Заградительные меры, или Зачем нужны цепи и шлагбаумы

 
3205
30 сентября 2011 в 18:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Парковочный вопрос испортил минчан не меньше квартирного. Извечная проблема вынуждает действовать решительно, и автомобилисты начинают отвоевывать земли, защищать «свое» от «чужаков». Каждый столичный водитель наверняка встречал на своем пути цепи, шлагбаумы, парк-барьеры. Однако не все они установлены законно, попросту говоря речь идет о «самовольном занятии земельного участка». Этот термин используют сотрудники землеустроительной службы Мингорисполкома. С ними мы отправились в небольшой рейд.

С ростом автомобилизации, как только на стоянках перестало хватать мест, произошла предсказуемая реакция — организации, предприятия, жильцы домов стали запирать парковки на ключ. Для многих было откровением узнать, что это незаконно. Земли, если не получены необходимые документы и разрешения, считаются общегородскими, пусть и расположены они рядом с офисным зданием или жилым домом.

Несколько раз соответствующие службы проводили рейды. Вслух об этом не принято говорить, но претензии были и к госструктурам, в частности к одному из министерств, здание которого расположено около стадиона «Динамо»... О проблеме вновь заговорили в апреле этого года. «Только за одну неделю было выявлено 39 фактов самовольной установки заграждающих конструкций (цепей, проволок с флажками, шлагбаумов). 11 сооружений демонтировано, 15 должны были узаконить, на 10 собственники оформили документы», — бодро докладывала землеустроительная служба на заседании Мингорисполкома.

Говорят, этому предшествовал инцидент: высокопоставленный сотрудник одного ведомства не смог куда-то заехать и возмутился. После были инициированы массовые проверки. Во время всегородской ревизии возник вопрос: а кто, собственно, обязан следить за землями общего пользования? Ведь шлагбаумы и цепи стали появляться не год и не два назад. По идее, этим должны быть озабочены формальные хозяева — администрации районов. Но...

Иногда все же требуется вмешательство специалистов землеустроительной службы. В один из таких рейдов мы направились по жалобе — к дому по ул. Куйбышева, 73. Типичная советская застройка — кругом унылые многоэтажки, рядом поликлиника, детсад. Когда-то во дворе был газон, наверное. А сейчас территорию огородили, там стоят легковые автомобили. Выглядит это, мягко говоря, неэстетично: булыжники, металлическая цепь...

— Более того, по документам здесь нет никакой гостевой стоянки. Тут городская земля общего пользования, — разворачивает схему микрорайона главный специалист инспекции землеустроительной службы Мингорисполкома Олег Качан. — Это и есть самовольное занятие земельного участка.

В каком-то смысле произошла защитная реакция. Рядом Комаровский рынок, и многие приезжающие за покупками оставляют машины здесь. Жильцы нашли такой выход: отгородиться и закрыться от непрошеных гостей. Наверное, большинство не возражают. Но формально это нарушение законодательства.

— В таком случае составляется предписание на устранение, протокол, — рассказывает Олег Качан. — Если все бумаги проигнорируют и запирающие конструкции демонтированы не будут, дело может дойти до суда. Сложнее всего в таких случаях найти инициатора, ответственное лицо.

В этот момент к цепи как раз подъехал водитель Volvo и начал открывать замок.

— Откуда у вас ключ? — спросили у автовладельца специалисты.

— Люди дали, — смутился тот. — А кто, что... Я не в курсе.

И поспешил уехать.

Оказалось, в местном ЖЭСе знают о ситуации: «Это решение кооператива. Люди так хотели. Их все устраивает. Территорию они облагородили. Почему мы должны препятствовать?»

— Закон есть закон: всегда можно получить отвод земли, подготовить проект с просьбой организовать стоянку, собрать согласования. В данном случае кто-нибудь попытался сделать все законно? — продолжает сотрудник землеустроительной службы. — Кажется, ненужные формальности. Но это не так: были случаи, когда один автомобилист закрывал на цепь двор, — в результате туда не могли въехать даже жильцы. То есть один распоряжался землей около подъезда как собственной. Это и вопросы безопасности. Как быть коммунальным, экстренным службам? Смотришь на карту — проезд свободный, а на деле заблокирован. Потом ведь бывают те, кто не согласен отдать газон или детскую площадку под гостевую стоянку автомобилей. Необходимо учитывать интересы всех.

По словам специалистов, иногда цепи и шлагбаумы появлялись даже на въезде на небольшие минские улицы. Фактически один или несколько человек решали, что другим, таким же автомобилистам, нельзя въезжать на «закрытую» территорию. На каком основании?

Поблизости — на ул. Кульман — как раз все легально. Установлен шлагбаум. Да и выглядит это более цивилизованно: люди приезжают, нажимают кнопку брелока, шлагбаум открывается. Инициативные жильцы собрали нужные разрешения. «Да, мороки было много, — признались автолюбители, — зато эффективно!»

— Правда, почему прегражден второй проезд, пожарный, непонятно, — снова смотрит карту микрорайона Олег Качан. — Это запирающее устройство установлено незаконно. Будем разбираться.

На ул. Железнодорожной несколько иная ситуация. Здесь цепи натянули по инициативе директора одного из учреждений. Было выдано предписание на устранение. Сейчас Олег Качан проверяет, как оно выполнено. Цепи убрали. Но табличка еще висит. Как напоминание о самовольстве чиновника.

— А вот парк-барьеры пока остались, — замечают специалисты землеустроительной службы. — Условились, что они будут всегда опущены. Пока парк-барьеры не узаконены, и запирать парковочные места запрещено.

Вопрос и в том, что их нужно привести в нормальный вид. Что получится, если весь город будет увешан цепями и заставлен ржавыми металлическими конструкциями? Некоторые просто не видны в темноте, и может произойти ДТП.

Едем дальше — в один из минских микрорайонов. Конфликт между председателем товарищества собственников (ТС обслуживает три дома) и землеустроительной службой тянется не один месяц. Предписание выдано. Говорят, цепи на въезде сразу в три двора убрали, но... вскоре появились новые.

Олег Качан

— Что вы пристали к старому человеку? Он тут при чем? — возмущается бухгалтер. Самого председателя мы не застали.

— А кто установил цепи?

— Это всё люди. С них и спрашивайте. Мы тут ни при чем.

— Но вы же работаете в товариществе собственников?

— Да, и председатель пытается получить отвод земли. Но все равно мы ни при чем.

— Тогда почему пытаетесь получить разрешение?

— Так люди ж просят...

Итак, все заново. Вообще-то вся эта ситуация напоминает замкнутый круг. Очевидно, город не знает, что делать с парковками. Проблема, в конечном счете, ведь не в шлагбаумах и парк-барьерах, а в дефиците выгодного места для автомобилей. Ключевое слово — «выгодный». Днем в центре стоянки переполнены, вечером не заехать во дворы жилых домов. Каждому автовладельцу нужно как минимум два-три места: возле дома, офиса и магазина.

Сейчас в городе зарегистрировано около 712 тыс. автомобилей. Каждое парковочное место — это несколько квадратных метров. По самым скромным подсчетам, требуется более 5 млн квадратных метров специальных стояночных мест. Вот такая занимательная арифметика.

«Ситуация с парковками никого не устраивает: ни бедных, ни богатых, ни городские власти. Чтобы удовлетворить спрос, который при таких условиях будет постоянно возрастать, нужны колоссальные средства и дефицитная земля. Для удовлетворения такой потребности нужно построить второй Минск — для машин. Регулятором могут быть денежные отношения. Рано или поздно общество будет вынуждено само принимать непопулярное решение. Пока же доход от плоскостных стоянок необходимо направлять в инвестирование строительства подземных паркингов. Цена на них должна быть приемлемая, а не 10, 20, 30 тыс. долларов, как сейчас», — говорят эксперты.

Ну а установка шлагбаумов, парк-барьеров и пр. выглядит полумерой. Проблему это не решает, а разделение города на «мое» и «чужое» лишь провоцирует социальный конфликт.