«Новая Боровая» продолжает разрастаться. Мы считали осенью: тогда было около 9,5 тыс. квартир в уже построенных домах, а ведь работа в новостройках не стояла на месте все это время, сейчас активно застраивается квартал «Центральный парк». И, как любой новый район, взрослея, «Новая Боровая» получает новые взрослые проблемы. На этот раз речь пойдет о парковочных местах. Как известно, район изначально подкупал многих так называемыми дворами без машин, это значит, что парковаться можно по периметру кварталов, но не внутри: там дворы с рекреационными зонами и детскими площадками. На первых порах, пока жителей было не очень много, инфраструктура справлялась. Теперь ситуация обостряется, что неизбежно приводит к конфликтам.
Большинство придомовых парковок в «Новой Боровой» закрыты на шлагбаумы, доступ через которые есть у жителей конкретных кварталов. Было немало скандалов в дворовых чатах, пока каждый квартал не отстоял именно свою территорию, но мало-помалу эти споры поутихли. По сути, больших и общедоступных парковок на всю «Новую Боровую» остались единицы, и две основные расположены на окраине, между улицей Николая Камова и трассой Н-9031, ведущей от улицы Рогачевской и проспекта Независимости в направлении Заславля.
Причем даже старожилы нового района не припомнят, когда большая парковка была занята хотя бы наполовину. Там отстаивались фуры, резвились по ночам любители дрифта — в общем, особого порядка не было. Теперь же примерно половина территории этой парковки огорожена, там строится многоуровневый паркинг — типовой для «Новой Боровой», в районе таких немало и на улице Николая Камова, в 500 метрах от стройки.
Вторая бесплатная парковка — поменьше — была и остается загруженной куда в большей степени. Там главным образом оставляют машины жители ближайших кварталов, которым не хватило свободных мест за шлагбаумами вблизи домов. Эти дворовые парковки, нужно признать, в особенности в вечернее время заполняются под завязку очень быстро. Индикатор этому — конфликты вокруг обозначенных мест для зарядки электромобилей, которые то и дело занимают машины с ДВС. Потому что возле дома больше негде, но ведь есть бесплатная парковка. Во всяком случае, пока есть.
Потому что уже не первый год вокруг нее сгущаются тучи. Жителей «Новой Боровой» уже предупреждали, что парковку собираются сделать платной. Жители активно высказывали недовольство, и вопрос больше не поднимался. Вплоть до 12 апреля этого года, когда в телеграм-канале «А-100 Комфорт» появилось сообщение:
В кварталах быстро сообразили: раз парковку закрывают на шлагбаумы, бесплатной она едва ли останется. И реакция снова была показательной: в виде эмодзи, комментариев, жалоб в высокие инстанции.
В конце апреля мы встретились в «Новой Боровой» с Артемом, жителем одного из ближайших к парковке кварталов. Молодой человек сразу обозначил: не он начинал процесс и составлял жалобы на установку шлагбаумов, но разделяет недовольство своих соседей.
— Предыстория такая: когда мы покупали здесь квартиры, отдел продаж «А-100» очень красиво обо всем рассказывал, очень много обещал. Но одно дело, когда пообещали и не сделали, и совсем другое, когда сначала дали, а теперь пытаются отобрать — как с этой парковкой, — говорит он.
— Что у нас происходит: была парковка, некоторое время назад застройщик уже хотел ее закрыть, тогда нам обозначили, что ориентировочная стоимость будет порядка 20 долларов в месяц (по курсу. — Прим. Onlíner), на парковке поставят камеры, будет вывоз снега, дескать, очень хотят о нас позаботиться. Но в тот раз благодаря общественному резонансу вся эта история потухла. А сейчас внезапно в чате обслуживающей компании того же застройщика появляется сообщение о том, что они собираются доступ на эту парковку закрыть шлагбаумами. Проходит пару дней — и шлагбаумы уже монтируются, такая вот оперативность. Шлагбаумы действительно есть, по одному на каждый въезд. Пока они открыты.
— Нам говорят, что это забота о жителях. Действительно, на парковке есть грузовые машины, их достаточно много, и есть маршрутки, которые там оставляют отстаиваться. Ну и якобы эту парковку хотят изолировать, чтобы она была только для жителей, чтобы не было лишних машин и ее можно было нормально эксплуатировать, а эксплуатация, как вы понимаете, стоит денег. Только вот никто там снег зимой не чистит, я однажды даже застрял «на брюхе», — пожаловался собеседник.
Жильцы уже посчитали на коленке. Если действительно за парковку на открытой стоянке начнут брать порядка 20 долларов по курсу в месяц, то общая сумма выйдет достаточно впечатляющей.
— На парковке, предположим, порядка 300 мест. 300 умножаем на 20 — это 6000 долларов в месяц или 72 000 — в год. Какое-то невероятное обслуживание можно выполнять на такую сумму, разве нет? Среди жильцов бытует другое мнение: вот этот паркинг по соседству не распродан. Выкупить машино-место там — это 10 000—12 000 долларов. То есть паркинг гипердорогущий. Теперь поблизости строится еще один. А распродавать места как-то надо, — понимающе кивает Артем. Мы, к слову, слышали другую стоимость — 80 рублей в месяц за место на открытой парковке. Пока это неподтвержденные сведения.
Отвлечемся ненадолго, сходим на тот самый паркинг на улице Николая Камова, на который указывал наш собеседник. 8 уровней, 192 места все еще свободны для приобретения — это информация с сайта «Новой Боровой». Что и говорить, паркинг действительно не выглядит загруженным и наполовину.
В шаговой доступности есть еще несколько паркингов. Два из них на улице Авиационной, они более загруженные, если верить официальной информации, но свободные места имеются: 85 на оба. Есть или строятся паркинги со свободными местами на улице Николая Камова, на улице Михаила Миля, на улице Гинтовта. По крайней мере, никто не скажет, что инфраструктуры для хранения автомобилей нет. Общая концепция района — дворы без машин — предусматривает, что эти машины нужно где-то оставлять. Бесплатно — если хватает мест на дворовой парковке, или платно, если речь идет о построенных многоуровневых паркингах. Альтернативами этим двум опциям до недавнего времени оставались уже упомянутые стоянки, а также край проезжей части на улицах района. И сейчас жители района наблюдают, как оба эти варианта закрываются, исчезают, будто песок сквозь пальцы.
С плоскостной стоянкой понятно — ее можно закрыть шлагбаумом. А как быть с автомобилями, которые паркуются вдоль улиц? Решение тоже давно готово, еще несколько месяцев назад на основных улицах района стали появляться знаки, запрещающие остановку и стоянку, к слову, знаки эти висят в паре с табличками, предупреждающими о ведении фотофиксации.
Было как: новый район, половина кварталов только застраивается, многие квартиры не заселены, транспорта не так много. Люди привыкли парковаться поближе к домам у края проезжей части. Теперь машин много, и такая парковка вызывает неудобства. Поэтому сначала ее запретили на улице Братьев Райт, где пролегает автобусный маршрут. Затем установили такие же знаки на улице Авиационной. Многие их игнорировали не один месяц, но в апреле ситуация изменилась: на улице стал регулярно работать эвакуатор. Даже предупреждения в дворовых чатах не помогают: эвакуатор довольно быстро растаскивает тех, кто не успел уехать. Так было один день, другой, в какой-то момент стало казаться, что эвакуатор теперь приезжает ежедневно. Происходит это главным образом в рабочее время, так что вечером улица все равно покрывается припаркованными авто. Но тенденция, согласитесь, налицо. — Нам кажется, что это не случайно, что это подводка к созданию транспортного коллапса, чтобы вынудить людей ставить машины либо на этой платной парковке, которую они собираются сделать, либо покупать места на паркингах, — считает Артем.
— Мы же все в товариществах живем, есть правление, есть возможность разговаривать и договариваться. Если застройщик действительно очень хочет о нас позаботиться и его напрягают издержки по уборке этой парковки, никакой проблемы нет: «Цветной квартал», «Северное сияние», «Нескучный сад» — три квартала, кинем на баланс товариществ обслуживание этой парковки. Ну сколько стоит зарплата дворника? Будет мести целый день, если на всех раскинуть такие траты — это копейки, зато комфорт реально у всех повысится. А «А-100» избавится от издержек за обслуживание, — предлагает собеседник. Есть, по его словам, и другие варианты. Установить знак, который бы запретил въезд на парковку автомобилей с массой более 2,5 тонны, например.
— Это должно решить проблему с грузовыми авто и маршрутками на парковке, если реальная причина установки шлагбаумов в этом. Или повесить знак, запрещающий въезд всем, кроме жильцов домов, — и перечислить номера домов, —говорит молодой человек. — Поставили они эти шлагбаумы. А в наших трех кварталах есть свои шлагбаумы и свои базы номеров, которым дан доступ. Давайте объединим базы, если вы хотите, чтобы парковка была только для жителей. Жители и будут пользоваться.
Впрочем, последние два варианта наверняка вызвали бы немало вопросов у остальных жителей и гостей района: почему только определенные дома могут расчитывать на бесплатную парковку? То есть проблема бы не решилась, а перетекла чуть в иное русло. Тогда что делать?
— Реакция на объявление «А-100» в Telegram была по большей части негативной. После этого организация вышла на контакт с правлением нашего квартала, им наши тезисы озвучили. Но дальше дело не пошло, вместо этого появилось сообщение о том, что до 1 мая машины с парковки нужно убрать,— показывает Артем.
До 1 мая ничего на парковке не изменилось. В выходной день ситуация та же: шлагбаумы открыты, автомобилей на парковке полно, в том числе явно коммерческого транспорта.
— Сколько это будет продолжаться — пока неясно, — продолжает собеседник. — Мы ожидали, что для решения вопроса о парковке будут организовано общественное обсуждение. Мы же все понимаем: кто-то подметает — это не бесплатно. Лампочки в уличных фонарях перегорают — замена тоже стоит денег. Земля принадлежит, насколько я знаю, «А-100 Девелопмент». Разделить с нами издержки, раз уж мы этой парковкой пользуемся, — это нормально. Но никого не спросить и просто ее закрыть — это странное решение.
В кварталах составляли петицию с требованием не закрывать парковку, собрали, говорят, более 150 подписей за один час.
— Причем это не что-то онлайн, это люди ножками пришли к нам во двор, поставили свою подписи, оставили личные данные, — утверждает молодой человек. — В нашем квартале около 400 квартир, в «Нескучном саду» — более 660. Мест на дворовых парковках всем не хватает. При этом, что интересно, при покупке застройщик говорил, что обеспеченность машино-местами для нашего квартала 1 к 1. Если включить в расчеты эту парковку — именно для нашего квартала — то 1 к 1, возможно, и будет. И вот интересно, как это будет с точки зрения законодательства, если парковку сделать платной. Платные парковки тоже учитываются в таких подсчетах?
Решением win-win Артем считает демонтаж шлагбаумов.
— Я думаю, не проблема будет товариществам скинуться и компенсировать стоимость этих шлагбаумов, если «А-100» все же захочет с нами договориться. Учитывая то, сколько новых кварталов сдаются в «Новой Боровой», нетрудно будет найти, где эти шлагбаумы поставить, — говорит собеседник.
Строить прогнозы сейчас трудно, но отчего-то кажется маловероятным, что уже установленные шлагбаумы просто так исчезнут.
Мы обратились в «А-100» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, но к настоящему моменту комментарий не получили. Если ситуация изменится — мы опубликуем полученный ответ.
Дополнено
После публикации этого материала мы получили комментарий «А-100». Публикуем его целиком.
«Мы в „Новой Боровой“ еще на этапе проекта создавали безопасную комфортную среду: закрытые дворы и паркинги — важные элементы этой концепции. Для нас, как и для большинства жителей, важно заботиться о комфорте как автовладельцев, так и жителей без машин.
Решение установить шлагбаум на стоянке по улице Камова — исключительно шаг в направлении поддержки порядка и безопасности. Жители нам сообщали, что на площадке часто паркуются маршрутные такси и даже большегрузы.
Ценность проектов „А-100 Девелопмент“ — это продуманная среда. Многие по этой причине переезжают в „Новую Боровую“ из других районов Минска. И для нас важно поддерживать ее на протяжении всего времени жизни проекта.
По этой причине мы берем обязательства благоустроить стоянку: на ней установят шлагбаум, скоро там будет смонтировано видеонаблюдение. Жители могут продолжать ею пользоваться, но на условиях аренды — в районе 80 рублей в месяц.
Если необходимо крытое место с электрозарядкой или без, его можно приобрести в любом паркинге комплекса. Для жителей, которые уже заключили договоры на строительство места в „Новой Боровой“, мы планируем сделать парковку на улице Камова и вовсе бесплатной», — отметили в компании.
В кварталах пока также гадают, что будет с парковкой. Просто так закрыть шлагбаумы вряд ли получится — слишком много транспорта находится на парковочных местах. Убрать его — процесс со всех сторон сложный и трудоемкий, к тому же наверняка не быстрый. А отсутствие коммуникации не способствует решению вопроса.
— Если застройщик не хочет потерять лицо в этой ситуации, нужно общаться с товариществами, общаться с людьми. Люди готовы к диалогу, готовы что-то делать, можно находить компромиссы, — подчеркивает Артем.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
дистрибьютором GWM, в том числе автомобилей HAVAL, что говорит об
устойчивой репутации бренда на рынке, сложившейся системы сервисного и
гарантийного обслуживания.
Сегодня бренд HAVAL – это:
— гарантийная поддержка 5 лет или 150 000 км;
— выгодные программы финансирования, в том числе «Рассрочка 0,1%
до 4 лет» от партнера;
— скидки и выгоды до 5700 рублей на автомобили;
— сеть салонов и сервисных центров во всех областных городах Беларуси.
Подробности на haval.by
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by