Saab 9000: темпераментный красавчик для индивидуалиста

 
18 593
28 апреля 2012 в 17:57
Источник: СахарOk, forum.onliner.by. Фото: Максим Малиновский; autowp.ru
Источник: СахарOk, forum.onliner.by. Фото: Максим Малиновский; autowp.ru

Четыре года назад возникла необходимость сменить машину. До этого несколько лет была BMW 3-Series в кузове Е36, которая оставила после себя самые положительные впечатления. Поэтому поначалу выбирал подобное из имеющихся на тот момент предложений. В принципе, требования были относительно просты: седан, бензиновый мотор, механическая КПП, не «пустая» комплектация и хорошее состояние автомобиля в целом. Да, ну и бюджет покупки в районе $6000. В итоге купил свою давнюю мечту — Saab 9000.

Любимчик из 1990-х

Однако задача найти подходящий аппарат оказалась не из легких. Просмотрев множество предлагаемых вариантов, практически опустил руки. Подавляющее большинство из них были, мягко говоря, «подгулявшими». По сути, в достойном состоянии была только одна BMW 3-Series, но тут уже меня не устраивала цена, в полтора раза превышающая запланированные расходы.

Размышляя, что делать, на авторынке случайно проходил мимо продавца, который дюже шумно нахваливал свой товар. Товаром выступал темно-зеленый Saab 9000. Дядя вида откровенного перекупа меня совершенно не впечатлил, но вот автомобиль заинтересовал. Было видно, что он уже «устал», но интереса ради решил подойти и детально посмотреть, какой же он, мой любимчик…

Да-да, бывает любовь на расстоянии и долго длящаяся во времени, если можно это так назвать.

Еще когда я был подростком, меня всегда привлекал неповторимый имидж марки Saab. Особенно нравилась модель 9000 образца 1990-х. В те годы эта машина была невероятной диковинкой, и каждый редкий раз, видя пролетающего мимо «девятитысячника», я восторгался. А его салон! Практически каждый имел роскошную кожу, так и притягивающую взгляд. Недаром в свое время его выбирали многие обеспеченные люди. Да он и по сей день используется в кортежах разных «бугров».

Крутой, но при этом совершенно не бандитский. Выпускался по 1998 год, но и сейчас не выглядит допотопным. Однозначно этот харизматичный «швед» превосходит многих, не будучи ни на кого похожим. Хотя, конечно, он не для каждого. Не зря у этого авто самый высокий в абсолютном выражении среди всех других индекс обозначения модели — 9000.

В общем, с момента своего появления в наших краях этот «скандинав» крепко запал мне в душу. Потом уже, спустя годы, при выборе машины не рассматривал его. По глупости. Отпугивали многочисленные публикации, мол, конструктивно сложный, дорогущий в обслуживании, запчасти только оригинальные и стоят они ого-го, сервиса толкового нет.

И вот тогда, глядя на тот 9000, все эти мысли проскользнули в секунды. И тут подумалось, а что если…

Экстренно вернулся домой, залез в интернет, стал смотреть объявления. Выбирая уже не BMW, а Saab, существенно изменил требования к желаемому.

Во-первых, 9000 — пожалуй, единственная машина в мире, которая в хетчбэке смотрится круче, чем в седане. Удивительно, что при этом она по праву относится к бизнес-классу. Поэтому ищу хетчбэк. Во-вторых, истинный Saab должен быть с многоговорящим «шильдиком» Turbo. Ведь эта компания — пионер в области турбонаддувных технологий в автомобильном моторостроении! В-третьих, «незаезженный» кожаный салон. И последнее — предпочтение черному цвету кузова. Ведь черный цвет для Saab — как красный для Ferrari или Alfa Romeo.

С учетом определенной эксклюзивности модели, да и марки в целом, предложение по 9000 всегда было ограничено. Не мудрено, если за весь период производства с 1984-го по 1998 год их было выпущено лишь 503 087 экземпляров.

Истинный швед. Характер нордический

Из всех объявлений заочно понравилось только одно. Интуитивно — вот это мое. Черный хетчбэк 1997 года в комплектации CSE (среднее между базовым CS и топовым Aero), 2-литровый турбомотор, 5-МКПП, черная кожа. Звонок продавцу, лаконичный разговор, и через час назначена встреча. Отлично! Уже держу путь к кинотеатру «Аврора». До сих пор помню момент и место, когда впервые увидел этот автомобиль. Стоял себе немного запыленный, но какой же красивый…

Обошел, полюбовался знакомым обликом. Сел спереди на пассажирское сиденье и не смог сдержать возгласа: «Столько места!» Салон крайне просторный. Конечно, быстро к этому привык, и сейчас он кажется вполне обычным, но первое впечатление, тем более после BMW Е36, было именно таким.

Понравился адекватный продавец. Все рассказал и показал. Машину покупал сам во франкфуртском Saab-центре у его руководителя. Поездил здесь полтора года и продавал в связи с выездом за границу. Обсудили цену. В качестве бонуса были предложены комплект почти новых зимних шин и годовой полис «Автокаско», что меня вполне устраивало.

Памятуя, что автомобиль непростой, договорились: куплю его после проверки специалистами. Знакомые посмотрели кузов и подвеску. Без нареканий. Затем машинку привезли на показ Павлу Геннадьевичу, которого знает каждый истинный саабер. К тому моменту мне так не хотелось услышать что-то плохое! Вердикт — заменить верхние подушки двигателя, остальное в норме. Все, беру!

На следующий день рано утром мы уже на Серова. Он стоит вдали и ждет меня. Полчаса на регистрацию, обмен «деньги — ключи», — и вот он мой. Кому-то покажется странным, но впервые сажусь за руль. Был уверен, что он не сможет меня разочаровать. Завожу, еду и… все-таки не зря я всегда восторгался Saab!

На одометре при покупке — около 182 тыс. км. Сейчас на 70 тыс. больше. И вот с высоты этих четырех лет и немалого пройденного расстояния могу сказать, что мои представления полностью оправдались.

Начавшиеся каждодневные будни это подтвердили. В мороз, жару, дождь, слякоть, снег и лед — если нам нужно ехать, никакой каприз природы для нас не препятствие.

Автомобилем пользуюсь практически каждый день. Как и многие, езжу на работу, в выходные — за город. Прошлым летом проехал на нем 5000 км за две недели, путешествуя по Европе. Кстати, когда в Швейцарии знакомые узнали, что я приехал на Saab, оценили: у них он считается очень престижной машиной. Сказали, на них ездят инженеры, юристы, преподаватели, доктора и прочие умники. Понятное дело, это обобщение довольно относительное. Однако в моем случае сработало на 200%. Я работаю юристом и еще преподаю в университете.

Стремительный истребитель снаружи

Классические формы этой машины радуют каждый раз, когда смотришь на нее. И не важно, с какой стороны и под каким углом. Хоть платформа была общей с Alfa Romeo 164, Lancia Thema и Fiat Croma, «тысячник» не спутаешь ни с ними, ни с кем еще.

После серьезного рестайлинга 1992 модельного года идеально пропорциональный силуэт с изящной мордочкой и хвостовой частью стал стремительным, как у истребителя. Дополняют образ в меру узкие фары, широко посаженные противотуманки, тонированная по заводу задняя оптика и плавничок третьего стоп-сигнала. С учетом всего этого машина 476 см длиной совершенно не выглядит неповоротливым увальнем. Спецы из ателье Italdesign Giugiaro свое дело знают.

По моему убеждению, это мужское авто, что бы кто ни говорил. 9000-й произведен во времена основательного подхода к разработке и сборке машин. Важно, что в нем каждая деталь и прежде всего кузов создавались с оглядкой на обеспечение повышенной безопасности. Впрочем, этим Saab славится и сегодня.

Знаю немало историй о столкновениях Saab на довольно высоких скоростях, когда страдала машина, но не находящиеся в ней люди. Такое у нее предназначение.

Сам, к счастью, в такие ситуации не попадал, но что кузов крепкий — это факт. В полостях дверей — металлические бруски для защиты от удара. Да что тут говорить. Было дело, выезжал ночью уставший со служебной парковки и забыл про кирпичную кладку высотой около полуметра. Маневрируя, зацепил ее пассажирской дверью, проехав так сантиметров двадцать. Звук был — мама дорогая! Думал, уже все, вспорол бочок машинки, как банку с килькой. Ан нет, в этом противостоянии победил «швед», вырвавший кирпич из кладки. Низ двери, понятное дело, пришлось чутка выравнивать и красить, но все же, считай, легко отделался. Увидишь иной раз в городе какое чудо французского автопрома, которому пару лет от роду, но крыло от ДТП как пластмассовое раскололось, подумаешь — не-е-е, хило это.

Из внешних усовершенствований автомобиля, сделанных мною для завершения образа, — установил сзади антикрыло, ставящееся опционально, и аккуратный патрубок из нержавейки. Да, еще купил красивый комплект оригинальных литых дисков на лето, довольно редкого дизайна. Кстати, очередная характерная черта Saab — только ему идут трехлучевые диски.

Единственная вещь, которой мне реально не хватает, — задний стеклоочиститель. Из-за большого пологого стекла в ненастную погоду бывает плохо видно.

По внешнему виду к инженерам у меня, видимо, только одно замечание — очень часто на эмблемах образуются сколы, поэтому краска облезает и вид их становится весьма непрезентабельным. Однако это проблема не только 9000-го, а многих Saab. Жаль, эмблемка-то с грифоном зачетная.

Функциональный лайнер внутри

Даже сторонники современных «мыльных» форм в автомобильном дизайне, критикующие внешность 9000 за некоторую старомодность, безоговорочно признают, что салон, в частности сиденья, достоин самых высоких похвал. До «девятитысячных» сидений множеству нынешних моделей действительно как до луны на тракторе. Говорят, при их разработке в компании Saab первое слово за ортопедами, а потом уже за маркетологами и пр. Уверен, это так. Хорошая боковая поддержка, удобные подголовники.

В конце концов, как они внешне великолепно смотрятся! И я не говорю про версию Aero, там это просто полный улет.

Салон Aero

Передние кресла регулируются по четырем направлениям, занять комфортное положение можно при любом росте. Для водителя удобный кожаный руль регулируется по высоте. И спереди, и сзади места хватает вполне. Максимально удобно, конечно, четверым, но и пятый неуютно себя чувствовать не будет. Правда, правило про пятого нелишнего не применимо к Aero, где задний ряд отформован под двоих седоков. К слову, 1200 км из Минска до Берлина были преодолены лишь с двумя остановками — перекусить и заправиться.

Вероятно, единственное неудобство от развитой боковой поддержки кожаных сидений в том, что если летом предварительно не охладить салон кондиционером, а сесть сразу, рубашка однозначно прилипнет к спине. Вентиляция сидений, как на 9-5, была бы к месту.

Для поддержания салона в приличном виде дважды в год обрабатываю его спецсредством по уходу за кожей.

Привередливый пассажир может оценить качество кожи собственными руками. В традициях лучших шорных мастерских на передних подголовниках прикреплены кусочки кожи, из которой выполнен салон. Впечатляет.

Внизу подушек передних сидений есть удобные кармашки для всякой мелочи. На спинке перед задними пассажирами кожаные карманы куда крупнее.

Задний ряд сидений разделен массивным складывающимся подлокотником, в нем подставка под питье. Спереди конструкцией также предусмотрена возможность установки подлокотника. Правда, это опция, причем довольно редкая. У меня с завода подлокотника не было, но кто ищет — тот находит. Повезло, нашел за 70 у. е. в отличном состоянии, в то время как цена может доходить и до сотни.

Необычно отсутствие «бардачка». Там, где он расположен в остальных авто, находятся пассажирский эйрбэг и блок с предохранителями. Его функцию выполняет ящичек между сиденьями. Привыкаешь.

Спинка задних сидений складывается в пропорциях 2/3 и 1/3, но нужда в этом у меня бывает не чаще нескольких раз в год (например, перевезти реальный длинномер). Багажник просто огромен. К примеру, даже без сложенных сидений без проблем перевозил стол-книгу или газовую плиту. Мне это, по большому счету, не важно, т. к. в 98% пробега вожу только воздух, тем не менее функциональность лишней не бывает. Пятая дверь хетчбэка сконструирована с учетом удобства погрузки. В багажнике докатка, хотя места столько, что могли бы разместить и стандартное колесо.

Замок зажигания расположен не в фирменном стиле Saab, а как у всех — на рулевой колонке. Зато об авиакорнях марки напоминает  предупреждение «FASTEN BELTS» («Пристегните ремни»), как в самолете.

В машине имеется стеклянный люк. С моим ростом в 188 см лучше бы его не было, как в некоторых комплектациях. Серьезно крадет высоту потолка. С другой стороны, ночью можно нескучно рассматривать звезды… Так что все относительно.

На потолке и задних стойках четыре плафончика освещения. Плюс подсветка в каждой двери.

Оборудован 9000 солидно. Центральный замок с кнопкой мгновенного закрытия всех дверей, электроприводы всех стекол, люка и зеркал. Хитрая охранная система. Корректор фар. Задние двери с функцией защиты от открывания детьми изнутри.

Северная машина

Отдельно скажу о продуманном климат-контроле. В салоне есть датчики температуры внутри и солнечной освещенности. Благодаря им климат сам определяет, печет ли солнце или пасмурно, и, соответственно, решает, отмораживать ли стекла или охлаждать салон и т. д. Предусмотрен обдув стекол для задних пассажиров. Машина северная, зимой все четко и довольно быстро прогревается. С обогревом зеркал и заднего стекла тоже не пропадешь. Хорошо работает трехрежимный подогрев сидений. Если поставить на максимум, очень скоро, чтобы не поджариться, нужно обязательно сбавлять. В общем, есть основания полагать, что просидевший месяц под сугробом швед был именно в 9000.

Вы видели у какого-нибудь еще автомобиля такие сопла для вывода из салона застоявшегося воздуха? Сомневаюсь.

Пиктограммы на приборном щитке сигнализируют о незакрытых дверях, перегоревших лампочках стопов и передних фар, уровне технических жидкостей (антифриз, тормозная, стеклоомыватель) и возможных неполадках в работе двигателя. Отдельно отображается информация о температуре за бортом, среднем и мгновенном расходе топлива, напряжении в цепи и остатке хода на имеющемся бензине.

Вместо аналоговых часов установил блок путевого компьютера, который был опцией. Стали доступны функции средней скорости, оставшегося расстояния до пункта прибытия, расчетное время прибытия, будильник, предупреждение о превышении скорости.

Многим нравится электроантенна, которая выезжает-въезжает при включении-выключении магнитолы. А по мне так проще и надежнее, когда она расположена внутри задней стойки, как в той же Е36, и вообще не задумываешься о ее существовании. И не сломается никогда, знай себе работает тихонько. У многих бывает изнашивается механизм, а то и при исправном в большие морозы то не полностью вылезет, то не спрячется. Лучше бы вместо этой мульки предусмотрели зуммер о невыключенном свете фар, когда мотор глушишь. Или автоматическое прекращение работы стеклоочистителей при остановке авто, с возобновлением при начале движения. В BMW так было, удобно.

Вместо стандартного кассетника поставил CD-ресивер Pioneer и заменил еще заводскую (сделанную Nokia) акустику на новую от Clarion. Играть стало несравненно лучше.

Как превратить бензин в ракетное топливо? Залить его в Saab!

Под капотом 4-цилиндровый 2-литровый турбомотор. Заводская мощность — 150 л. с. И максимальный крутящий момент в 215 ньютон при 2500 оборотах.

Считается, что эти моторы хорошо перепрограммируются на предмет повышения мощности и момента за счет увеличения давления турбины, без существенного влияния на ресурс при грамотной эксплуатации. Чип-тюнинг мною сделан, сейчас двигатель выдает под 200 л. с. Мощности мотора, например, и до чип-тюнинга с лихвой хватало, чтобы на любом покрытии выполнить это…

Но сейчас стал ехать куда живее.

В паре с механической коробкой можно активно передвигаться в городе и на трассе. В основном езжу спокойно, но даже при этом большинство соседей по рядам остаются позади.

С учетом специфики турбомотора нужно уметь стартовать. Мало газа — турбина не «турбит», и, соответственно, разгон не впечатляет. Пережмешь — тяга такая, что будет буксовать даже по сухому асфальту, как умалишенный. Поэтому важен баланс в работе с газом. Если все сделать точно — 1930 кг разрешенной массы буквально парят по дороге.

Конечно, конек этого авто — ускорение уже в движении, а не со старта. На третьей примерно с 3000 оборотов немногие с ним могут потягаться.

Звук мотора внутри приятен. При резком ускорении на высоких оборотах слышно, как знатно турбина заглатывает воздух. Думаю, в таком режиме двигатель за минуту поглощает его столько, что мне бы хватило, наверное, на неделю. Чтобы жизнь турбины не была красивой, но короткой, нельзя сразу после поездки глушить мотор, должен поработать хотя бы минуту, чтобы остыл нагнетатель.

Бензин лью 92-й. Заводится без проблем зимой и летом. Расход зависит от сезона. Летом в городе около 10,5 л на 100 км. Зимой в силу прогрева, зимних шин, движения в снегопад на пониженных передачах доходит до 12 л. На трассе — в зависимости от скорости. При передвижении по правилам расход летом может быть 6,3 л на сотню. Именно такую цифру показал компьютер после пройденных 5000 км по Европе. Несколько раз проверял, показывает он точно.

Курсовая устойчивость при умелом рулении и обращении с педалью газа стабильная. Машина уверенно держит дорогу, не рыскает. Подвеска жестковата. На курсах контраварийного вождения фишки объезжал корректно. Конечно, это не М-мобиль от BMW, но для повседневной езды — более чем.

Посторонних шумов в движении немного.

ABS работает понятно. Тормоза вменяемые, но могли бы быть и помощнее.

Расходы не улетные

Надежностью авто доволен. Конечно, пробег и возраст требуют обновления, но ведь ничто не вечно. Обслуживать нужно и новые машины. У меня она досмотрена, поэтому без сомнений отправился на ней в путешествие по Европе. Не был бы уверен — и думать бы не стал о поездке в Женеву (самая дальняя точка маршрута) за 2300 км от Минска.

Пробег при покупке, судя по всему, не был отмотан. Стояли еще заводские бензонасос, кассета зажигания, сцепление и другие детали, которые при усердной работе одометра были бы уже заменены до меня.

Особенностей обслуживания, по большому счету, немного. Масло (4 литра качественной синтетики), воздушный фильтр меняю каждые 8000 км. Этого требует турбина. Свечи — каждые 10 000 км. Это для кассеты зажигания. Не поставишь новый комплект свечей (нужны только «ориджинал») за 22 у. е., есть риск попасть на замену кассеты стоимостью 400 у. е. Старых свечей от предыдущих замен скопилось уже, наверное, с килограмм.

Цена комплекта материалов для планового ТО — около 100 у. е. Много это или мало? Каждый оценивает сам.

Остальное — как у всех, наверное. Тормозная жидкость — раз в 2 года, антифриз — раз в 3. Топливный фильтр — раз в 40 000 км. И так далее.

По задней подвеске вообще ничего не приходилось делать. А вот в передней часто нужно менять задние сайлентблоки. То ли наши дороги виноваты, то ли конструкция такая, но это, по сути, расходник. Благо стоят недорого — $32 за пару от Swag.

Запчасти ставлю оригинальные или стараюсь те лицензионные, что поставляют на конвейер. Textar — если речь о колодках, Sachs — сцепление и т. д.

С наличием запчастей и сервиса проблем нет. Однако если не знать места, можно и побегать, чувствуя себя владельцем какой Maserati, когда продавцы делают вид, что впервые слышат о Saab. Равно как лучше не чинить его в первой попавшейся мастерской. У меня все работы делаются ремонтерами, которые больше десятилетия специализируются на Saab.

Всего периодические затраты на обслуживание составили около 3500 у. е. Немало. За такие деньги кто-то бы купил еще одну машину. Однако, парируя возможные доводы о том, какая ломучая и дорогая, скажу, что все требует своевременного и качественного обслуживания, чтобы быть уверенным в механизме. Если бы относился легкомысленно, то сумма трат была бы раза в четыре меньше.

Всегда с иронией воспринимаю рассказы о том, что автомобиль долгое время вовсе не требовал никаких вложений. Мысленно жалею ее следующего хозяина, который, наоборот, будет хаять. Когда планируешь использовать машину достаточно долго, любишь ее, то и ухаживать за ней надо соответствующе. Я не отношусь к авто как к куску железа, иной раз даже разговариваю с ним. Моим красавчиком! Сейчас заменены основные узлы, поэтому езжу спокойно сам и новый хозяин так будет ездить.

* * *

В период массового обновления гражданами автопарка (в связи с известным событием 01.07.2011) мог бы купить себе что-то поновее. Тот же 9-5, например. Но в этом плане я ортодокс. 9000 — это настоящий Saab и не зря таковым считается многими. Считаю его до сих пор современным во многих отношениях, а с учетом цены у него просто нет конкурентов. С точки зрения безопасности, надежности, престижа, комфорта, динамики, экономичности, да и других важных характеристик этот автомобиль уникален. Продавать его в ближайшие несколько лет не собираюсь. Видимо, отдам потом родителям. За машинку не стыдно. Хотя что будет альтернативой этому приземленному самолету, для меня пока что большой вопрос...