

В итоге я один и уступаю дорогу пешеходу. Если рядом со мной все-таки останавливаются автомобилисты, то в основном они делают это в последний момент и прямо перед пешеходным переходом. Я же в это время еще не успеваю даже доехать до него, а медленно подкатываюсь.

Начинаю снижение скорости и в тех случаях, когда обзор закрыт припаркованными автомобилями, деревьями, кустами, столбами, заборами и прочими конструкциями. И обязательно — в темное время суток. Ведь если я не вижу пешехода, это совсем не означает, что его там нет. А многие водители так не поступают! И, к сожалению, некоторые потом в кабинете следователя примерно так объясняют произошедшее: «Я ехал, никого не видел, и вдруг откуда ни возьмись перед моей машиной появился пешеход». Автомобилист рассчитывал, что человек, которого он не видел, не выйдет на переход. Но тот вышел. Почему? Это другой вопрос. Задумался, не убедился, решил, что водитель его видит, пьяный был. Это вины автолюбителя не смягчает и не исключает. Сбил человека на нерегулируемом пешеходном переходе — виноват.

Я уважаю пешеходов. Потому что они не защищены кузовом автомобиля. У меня же есть преимущество, и я как благородный человек им уступаю. Потому что мы живем в обществе и должны считаться с правами и интересами других.

Подведем итоги

Водители не любят пешеходов за то, что они в самый неподходящий момент пытаются перейти дорогу перед их машиной. Неподходящим у автолюбителя считается любой момент, когда он вынужден нажать на педаль тормоза.

Одна из проблем водителей — нежелание мириться с тем, что у пешехода преимущество. У некоторых это обстоятельство никак не укладывается в голове.

Я уже говорил про свои наблюдения. Так вот, первое желание и первая реакция автомобилиста, который увидел пешехода, — попытаться проехать первым.

Знаете, какой вопрос задает курсант своему учителю одним из первых: «Ну что, будем уступать или проедем?» Как можно сомневаться в этом? Конечно будем! Но у многих водителей желание проехать первым преобладает.

И именно поэтому автолюбители иногда задают сотрудникам ГАИ или экспертам вопрос: «А в каком случае я могу не уступать дорогу пешеходу?» Они хотят получить ответ на больной вопрос, который их мучает постоянно: как ездить и не уступать дорогу пешеходам? Потому что водители не хотят этого делать!

Странно, но никто из них еще ни разу не задал вопрос о том, как проехать нерегулируемый неравнозначный перекресток, не уступая дорогу главному автомобилю.

Вот за это пешеходы и не любят водителей. За то, что те не хотят обеспечить им комфортный переход дороги, хотя не то что могли бы это сделать, а даже обязаны. Пешеходы не чувствуют выполнения обязательств со стороны автомобилистов, налицо прямое нарушение общественного договора.

Неправильное поведение водителей влечет за собой неправильное поведение пешеходов — действия «на зло» и «от отчаяния». Поэтому пешеходы пытаются делать «мелкие пакости» автолюбителям — выходят прямо под машину. Зачем? А потому что в очередной раз пытаются показать водителю: «Смотри, как тебе приходится резко тормозить! А ведь ты мог заранее начать снижение скорости, я бы спокойно перешел, а ты бы поехал дальше!»

Агрессия возрастает... Водители, подумайте над этим!

Как вы думаете, почему пешеход пытается перейти дорогу сразу же около автобуса, из которого он вышел, хотя рядом в 10—15 метрах есть нерегулируемый пешеходный переход? Да потому, что пешеход знает: пока нет машин, можно перейти спокойно. А если пойти на переход, спокойно все равно не перейдешь.

Основная ошибка всех водителей — это невыполнение пункта ПДД (116), требующего при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу снижать скорость, вплоть до полной остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Все остальные неправильные действия пешеходов являются следствием этой ошибки автомобилистов.

Если один участник движения не уважает преимущественное право другого участника движения, последний, соответственно, не будет уважать первого. Психологи говорят, что человек будет выполнять какое-либо неудобное для него правило только в том случае, если узнает о личной пользе этого правила для себя.

Какая польза для водителя от «неудобного» правила снижать скорость перед переходом? Польза есть. Вы не навредите другому человеку и не принесете боль и страдание его семье. Соответственно, вам не придется объясняться со следователями, прокурорами и судьей.

Если вы задавите человека или нанесете ему тяжелые травмы — это будет ваша проблема. Никто не будет спрашивать, видели вы пешехода или нет. И все же хотелось бы, чтобы автомобилисты уступали пешеходам не из-за боязни попасть в тюрьму или получить штраф, а по доброй водительской воле.