Что быстрее — рация или смартфон?

 
3984
06 октября 2011 в 18:33
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: Аркадий Соболев

Когда шесть с половиной лет назад я пришла в такси, мы работали на рациях Си-Би. Это были любительские китайские станции с возможностью переключения каналов. И от нечего делать на стоянке каждый мог пощелкать клавишей и словить чужую волну. Также была возможность общаться друг с другом, подсказывать проезд к «сложному» дому и просто болтать.

Из-за плохого приема не всегда можно было разобрать слова диспетчера: рация шипела или замолкала. А в низине она вовсе капитулировала.

Мы тогда работали в свободном эфире, и нужно было успеть взять заказ с первого раза за 3 минуты, потому что через 5 на клиента уже «претендовали» пятеро таксистов. А когда несколько человек одновременно зажимали тангенту, диспетчер, кроме шипения, ничего не слышала. Возникали проблемы: чем больше длился разговор диспетчера с водителем, тем дольше клиент висел на трубке в ожидании.

В 2006 году Министерство связи и информатизации обязало всех сменить любительские «сибишки» на профессиональные рации Motorola. И мы уже не могли «подслушивать» другую службу и переговариваться между собой.

Поговаривали, что наша частота мешает работать более важным службам — скорой и пожарной. Якобы мы засоряем эфир. Но уж чего я не слышала, «гуляя» по каналам, так это переговоров работников скорой помощи.

Думаю, тут был совсем другой интерес. Ведь в Молодечно стало работать новое предприятие, нужен был рынок сбыта. Это, безусловно, грамотный ход, рабочие места созданы, завод построен, деньги вложены, значит предприятие должно работать. Только вот жаль, что все это отразилось на кошельке таксиста.

Как бы то ни было, постепенно все столичные службы такси обзавелись станциями Motorola. А наша перешла на более удобный, по моему мнению, способ передачи заказа водителю через интернет. Вначале мы просто работали по телефону, «записываясь» на район (город между нами условно поделен на 33 района) и получая заказ от диспетчера.

В это время разрабатывалась специальная программа для смартфона. С ее внедрением все разговоры сошли на нет. И теперь каждый водитель, самостоятельно оценив ситуацию в городе, может сделать заявку на район и подтвердить заказ в случае необходимости.

Заказ приходит на смартфон. Таксист подтверждает его, уточнив время подачи (3, 5 или 7 минут в своем районе и до 15 в соседнем). Смартфон помогает и вам, клиентам. Это экономит время ожидания — диспетчеру нет нужды разговаривать с водителем (только в крайнем случае).

Вначале таксисты обрушились с критикой на нововведение. Молодежь, любители погонять, особенно по ночному городу, те, что пошустрее и погорячее, ушли в другие службы, где пользуются рациями. Мол, свободный эфир, оперативность, к клиенту за 3 минуты через 5 кварталов!

— Ох уж эти медленные смартфоны, — говорили они мне.

Более спокойные водители без боязни и скептицизма согласились опробовать новую систему. Как показала практика, общение таксиста с диспетчером через интернет гораздо удобнее, и уже сегодня, спустя 5 лет, большинство служб полностью или частично переходят на использование смартфона.

В случае неточного заказа (к какому входу подъехать? с какой стороны перекрестка? где точнее за городом?) у нас всегда есть телефонный номер клиента, и мы можем решить любой вопрос, не отвлекая диспетчера и не играя в испорченный телефон. Ведь диспетчеры хоть и сдают экзамен на знание города, но все равно теоретики и не могут знать особенностей подъезда к объекту.

Преимущества смартфона очевидны и в точности передачи заказа. Шипящая рация и городской шум порой мешают записать информацию точно. К тому же часто водитель получает сведения, находясь в движении. Он отвлекается и может забыть или не так расслышать.

Благодаря смартфонам увеличилось количество принятых заказов. В часы пик у нас одновременно работает 25 диспетчеров и на обработку одного заказа уходит 40 секунд. Для сравнения: связь по рации занимает 2—3 минуты.

Многие обращали внимание: для быстроты и удобства мы пользуемся позывными. Иначе разговор водителя с диспетчером был бы таким:

— Иван Петрович, поезжайте на Голубева, 7.

— Хорошо, Катенька, записал.

А через пару минут:

— Ой, Катюша, а у меня первый или второй подъезд?

— Это уже не Катюша. Меня Светлана зовут.

— Светочка, посмотри, пожалуйста, мне 5 минут назад Катенька давала заказ на Голубева...

Чтобы не было этой путаницы (в нашей службе, например, 1700 машин и 80 диспетчеров), и придуманы позывные. У таксиста это порядковое число: первый, второй, третий... А всех диспетчеров у нас зовут Сигма. У наших коллег раньше была Альфа на всех каналах, а теперь Альфа, Бета, Гамма. В Советском Союзе диспетчеры именовались «База» или с легкой руки водителя — «Базочка».

Интересно, что когда мы еще работали на рации и ночью иногда позволяли себе вздремнуть, каждый водитель просыпался в тот момент, когда среди тысячи позывных слышал свой. Хотя иногда случались и казусы. Мой приятель, находившийся возле «Юбилейки», умудрился схватить заказ на ул. Корвата. Просто ему спросонья послышалось «Короля». А нужно было подать машинку через 3 минуты. Ничего не поделаешь — пришлось выкручиваться. М-да, веселое было время. Несмотря на то, что теперь у нас смартфоны, со старенькой «сибишкой» связаны свои, теплые воспоминания…