Включаем режим экономичного вождения

 
16 707
29 июля 2011 в 18:36
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Можно ли сэкономить на топливе, не изменяя своим водительским привычкам? В условиях, когда на бензин приходится тратить все больше, этот вопрос стал особенно актуальным для белорусов. Обучить правилам вождения с минимальным потреблением топлива согласились специалисты одного из автохолдингов. Как они утверждают, на расход влияет не только загруженность машины и стиль вождения.

Немцы, которые славятся своим педантичным отношением к тратам, выстроили целую систему экономии топлива. Дмитрий Попов, тренер по продажам импортера Volkswagen, знает о ней не только в теории. За 23 года водительского стажа он опробовал все способы на своих автомобилях.

Способ 1. Снизить аэродинамическое сопротивление

По словам Дмитрия Попова, при увеличении скорости с 50 до 100 км/ч сопротивление воздуха увеличивается в 8 раз. Начиная с 90 км/ч и выше, аэродинамика — основной фактор расхода бензина. Сократить его несложно. Для начала достаточно не оставлять окна, люк и багажник отрытыми во время движения. Мешает преодолеть воздушную преграду рейлинг и багажник на крыше («лишние» пол-литра бензина на 100 километров, по словам специалистов). Из-за установки дополнительных элементов (антикрыла, защиты на кромку капота и др.) машина также встретит дополнительное воздушное сопротивление, а значит, двигатель будет потреблять больше топлива, чтобы поддерживать нужную скорость.

Способ 2. Распределить вес

Если не нагружать одну часть или сторону автомобиля, оставляя при этом другую свободной, можно сократить качение на ямках, неровностях дороги. Прямолинейное движение автомобиля сделает более эффективными разгон и торможение. «При этом меньше изнашиваются детали трансмиссии и подвески, — замечает Дмитрий Попов. — Это правило наиболее актуально для большегрузных, вместительных машин».

Способ 3. Избавиться от «паразитических» нагрузок

Имеется ввиду, что для экономии достаточно просто выгрузить из салона и багажника все лишнее: начиная от запасного аккумулятора и заканчивая тарой с антифризом (которую можно забыть выложить после зимы). Это исключит пробуксовку при старте (коих в городском цикле немало) и в целом облегчит автомобиль. Естественно, мотор сдвинет с места и нагруженную машину. Правда, «съест» больше топлива.

Способ 4. Контроль за АКБ

Из-за плохого аккумулятора увеличивается нагрузка на генератор, что выливается в неоправданный расход топлива. Громкая музыка, печка, подогрев сидений, стекол и зеркал, работа лишнего светового оборудования — все это, вполне очевидно, сулит затраты. Дмитрий Попов утверждает, что использование кондиционера увеличивает расход топлива на 0,3 литра на каждые 100 километров. Круиз-контроль «вытягивает» дополнительные 0,2 л/100 км. Фары головного света обойдутся в 0,1 л/100 км. А меломанам придется смириться с 0,2 л/100 км, потраченными на CD-ресивер и магнитолу.

Способ 5. Своевременно проходить техобслуживание

С точки зрения экономии в первую очередь важна замена смазочных материалов — так можно снизить потери на трение в двигателе и трансмиссии. Грязный воздушный фильтр препятствует попаданию потока воздуха внутрь мотора. Это отражается на работе последнего отнюдь не лучшим образом. Фильтр стоит периодически вытряхивать и продувать даже между ежегодным ТО. На топливе можно сэкономить, поддерживая в норме развал-схождение, проверяя заряд АКБ и давление в шинах. Если их перекачать на 0,5 атм, уменьшается трение-качения шин. Как результат — сбереженные 0,3-0,5 л/100 км. Требования к «резине» — отдельный пункт. Самыми экономичными считаются радиальные покрышки. После пяти лет эксплуатации у них истекает срок годности — нужно менять. Так же стоит поступить и с шиной, у которой стерся протектор.

Способ 6. Сыграть на внешних факторах

Даже погода может помочь уменьшить расход. Например, при низкой температуре плотность воздуха больше, а значит, мотор быстрее насыщается им. К внешним факторам стоит отнести и качество дорожного покрытия, и трафик, и ландшафт дороги (за подъем на каждые сто метров над уровнем моря водитель рассчитывается лишними двумя литрами топлива на 100 км). Поэтому так важно заранее планировать маршрут движения, учитывая возможные пробки и неровности на дороге.

Способ 7. Пересмотреть стиль вождения

Движение, по возможности, должно быть плавным, без резких ускорений и торможений. То есть бессмысленно рваться к светофору, а потом давить педаль тормоза, сжигая бензин и стирая колодки. Каждая остановка отражается на расходе (он максимален, когда автомобиль трогается с места). Потери во времени незначительны, если держать нормальную дистанцию. Можно тормозить двигателем. Например, на пологом спуске экономнее двигаться, переключившись на пятую передачу и отпустив газ, — расход топлива при таком вождении равен нулю. Бесполезный вариант — переключаться на нейтральную передачу. Инжекторные двигатели при езде «накатом» расходуют даже больше топлива, чем при торможении двигателем. Сэкономить поможет и тахометр: наименьший объем горючего тратится при выборе самой высокой передачи при минимальных, но стабильных оборотах (2400 — 3000 для бензиновых агрегатов и 1500 — 2500 для дизеля). Специалисты советуют при ускорении пропускать передачу: переключаться с первой на третью, с третьей на пятую. А во время долгих стоянок (например, в пробках или на железнодорожных переездах) рекомендуют выключать двигатель.

Практика

Чтобы убедиться в действенности всех перечисленных правил, мы решили провести тест — проехать приблизительно один километр сначала в привычном городском, то есть агрессивном, стиле, а потом — в спокойном режиме. Для испытания был выбран Volkswagen Polo — личный автомобиль нашего консультанта Дмитрия Попова. Седан оснащен 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. Выбор пал на эту машину еще и потому, что на панельной доске имеется датчик среднего расхода топлива на 100 км. Трасса — с покрытием среднего качества.

Для первого (затратного) заезда открыли окна, включили на полную мощность кондиционер, сделали погромче радио. Ехали в стиле «рывок — резкое торможение» на каждом повороте, повторяя режим движения в городских условиях. Датчик показал, что в таком ритме расходуется 15,4 литра топлива на сотню.

Перед вторым кругом все недочеты были исправлены, количество пассажиров не изменилось. Двигались спокойно, маневры совершали плавно, водитель не делал резких остановок и не нажимал резко на педаль газа. Да, мы проиграли во времени. Но опоздание не превысило и пяти секунд. Зато датчик расхода топлива показал, что с финансовой точки зрения мы выиграли более чем в два раза. При таком стиле вождения расход составил 6,5 литра бензина на 100 км. Немецкие правила экономичного вождения действительно работают.