Спецпроект

Экзамен для водителей такси. Кто лучше справится с заданиями Краснова?

32 401
20 сентября 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Экзамен для водителей такси. Кто лучше справится с заданиями Краснова?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Помните, как у Люка Бессона: пассажир такси всегда торопится, а Даниэль и рад стараться. Его такси всегда приезжало вовремя: оторвавшись от полиции, с зеленым, как после американских горок, пассажиром на заднем сиденье. В реальной жизни не так. Мы садимся в такси и хотим добраться вовремя, не испытывая стресса: ехать безопасно, с комфортом, без приключений. Во многом это зависит от мастерства водителя. И вот его-то и будем сегодня проверять в спецпроекте с BAIC. Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, подготовил серьезный экзамен для трех водителей такси. Кто справится с заданиями лучше?

Условия и участники

Сегодня наш экзамен сдают трое водителей: Денис, Виктория и Марина. Для чистоты эксперимента все трое работают в одной и той же службе такси «Бавария», на одной и той же модели авто, у всех троих схожий водительский стаж и опыт работы именно в такси. Но у всех разный темперамент и, как следствие, разная модель поведения за рулем.

Юрий Краснов подготовил серию испытаний, которая поможет выявить мастерство именно водителя такси, привыкшего к условиям большого города. Придется проявить навыки маневрирования в ограниченном пространстве, умение парковаться и скорость реакции при экстренном торможении. Все конкурсные испытания участники будут проходить на автомобиле BAIC U5 Plus.

Слева направо: Марина, Денис, Виктория, Юрий Краснов

Змейка в узком дворе

 — Первый конкурс, — объявляет экзаменатор. — Моделируем типичную ситуацию: узкий тупиковый двор, кругом припаркованы автомобили. Нужно проехать по змейке вперед, не задев препятствия, а затем точно так же вернуться задним ходом: двор узкий, места, чтобы развернуться, нет. У каждого будет три попытки.

Критерием оценки станет скорость прохождения дистанции в обе стороны. За касание препятствий начисляются по 3 штрафные секунды. Столбики выставлены на небольшом расстоянии друг от друга: не разгонишься, как и в настоящем дворе, зато придется поработать руками.

Краснов садится за руль и показывает, чего именно ждет от конкурсантов. Самые внимательные могут подсмотреть его приемы: всегда стабильная скорость и аккуратная траектория — машина буквально «облизывает» каждый столбик, но не касается его. Ради интереса замерили время: 55:06 секунды.

— Это мировой рекорд или олимпийский?

— Это рекорд дяди Юры. Теперь посмотрим, на что способны наши участники, — отмечает инструктор.

Денис предлагает сначала пройти дистанцию пешком, чтобы она отложилась в голове: так иногда делают гонщики. Что тут скажешь: вперед идти легко, а вот аккуратно обогнуть все столбики, двигаясь задним ходом, пусть даже пешком, — совсем не просто.

— Сколько лет ты за рулем? — спрашиваем Дениса.

— Надо считать. Больше 10 точно. Права у меня с 18 лет, причем отучился еще в 17, чтобы сразу получить. Но в автошколе учился долго, почти год. Сначала что-то не сдал, потом вообще забыл, что учусь. А когда меня собрались отчислять — вспомнил, пошел и доучился.

— У пацанов в 17 лет это бывает. А в такси ты сколько? На какой машине ездишь?

— Около года. Нравится: и за рулем люблю ездить, и общение с людьми интересное. В такси я на BMW 5-Series.

— Тогда контрольный вопрос: какая BMW последняя настоящая?

— Я думаю, E39. И E53 икс.

— Сюда ты приехал на Mitsubishi Lancer. Это твоя машина? Только что-то с ней приключилось, судя по отметинам.

— Машина моя, да. Это после джимханы — я занимаюсь, скажем так, любительски. Есть клуб, проводим соревнования, чисто для души, конечно. Я иногда участвую, но есть те, кто гораздо больше времени этому уделяет, регулярно ездит на тренировки. А я приезжаю нечасто, только когда есть возможность.

— Какой пассажир в такси самый лучший?

— Тот, который оставляет больше чаевых.

Парень садится за руль, его первая попытка. Пытается разогнаться, но быстро понимает, что на такой скорости не сможет держать нужную траекторию. Задевает один столбик, доезжает до конца и начинает движение задним ходом. Неудача! Почти всякий раз перед проездом «ворот» приходится останавливаться и отъезжать вперед, чтобы поправить траекторию. Что это: волнение, знакомство с автомобилем, тактика?

Вторая попытка была более гладкой, но Денис снова задевал столбики: причем один опять при движении вперед, а другой — уже на самом финише. Последняя попытка: кажется, самая быстрая, но вновь с одним штрафом.

— Итак, лучшее время показано в третьей попытке: 1 минута 5 секунд. Плюс одно штрафное касание. Во второй попытке было два касания, в первой — тоже одно, — подытоживает Краснов. — Причем, что интересно, Денис всякий раз цеплял палку левой стороной авто. Обычно водители цепляют правой. Еще одно наблюдение: он рулил одной рукой. Двумя надежнее. В некоторых машинах руль и вовсе тяжеловато крутится на небольшой скорости, и ты пытаешься успеть, но машина двигается, и ты не успеваешь. Поэтому я бы рекомендовал работать двумя руками, а скорость делать еще меньше, чтобы успеть вписаться.

Второй садится за руль Виктория. Первая попытка очень хорошая, но явно не быстрая: девушка аккуратно выбирала траекторию, но ехала гораздо шире, чем показывал Краснов. В следующем заезде она попыталась ускориться, в итоге посыпались ошибки: дважды задела столбик. Третья попытка — ва-банк: снова быстро, снова с двумя штрафами. Лучшее время — 1 минута 44 секунды при двух штрафах.

— Когда Вика ехала первый раз, я подумал: «Как же девочки аккуратно ездят! Как бы у нас безопасно на дорогах было, если бы мужикам запретили ездить и кругом были бы только девушки!» — говорит Краснов с нескрываемым блаженством. — А потом она стала торопиться и ошибаться. Задним ходом получалось сложнее, потому что нужно ближе к фишке брать, а она выезжала далековато и теряла нужную траекторию. Мне показалось, что Вика опаздывала заруливать. Это может быть связано с повышенной аккуратностью — она пыталась действовать наверняка. К тому же машина новая, к ней нужно привыкнуть. Плюс соревновательный момент — мандраж.

Наконец, попытка Марины. Первый проезд змейки очень чистый: ни одного штрафного балла. И было видно, что водитель старалась копировать технику инструктора: ехала как можно ближе к столбикам как вперед, так и при движении задним ходом. Вторая попытка такая же чистая, но снова не рекордная по скорости. Во время заключительного заезда все было хорошо, но затем последовала ошибка и траектория была потеряна, лучшая попытка оказалась худшей.

— Результат Марины — 2 минуты 26 секунд без штрафов. В последней попытке явно сказалось волнение, — полагает инструктор. — Я случайно узнал, что у Марины два сына. И мне все стало понятно: она и за рулем себя ведет как ответственная, заботливая мама. Никакого риска, никакой торопливости: думаю, пассажиры с ней ощущают себя в полной безопасности. Не быстро? Ну так такси и не должно ездить быстро, оно должно быть комфортным. С точки зрения безопасности и комфорта пассажиров она молодец, а соревнование — это не главное в ее работе. Надо потренироваться.

В результате, если оценивать время, победителем первого конкурса становится Денис. Но расслабляться ему рано.

— Соревнования — это все-таки совсем иной режим вождения. Сказывается стресс. А в реальной жизни если не вписался, то просто проедешь чуть вперед. У тебя с секундомером никто над душой не стоит, тебе незачем торопиться и паниковать. Основное правило при маневрировании в ограниченном пространстве такое: лучше лишний раз все перепроверить, потыкаться, но все сделать аккуратно, а не повредить в спешке и чужую, и свою машину, — подчеркивает преподаватель.

Диагональная парковка

Второе задание — знакомая всем «диагоналка». Ее боялись на экзамене в ГАИ, а многие боятся выполнять до сих пор. Но уж у водителей такси с этим точно должно быть все в порядке.

— Оценивать буду скорость парковки и чистоту исполнения, то есть то, насколько машина попадет в нужный коридор: ни нос, ни задняя часть не должны торчать, — предупреждает Краснов. — Отсчет времени запускается с момента начала движения автомобиля задним ходом. Вас как учили выполнять диагональную парковку?

— Я еду как чувствую, — смеется Виктория. — До характерного хруста.

— Ну там выравниваешься, заворачиваешь, а когда видишь в зеркале другую машину — снова выравниваешься. Что-то в этом духе... — пытается вспомнить Денис.

— Не так, — поправляет Марина, но и сама быстро запинается: — Подъезжаешь к зеркалу, а потом смотришь дальний край...

— Все ясно. Ну главное, что руки помнят, — резюмирует ведущий рубрики. — Чаще всего инструкторы в автошколах учат при выполнении диагональной парковки останавливаться напротив первой машины, сразу выкручивать до упора руль и объезжать этот автомобиль. Но новички из-за этого попадают в аварии: достаточно проехать чуть дальше (а когда опыта маловато, это нетрудно сделать) — ты выкручиваешь руль до упора и уже цепляешь стоящую машину. Поэтому я рекомендую сразу проезжать чуть дальше, потом начинать отъезжать при прямых колесах и потихоньку наруливать, контролируя ситуацию в зеркало, пытаться словить момент, когда можно повернуть руль до упора. Потом в зеркало ловим правый угол заднего автомобиля. Важно понимать, в какой момент нужно начать снова заруливать, чтобы стать ровно по линии.

Итак, расстояние между двумя припаркованными машинами — 10 шагов. Краснов исполняет, но первая попытка оказывается неудачной: правое колесо попадает на бордюр. Вторая попытка чистая, время — 8 секунд.

— Был бы низкий профиль — поцарапал бы диск, — замечает Денис.

— Вот он — фактор соревнования. Если бы я не торопился — никогда бы так близко не подъехал. А так торопишься, хочется сделать лучше — и в итоге ошибаешься, — кивает преподаватель.

Денис садится за руль. И как под копирку делает три одинаковые попытки: всякий раз очень быстро, всякий раз не очень чисто — то нос, то задняя часть немного за условной линией коридора. Но с его лучшим временем трудно спорить — те же 8 секунд, что и у Краснова.

— В целом все нормально, но к новой машине надо привыкать. Нужно чувствовать габариты, знать, как поворачивать, какой выворот, все остальное. Поначалу просто не понимаешь, как она будет себя вести, поэтому все не так просто, как кажется, — резюмирует конкурсант.

— Молодец: уверенно, быстро. Видно, что в обычной обстановке, без секундомера, Денис припаркуется четко и аккуратно, — отмечает экзаменатор.

Следующей упражнение готовится выполнять Марина. За рулем она уже 12 лет, причем, как говорит, права никогда не лежали на полке — всегда активно ездила. Но в такси девушка меньше года.

— Это все моя любовь к машинам, наверное. Хотелось ездить, — смеется она. — Личный автомобиль у меня Toyota Corolla Verso, а рабочий — BMW 5-Series.

— Нравятся эти машины?

— Своя нравится, да. А про BMW можно честно? Mercedes мне нравится больше.

— Вот с девушками часто так!

Марина из тех водителей, с кем не страшно везти даже маленького ребенка. Отнюдь не уникальная история: малыш боится ездить в незнакомой машине с незнакомым дядей. Лайфхак: ищите такси с девушкой за рулем. Такой, как Марина, — будет спокойно и вам, и малышу.

— Вот только соревноваться мне тяжело. Волнуюсь очень, оттого сложнее. Это моя такая черта, — признает она и приступает к упражнению.

Повторяется история первого конкурса. Девушка выполняет совершенно идеальную парковку, но за 39 секунд. В одной из попыток начинает заметно торопиться и допускает огрехи: 19 секунд, но нос торчит из коридора.

— Все хорошо. Конкурс мы проводим только сегодня, а ездите вы по дорогам каждый день, и важно, чтобы вы парковались не только быстро, но в целом хорошо. И Марина это умеет, просто не нужно висеть над душой с секундомером, — делает вывод инструктор. — Что можно было бы подправить: Марина с большим интервалом подъезжает к первой машине, и в результате после руления у нее остается меньше пространства, приходится подправлять, что не очень удобно и занимает время. Если изначально становиться к машине ближе, легче будет и диагональ поймать, и потом перерулить, когда будешь заезжать.

Виктория в этом конкурсе меняет тактику, явно делая упор не на скорость, а на качество исполнения. И тоже в этом преуспевает — девочки вообще большие молодцы и аккуратистки.

— Лучший результат по времени — 17 секунд. А лучший результат по красоте — 31 секунда, — подводит итог Краснов. — Вика изначально глубоковато заезжает задней частью, поэтому колесом упирается в бордюр. Но в реальных условиях это даже хорошо, потому что, если бордюр не высокий, можно доезжать до него, а потом переруливать руль. Ей бы чуть пораньше заруливать — она бы сразу становилась ровно. А так чуть вперед, чуть назад — на этом она теряла время.

— Есть же разница: 31 секунда, пусть и очень красиво, и мои 8 секунд, пусть и с немного торчащим носом, — прокомментировал Денис.

— Разница есть: мне больше нравится, когда машина красиво припаркована, — парировал инструктор.

— Да, но у нас ведь конкурс на скорость!

— Зато мимо наших машин пройдут и скажут: «Как красиво припаркованы». А на твою пальцем показывать будут, — смеются девчонки.

Но победу у Дениса и во втором конкурсе никто не смог отнять.

Внезапно вспомнили про камеру заднего вида. Оказалось, никто из конкурсантов ей не пользовался!

— Почему? Ведь удобно подрулить, чтобы стать в одну линию, — недоумевает ведущий рубрики.

— Мне это помогает только в каком плане: сдаешь назад, а там ребенок рядом с машиной присел шнурки завязать — ты его вовремя увидишь, — пожал плечами победитель конкурса.

— А у меня вообще с этими камерами плохие ассоциации. Я помню, как-то поздно вечером ехала по Малиновке, в каком-то дворе сдаю назад, вижу мужика в зеркале. Еще раз глянула — нет никого. Куда он делся? Смотрю на экран, а там огромная физиономия! Этот ненормальный нагнулся и прямо в камеру мне смотрит, представляете? Я так испугалась! — с нервным смехом рассказала Виктория.

Экстренное торможение

Переходим к третьему конкурсу — экстренному торможению. Снова моделируем типичную ситуацию в большом городе: из-за припаркованных у обочины автомобилей на дорогу почти под колеса выходит человек. Задача конкурсантов — среагировать как можно скорее. Никаких маневров, педаль в пол — и все. Кто остановится раньше при прочих равных условиях — тот и победил.

Ради эффекта неожиданности каждый из водителей будет ездить по кругу, пока Краснов прячется за машинами. В какой момент он обозначит того самого пешехода — никому заранее не известно.

А пока Юрий пугает автомобилистов новым образом, мы поближе познакомимся с Викторией.

— Права у меня с 18 лет, то есть 10 лет я за рулем. Езжу на всем, я каждый день за рулем, то одно, то другое, разные машины, разный год выпуска, мощность, «автомат», «механика» — мне все равно, мне все нравится, — говорит она.

— В такси вы сколько?

— Почти год, и это тоже из-за любви к автомобилям. До этого я долгое время работала в кабинете и поняла, что это не мое. Решила делать то, что нравится, а нравится водить машину. В такси успела поездить на Mercedes E-Class и на BMW: 5-Series и 7-Series.

— Какой вердикт: Mercedes или BMW?

— Mercedes. Только Mercedes. One love! У меня и личная машина Mercedes, только B-Class.

— Женщины...

— А можно воспользуюсь тем, что я здесь?

— Приветы родне будете передавать?

— Нет! Я же тоже занимаюсь скоростным маневрированием — джимханой, как и Денис. Ну любительски. Так вот у нас 5 октября будет финальный этап сезона в Раубичах — приходите посмотреть, я там буду. Можно и поучаствовать.

— Краснова берите с собой, он это любит.

Краснов тем временем выпрыгивает перед автомобилем, которым управляет Денис. Трюк безопасный, инструктор лишь обозначает пешехода, не выходя на траекторию движения машины. По условиям конкурса водители должны двигаться на скорости не менее 40 км/ч, с нее идет сброс до нуля при экстренном торможении.

Денис тормозит четко, не доезжая до того места, где находился бы пешеход, если бы сломя голову продолжил двигаться через дорогу. Инструктор показал большой палец.

Второй едет Виктория. Почему-то показалось, что круги она проезжала с более высокой скоростью, чем ехал Денис, то есть превышала, можно было ехать медленнее. И это стало решающим фактором, ведь тормозной путь напрямую зависит от скорости движения. Чем выше скорость — тем длиннее он будет. Технические условия у всех одинаковые, остаются скорость реакции и продуманный подход к выполнению упражнения.

Виктория проиграла Денису меньше метра. А могла бы и выиграть, если бы ехала со скоростью 40 км/ч.

— У меня была скорость 43 км/ч, — говорит Денис девушке. — А у тебя? 

— А я не смотрела, — весело отвечает она.

Удивила Марина, которая была эталоном спокойствия и аккуратного подхода во время предыдущих испытаний. По какой-то причине она тоже решила ехать быстрее разрешенной условиями конкурса скорости. И также из-за этого уступила, совсем недалеко остановившись от результата Виктории. Невероятно, но резкий Денис в этом конкурсе оказался самым прагматичным.

Подведение итогов

Победителем состязаний стал Денис — это бесспорно.

— Скажу так: все вы умеете нормально ездить, просто кто-то делает это аккуратнее, а кто-то быстрее. Денис — шустрый. С одной стороны, хорошо, когда водитель шустрый: он быстро среагирует на любую ситуацию. Но может быть и минус в плане комфорта для пассажиров: знаете, когда водитель едет, а все, кто с ним в машине, боятся, — улыбается ведущий рубрики.

— Вообще, это очень интересный эксперимент. Ведь вы работаете в одной компании, на одинаковых машинах, у вас схожий стаж за рулем и опыт в такси, и при этом вы такие разные. Виктория вроде сама по себе тихая и спокойная, но за рулем бойкая, видно, что ей нравится. Марина спокойная стабильно, ей этот адреналин не нужен. Ну а Денис — мальчик, «должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется, трах-бабах, и нет его». И эти ваши черты сказываются на том, как вы ведете себя за рулем. И девочки тоже выиграли сегодня — в аккуратности, в эстетике вождения. Это важно. Мое напутствие вам: за рулем думайте в первую очередь о безопасности. Секундомер уже выключен, все остальные упражнения выполняйте на технику, на красоту — это важнее, — подвел окончательный итог Юрий Краснов.

Ну и приз зрительских симпатий: кто из конкурсантов понравился вам больше?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
ООО «Автосалон-АВ» — компания с опытом 30+ лет в продажах и обслуживании автомобилей и безупречной репутацией, импортер ряда премиальных автомобильных брендов: Porsche, Audi, Bentley. 

В 2023 году ООО «Автосалон-АВ» открыло «BAIC Центр Минск». Автомобили BAIC в кредит, лизинг и трейд-ин, официальная гарантия 5 лет / 150 000 км пробега и запчасти в наличии в «BAIC Центр Минск» на Серова, 1.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by