Сегодня два круга по второму городскому кольцу Минска сделал автомобиль «скорой» в сопровождении сотрудников ГАИ. Спецсигналы у него были включены. Все как бывает во время настоящего вызова, но в пятницу эта машина была задействована в других целях. «Будут ли пропускать автомобиль с сиреной и включенными маячками водители?» — решили узнать инспекторы. За проведением акции мы наблюдали сначала из машины ДПС, а потом пересели в карету службы 103. Наше мнение такое: абсолютное большинство автомобилистов уступает «скорой». Правда, за некоторым исключением. Что объясняли неуступчивые водители?
Организовано все было стандартно: в машине «скорой» находился сотрудник ГАИ. Увидев неуступчивого водителя, он передавал информацию по радиостанции, а его коллеги, следовавшие за автомобилем 103 или ожидавшие нас по маршруту движения, останавливали машины нарушителей.
Самым первым остановили... сотрудника этой самой службы 103. Мужчина, работающий фельдшером, ехал на Opel Astra, на перекрестке ул. Козлова и ул. Платонова замешкался и только в последний момент перестроился правее. Видео, которое мы сделали из машины ГАИ, не очень удачное.
Потом мы уже спросили у инспектора, находившегося в «скорой», таким ли уж очевидным было нарушение. По его словам, у водителя Opel была возможность освободить ряд для движения, но он этого не сделал. Мужчина, в общем-то, и не особо оспаривал нарушение. Только посетовал: «Когда действительно нужно, такие акции не проводятся. Иногда, бывает, едешь на вызов, а какой-нибудь упрямец на Lexus или Toyota Land Cruiser нарочно не уступает». Как оказалось, у фельдшера, рассказали позже медики, были тяжелые сутки. Шутка ли, 12 вызовов!
Но поблажки в связи с местом работы ему не дают. Инспектор составляет протокол о нарушении. Решение о наказании примет руководство ГАИ. Вообще за это может грозить штраф от 2 до 10 базовых величин с лишением права управления на 1 год или без лишения.
А «скорая» тем временем продолжила движение. Пока мы оформляли нарушение, было остановлено еще шесть водителей. Разного возраста на разных машинах, но у всех были примерно одинаковые объяснения. Кто-то задумался, кто-то не услышал, кто-то отвлекся. Водитель Kia, представившийся профессором, пожаловался, что маячков не видно. Кстати, на это многие обращают внимание. Поэтому в последнее время на автомобили службы 103 стали устанавливать стробоскопы. В техническом задании на закупку новых машин этот пункт указан.
Инспектор, находившийся в «скорой», особо не придирался к водителям, останавливали только при явном нарушении. Было несколько автолюбителей, которые то ли не видели машину «скорой», то ли решали, что уступать необязательно. Например, водитель Jeep на ул. Сурганова вел себя довольно странно. Вокруг все пытались освободить проезд, а он перестроился на перекрестке и еще занял свободный ряд.
Но особенно сотрудников ГАИ возмутил водитель, долго не уступавший дорогу, хотя сирена была включена, маячки тоже, а шофер «скорой» еще обращал его внимание с помощью «крякалки». Почему мужчина так долго соображал, легко объяснилось — разговаривал по мобильнику.
Во время второго круга мы пересели в автомобиль «скорой». Из его кабины было все отлично видно. Нужно объективно заметить: абсолютное большинство водителей даже в очень сложной ситуации пытались перестроиться, подвинуться, всеми силами старались освободить полосу.
Хотя несколько автомобилистов, как нам показалось, просто замешкались и даже растерялись. Например, на пр. Пушкина Renault Scenic с наклейкой «70» долго не перестраивался, хотя возможность сделать это была несколько раз. На ул. Могилевской парень, управлявший Mitsubishi Carisma, тоже не мог сообразить, что от него хотят. А Peugeot Partner и вовсе замер прямо на перекрестке. Сложилось ощущение, что не нарочно, а скорее из-за неопытности, неумения быстро принимать правильные решения на дороге.
— Вообще, что нужно делать? — спросили мы у водителей «скорой», у которых был перекур.
— По ПДД — уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд. Не нужно при виде машины с мигалкой включать «аварийку» и резко тормозить в той же полосе. Такое часто бывает, — ответили они. — Лучше ускориться и попробовать перестроиться правее. Понятно, что в заторе освободить дорогу очень сложно. Не будем повторяться, что от нескольких секунд иногда зависит чья-то жизнь. Это не преувеличение.
Среди автолюбителей есть мнение, что спецсигналы на «скорой» работают на всякий случай. Но это не так. По словам врачей, включение спецсигналов — строго регламентировано. Данные об этом попадают в отчет врача за каждые сутки. Например, вчера в Минске было совершено 1857 выездов, но не на все из них ехали с ревущей сиреной и включенными маячками. Только когда действительно была опасность для жизни. Повод в этом случае может звучать по-разному: «потеря сознания», «падение с высоты», ДТП. В четверг, например, было 89 экстренных вызовов. Обычно на них выезжает реанимационная бригада — всего их семь в городе. Ее автомобиль можно узнать по соответствующей надписи.
Всего во время акции было остановлено 10 нарушителей. А одного водителя микроавтобуса даже доставили на медосвидетельствование: показалось, что он мог быть пьян (правда, это не подтвердилось). Конечно, определенная реакция последует. Врачи «скорой», во всяком случае, уверяют, что эффект есть. Но долговременный ли?