С этими ремнями безопасности у таксистов и их пассажиров вечная путаница: нужно пристегиваться или нет? А если нужно, то кому? И почему, собственно, для кого-то предусмотрены послабления? Вообще-то я всегда прошу клиентов пользоваться этим средством пассивной безопасности. Хотя на это предложение реагируют все по-разному.
Вот типичный диалог с клиентом такси:
— Добрый день, свободны?
— Свободна.
— Нам в Уручье.
— Поехали.
— А у вас нужно пристегиваться?
— Конечно.
— А вот мы вчера ехали, так нам водитель сказал, что можно не пристегиваться.
— А он что на БТР вас вез?
— Нет, на Dacia Logan.
— Значит, нужно. Вы ведь пристегиваетесь для своей собственной безопасности, а не для него.
Почему-то считается, что человек, который едет на заднем сиденье, более защищен. Я вот не понимаю, на чем основаны такие суждения, потому что во время аварии непристегнутый пассажир, который едет сзади, получает серию ударов — о спинку сиденья, переднюю панель, лобовое стекло. Невероятно, но человек может вылететь через стекло. Такая авария — многие должны помнить — случилась в этом году на перекрестке ул. Козлова и пр. Независимости в Минске. Из-за пьяного водителя BMW погиб молодой пассажир такси — его выбросило через окно. Трагедия, конечно. А если бы был пристегнут? Ведь автомобиль-то был поврежден не так уж сильно.
Однажды у меня произошел интересный случай. На стоянке сел в машину мужчина. Пока мы потихоньку трогались, у меня зазвонил телефон. Вообще, я не имею обыкновения разговаривать за рулем: если вижу, что звонок важен для меня, просто информирую человека: «Занята, перезвоню через 15 минут». Но пассажир и за эти три секунды решил сделать мне замечание:
— Вот вы правила уже два раза нарушили.
— Почему?
— Вы только что по телефону разговаривали.
— Я никогда не разговариваю во время движения. Но... это сын звонил. Ну ладно, подловили, а второе?
— Вы не пристегнуты!
— Водители такси могут не пристегиваться...
— Что вы придумываете? Я очень хорошо знаю, что должны.
— Спорим?
— На бутылку шампанского!
— Идет!
Впереди мы увидели стоящую машину ГАИ.
— Сейчас остановимся, спросим! — говорю я и начинаю снижать скорость.
— Не надо, — запротестовал вдруг клиент, — я сейчас другу позвоню, он в ГАИ работает. Еще не поздно.
А было уже 12 часов ночи. Ну да, совсем не поздно...
— Алло, Витя! Я еду в такси. Здесь за рулем девушка не пристегнулась! Говорит, что может не пользоваться ремнями безопасности. Мы тут поспорили...
Но не успел он договорить фразу, как повернулся и спросил:
— Где тут у нас круглосуточный магазин? Вы какое шампанское любите?
Так я выиграла бутылку шампанского. По правилам перевозок пассажир такси должен быть пристегнут и спереди, и сзади тоже. Водитель такси в городской черте может не пристегиваться, а за городом — обязан.
Почему водителям такси разрешено не пристегиваться? Есть несколько мнений. Думаю, все это могло повлиять на принятие решения. Во-первых, учитывали специфику работы: постоянно нужно выходить из машины, открой багажник — закрой багажник, а пристегивать ремень безопасности по двадцать раз неудобно. Во-вторых, постоянное нахождение за рулем: нагрузка на грудную клетку ого-го какая. Это может неблагоприятно сказаться на здоровье. Ну и в-третьих, главное — безопасность водителя. Ведь в случае нападения покинуть автомобиль быстро не получится, да и ремень, случалось, использовали как удавку.
А вот клиенты все-таки должны быть пристегнуты как спереди, так и сзади. Бывают, конечно, индивидуумы, которые наотрез отказываются:
— Нет проблем, я штраф сам оплачу, если остановят.
— Штраф-то вы оплатите, а вот запись в талон сделают мне. Я ведь не имею права трогаться, пока не пристегнетесь... — часто использую такой аргумент.
А еще был случай с мужчиной лет 45. Он наотрез отказался пристегиваться. Вспоминал, как попал в аварию. Говорил, машина заглохла на железнодорожных путях, сам успел выпрыгнуть, а его пристегнутый друг — нет. С тех пор не пользуется ремнями безопасности ни при каких обстоятельствах. Фобия! И когда ГАИ останавливает, безропотно платит штраф со словами: «Не пристегиваюсь и пристегиваться не буду».
И все же это исключение. Пристегиваться нужно. И даже сзади. Госавтоинспекция останавливает иногда за непристегнутых пассажиров, но относится лояльно. Коллеги рассказывали, что попадали на такие штрафы, но мне лично не довелось. Может, потому, что большинство моих пассажиров пристегнуты?
Кстати, если раньше на предложение пристегнуться 99% клиентов отмахивались, говоря: «Ой, а зачем?», то теперь большинство пристегиваются сами, без напоминания.