Минск: после капремонта улиц растет число аварий с тяжелыми последствиями — есть ли связь?

 
287
01 февраля 2012 в 10:06
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by; инфографика БАЭС
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by; инфографика БАЭС

Парадоксальная, с одной стороны, ситуация: после капитального ремонта улиц количество ДТП с тяжелыми последствиями сразу вырастает, свидетельствуют данные ГАИ. С другой — это вполне объяснимо: на более качественном покрытии скорости увеличиваются, этот фактор ничем не компенсирован, и происходит рост аварий с погибшими, объясняют эксперты. Но проектировщики не соглашаются. Они считают, что виной всему человеческий фактор. Горячая дискуссия разгорелась на заседании рабочей группы по анализу аварийности в Минске.

В качестве типичного примера рассматривали ул. Корженевского, где в прошлом году в авариях погибли три человека (всего жертвами ДТП в 2011-м в столице стали 70 человек). «Капитальный ремонт был проведен в 2010 году. А в 2011-м на отрезке от ул. Кижеватова до ул. Казинца зарегистрированы три учетные аварии (с пострадавшими или погибшими), и во всех погибли люди», — обратил внимание председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Для сравнения: в 2008 году на этой улице случилось три ДТП с ранеными, погибших не было. В 2009-м — две аварии с пострадавшими, также без жертв, а в 2010-м — две аварии, в одной из которых погиб человек.

О двух из трех прошлогодних происшествиях мы сообщали. В начале июня там погиб 17-летний выпускник школы, каким-то образом ночью оказавшийся за рулем Chrysler Sebring. Рабочая группа обратила внимание, что он сначала столкнулся с несколькими автомобилями (это немного погасило энергию) и только потом врезался в столб. «Как молодой человек, не имеющий водительских прав, оказался за рулем? Что он вообще делал за рулем? Конечно, поведение парня было абсолютно неразумным и неадекватным. Но почему дорожная инфраструктура позволила ему разогнаться, опора выстояла, а жизнь сохранить не удалось? Есть ли гарантия, что такого рода случаи не повторятся? Вообще, была ли реакция в системе образования?» — спросили эксперты.

Представитель городского комитета образования несколько замялась. Резонанс у происшествия, безусловно, был, но каково участие чиновников — не совсем понятно. Кто должен сделать так, чтобы этот случай стал детально известен всем выпускникам и старшеклассникам, а родители полностью контролировали доступ к автомобилю? В последнее время в школы и даже детсады зачастили сотрудники ГАИ. Но психологи говорят: это не профильные специалисты, и они не знают, как правильно учить детей безопасному поведению на дороге.

Рассматривались также два ДТП с участием пешеходов. Один из них, пожилой мужчина, пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода (он направлялся к автобусной остановке), и его зацепил автомобиль такси. Пешеход упал и ударился головой об автобус. Он скончался на следующий день.

Люди недооценивают опасность, и это особенности адаптации, — заметил специалист из БНТУ. — После ремонта качество покрытия улучшилось и средняя скорость изменилась. Не изменилось только представление об этой улице людей, которые здесь живут. Пожилой человек мог рассуждать так: я здесь всегда ходил и успевал еще во-о-он до того автомобиля. А в этот раз не успел. Именно увеличение средней скорости потока (она может оставаться в пределах разрешенной) дает рост аварийности и тяжести последствий. В западных странах повсеместно доказан и применяется главный принцип: людей убивает энергия движущегося автомобиля, которая квадратично зависит от скорости (увеличение скорости с 50 до 60 км/ч увеличивает опасность в 1,5 раза).

Во время заседания рабочей группы возник вопрос: а в требованиях к проекту факторы аварийности учитываются?

В стандартах сказано о ровности покрытия, расчетной скорости, продольном профиле и т. д., а о важнейшем потребительском свойстве дороги, безопасности, — ничего. Только одна голая фраза: дорога должна быть безопасной, — рассказали сотрудники ГАИ. — За аварийные последствия ни проектировщик, ни заказчик, ни владелец дороги не собираются нести ответственность. Оказывается, при проектировании анализ ДТП и возможные последствия не учитываются.

Но проектировщики абсолютно не согласились с такой трактовкой.

Почему вы формируете общественное мнение, что рост аварийности произошел после капитального ремонта? — спросили они. — Тут ведь люди нарушили ПДД. Это исключительно человеческий фактор. При чем тут капремонт?

Получается, люди, что ли, не соответствуют критериям? — переспросили оппоненты. — Но это же наши люди, и наша задача — спасти их жизни. Да, они нарушали ПДД, это очень плохо и должно быть осуждено, но ошибки не должны приводить к гибели. Каждый день в Минске происходят десятки тысяч нарушений ПДД, наше дорожное движение не совершенно. За границей предотвращают критические ошибки, приводящие к гибели людей, и это может быть сделано за счет изменения дизайна улично-дорожной сети, организации движения.

У представителей «Гордорстроя» (эта организация выступает заказчиком реконструкции, капремонта, строительства большинства улиц в городе) спросили, готовы ли они учитывать новые требования к аварийности при формировании требований.

Да, мы можем пойти навстречу, — сказали представители «Гордорстроя». — В этом году планируется провести капремонт 24 км улиц, по две улицы в каждом районе.

Однако проектировщики по-прежнему просили не делать акцент на дизайне улично-дорожной сети. По их мнению, рост числа аварий с тяжелыми последствиями никак не связан с ремонтом и реконструкцией. «Это вина нарушителей ПДД, и ничего сделать невозможно», — настаивали они.

Тогда эксперты обратились к статистике. Они привели в пример ул. Волгоградскую, на которой после капремонта погибли три человека, еще 13 получили травмы. Еще более сложная ситуация — на ул. Притыцкого и пр. Пушкина, где после реконструкции аварийность выросла почти втрое. А на улица нового микрорайона Домбровка за год погибли пять человек.

Заседание рабочей группы закончилось. Участники, похоже, остались при своих мнениях. «Но искать виновных — не наша задача, — еще раз подчеркнул Юрий Важник. — Мы должны понять реальные, а не мифические источники опасности и помочь городу с решением сложной проблемы — организацией безопасного передвижения жителей и гостей города. А дискуссия — это нормальный процесс». По итогам заседания рабочей группы планируется предложить конкретные действия по предотвращению аварий с тяжелыми последствиями.