3140
23 ноября 2024 в 8:00
Источник: Василий Колосов

Автомобили, мотоциклы и трамваи: экскурсия в Музей инженерии и техники в Кракове

Источник: Василий Колосов

В Кракове есть множество достопримечательностей, заслуживающих внимания. В их числе, конечно же, и различные музеи. Один из них — это Музей инженерии и техники, который находится в квартале Казимеж. Если вы даже ненадолго окажетесь в этом старинном польском городе, найдите пару часов на посещение указанного места — не пожалеете!

В музее несколько залов, в которых выставлены на обозрение не только модели автомобилей и мотоциклов, но и различные технические артефакты разных времен — начиная от печатного оборудования и паровых двигателей и заканчивая средствами связи.

Это именно музей техники вообще: тут есть добротные масштабные модели, стенды с фотографиями, чертежами, узлами и агрегатами. Для полного счастья не хватает разве что самолетов, кораблей и космических аппаратов. В общем, здесь собрана впечатляющая коллекция старинной техники, но мы пройдемся по экспозиции, посвященной польским автомобилям, мотоциклам и общественному транспорту.

В 1931 году Fiat и польское предприятие PZInż создали СП Polski Fiat. В 1935-м оно начало выпускать по лицензии модель 508 III Junak, то есть доработанный польскими инженерами под местные условия эксплуатации Fiat 508 Balilla. У машины был стальной кузов, а под капотом скрывалась рядная «четверка» нижнеклапанного типа. Привод — задний через 4-ступенчатую коробку передач.

Вопреки расхожему мнению Polski Fiat не был самым популярным довоенным брендом в Польше — та же Chevrolet продавалась лучше. При цене в 7200 злотых позволить себе 508 III Junak могли немногие. Выпуск модели продолжался вплоть до начала Второй мировой войны — было произведено около 3500 единиц.

Костяк автомобильной экспозиции музея составляют машины послевоенной эпохи. И среди них, опять-таки, застаем ретроспективу Polski Fiat. Сотрудничество итальянцев и уже социалистической Польской Народной Республики возобновилось в конце 1960-х годов.

В 1967-м на предприятии FSO (Завод легковых автомобилей) под Варшавой было освоено производство седана Polski Fiat 125p с кузовом работы небезызвестного Данте Джакозе. Последний экземпляр польских «Жигулей» сошел с конвейера летом 1991 года.

Неброская звезда музея — это и Polski Fiat 126p, выпускавшийся на предприятиях FSM (Завод малолитражных автомобилей) в Бельско-Бялой и Тыхах с 1973 по 2000 год. Модели 125p и 126p стали наиболее массовыми легковушками в Польше, внеся свою лепту в автомобилизацию страны. Если в 1970 году в ПНР насчитывалось около 480 тыс. машин, то к 1989-му их количество выросло в 10 раз — до 4,9 млн единиц.

Еще одна известная польская автомобильная марка — Nysa. Под ней выпускались фургоны и микроавтобусы, которые особой популярностью пользовались в Венгрии. Поставлялись они и в СССР. Ныса, собственно, это город на юге Польше, где машины и собирали. В народе же они имели ласковое прозвище «Нюша». Этот развозной фургон N59-F 1961 года выпуска имел рамную конструкцию и цельнометаллический кузов.

При этом в Nysa широко использовались узлы и агрегаты от Warszawa M20. Эту заднеприводную легковушку производили с 1951 года на заводе FSO по советской конструкторской документации — Warszawa представляла собой польский вариант ГАЗ М-20 «Победа». В 1957—1960 годах выпускалась модернизированная версия M20 с индексом 200, которая отличалась измененной внешностью, двухцветной отделкой интерьера и немного увеличенной отдачей (до 52 л. с.) рядной «четверки».

В 1950-е годы берет свое начало и история автомобилей марки Syrena. В то время руководство ПНР решило, что стране нужна настоящая «народная машина», более доступная, чем Warszawa. Первой в производство в 1957-м пошла Syrena 100, многие решения которой были скопированы у немецких автомобилей DKW 1930-х годов. В музее же представлен седан 105 с двухдверным кузовом, производившийся с 1972 по 1983 год. Под капотом у него установлен 3-цилиндровый моторчик, сблокированный с 4-ступенчатой «механикой».

Среди выставленных в музее образцов польского автомобилестроения есть и пара интересных опытных разработок. Первая из них — это Smyk B30, созданный в 1957 году. Задумывался он в качестве недорогой альтернативы традиционной легковушке, предназначенной для перевозки двоих взрослых и двоих детей. Передняя панель кузова здесь — это откидная дверь, а двигатель был позаимствован у мотоцикла Junak. Было построено около 20 таких прототипов, но в 1959 году работы над проектом были свернуты.

В 1981-м началась разработка преемника Polski Fiat 126p, в результате чего появился переднеприводный прототип FSM Beskid 106. И хотя по экономическим соображениям его конструкция во многом была унифицирована со 126p, он отличался установленным спереди мотором поперечной компоновки.

Работы над перспективной польской малолитражкой велись вплоть до начала 1990-х годов, было построено несколько опытных ходовых образцов. Но несмотря на успешно проведенные испытания, из-за недостатка средств их пришлось свернуть. К слову, к тому времени появился первый Renault Twingo — французов даже заподозрили в краже решений и идей польских разработчиков.

Двухколесная польская техника составляет небольшую часть коллекции музея в Кракове, но подборка на удивление хороша! Среди довоенных двухколесных машин стоит отметить CWS M111 1935 года выпуска. Это тяжелый мотоцикл, разработанный в первую очередь для нужд армии и полиции (гражданский вариант модели имел обозначение Sokol 1000). Его создатели вдохновлялись американскими Harley-Davidson и Indian, за движение отвечала 1000-кубовая V-образная нижнеклапанная «двойка».

Мотоциклы в музее сгруппированы по хронологии: модели, выпущенные в 1950—1970-е годы, выставлены в отдельном зале с послевоенными автомобилями. Есть среди них и один «польский Harley-Davidson» — такое прозвище закрепилось за мотоциклами марки Junak, которые выпускались на Щецинской фабрике SFM. В музее выставлена модель M 07 1958 года выпуска с 1-цилиндровым 4-тактным двигателем объемом 350 кубиков и коляской.

Еще один послевоенный байк, который у поляков получился на загляденье, называется SHL M17 Gazela. Производился он всего два года (с 1968-го по 1970-й). Комплектовался мотоцикл 175-кубовым мотором мощностью 13 л. с., который позволял развивать максимальные 110 км/ч.

Также здесь есть отдельный железнодорожный зал со старинными трамваями, когда-то ездившими по Кракову. И это немудрено, поскольку сам музей, основанный в 1998 году, располагается в комплексе зданий старейшего краковского депо конки и электрического трамвая, которое создавалось поэтапно в конце XIX — начале XX века. Тут можно проследить за развитием общественного транспорта в Кракове: началось все в 1875 году с омнибуса на конной тяге.

Впрочем, довольно быстро ему на смену пришла конка, то есть трамвай на лошадиной тяге. Протяженность первой конно-железной линии в городе составляла всего 2,8 км, а вагоны, обслуживающие маршрут, были доступны в двух вариантах: зимнем и летнем (на фото).

Вагон с обозначением Type-C середины 1920-х годов прошлого столетия стал первым электрическим трамваем, который был спроектирован и выпускался в Польше: за его разработку отвечала инжиниринговая компания Lilpop, Rau i Loewenstein (LRL). Кузов вагона, за исключением металлических оконных рам, полностью изготавливался из дерева.

К слову, некоторые стоящие в ангаре исторические вагоны находятся в рабочем состоянии: время от времени они выезжают на улицы города, на специальную музейную линию.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by