Московское агентство «Финмаркет» распространило в СМИ ставки утилизационного сбора: от 0 рублей за российский автомобиль до 600 000 рублей ($20 330) за мощную импортную модель. Ожидается, что закон о сборах вступит в силу уже с 1 августа — сразу после присоединения страны к ВТО.
В закон «Об отходах производства и потребления» будут внесены определенные поправки, которые станут на защиту российского автопрома, пишет «За Рулем». Специальный утилизационный сбор для импорта будет выше, чем для машин, сделанных в России, причем за многие российские авто платить не придется вовсе.
Освобождать от сбора будут покупателей автомобилей, которые выпущены в России и производители которых смогут гарантировать, что они сами утилизируют выпущенное ими авто. А вот за импортные автомобили платить сбор придется в обязательном порядке. Правительство оставляет за собой право освобождать от уплаты сбора «в иных случаях».
Рассчитывать сбор будут по той же схеме, что и транспортный налог: чтобы получить итоговую сумму, нужно базовую ставку умножить на коэффициент, зависящий от объема двигателя автомобиля. Принципиальных отличий два: базовые ставки будут едиными для всей страны, а коэффициент будет учитывать еще и возраст автомобиля.
Судя по законопроекту Минпромторга, когда к сниженным, но все равно довольно высоким пошлинам добавится утилизационный сбор, иномарки — как новые, так и подержанные — резко подорожают.
Для легковых автомобилей Минпромторг, по информации «Финмаркета», предлагает базовую ставку утилизационного сбора в 20 000 рублей ($677). Меньше всего — 10 000 рублей — будет сбор за автомобиль с объемом двигателя менее 1300 куб. см, произведенный в России, — для таких предусмотрен двойной понижающий коэффициент 0,5. К подержанному автомобилю с таким мотором будет применяться коэффициент 2, к новому импортному — 4,1. Если же объем двигателя свыше 3,5 л, коэффициент будет соответственно 3,6, 13,5 и 30,7. Машинам с мотором до 2,5 л присвоили коэффициент 1,5 (для новых российских), 3,8 (для подержанных) и 7,8 (для новых импортных). Таким образом, максимальной сумма сбора будет для новых иностранных авто — до 600 000 рублей (за автомобиль с двигателем более 3500 куб. см).
Базовая ставка для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей — 40 000 рублей, для автобусов — 300 000 рублей. В зависимости от длины автобуса коэффициенты трудоемкости варьируются для новой техники от 150 000 (длиной до 5 метров) до 750 000 рублей (12—18 метров), для старой — от 240 000 до 1 410 000 рублей соответственно.
Утилизационный сбор при ввозе автотехники придется уплачивать на таможне одновременно с уплатой таможенных платежей. Если транспорт произведен в России — до государственной регистрации.
После вступления РФ в ВТО на протяжении трех лет ввозная пошлина на нероссийские машины будет оставаться неизменной, потом в течение четырех лет она будет ежегодно снижаться на 2,5%. Таким образом, к 2019 году размер пошлины на новые автомобили составит 15%. Для машин возрастом от трех до семи лет в течение пяти лет пошлина снизится с 35% до 20% с одновременным снижением специфической ставки в евро. Для автомобилей старше семи лет по-прежнему будут действовать заградительные пошлины, введенные в 2009 году. Для грузовиков и автобусов переходный период не предусмотрен: на них импортные пошлины резко снизятся сразу после присоединения к ВТО.