21 125
05 апреля 2025 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

Островная классика: уносимся в прошлое в музее ретроавтомобилей на Мальте

Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

Крошечное и гостеприимное островное государство Мальта, находящееся посреди Средиземного моря между Африкой и Сицилией, — это не только туристы, почти всегда безоблачное небо, шикарные виды на гроты и ущелья, английские пабы и изысканная кухня, но и богатое и полное тайн культурное наследие. Транслируют его несколько интереснейших музеев, в один из которых точно стоит наведаться любителям автомобилей.

Частный музей Malta Classic Car, в этом году отмечающий свое 20-летие, расположен в небольшом городе с мелодичным названием Аура, что в северной части Мальты. К слову, это самый крупный остров в Мальтийском архипелаге, куда входят также Гозо, Комино и еще три необитаемых островка.

Плутать по улочкам туристического городка в поисках музея долго не придется — не заметить такой вот яркий Bugatti Type 35 прямо у входа просто невозможно. Это, разумеется, реплика — не выставлять же на улице подлинник!

Музей хоть и находится в подвальном помещении, но внутри сразу очаровывает, перенося посетителей, подобно машине времени, в уютную ламповую атмосферу прошлого. Создается она не только представленными автомобилями — впечатление усиливают соответствующий ретроантураж и яркое сопровождение в виде манекенов в нарядах давно минувших дней.

Музей, выросший из частной коллекции

Хозяином этой небольшой, но добротной автомобильной сокровищницы является Марк Галеа. Он продолжает дело своего отца Кэрола Галеа, который ушел из жизни летом 2021 года.

Марк Галеа

— Первым бизнесом отца было изготовление алюминиевых профилей, используемых в строительстве. Он основал на Мальте собственную фабрику, которая, в частности, изготавливала окна и двери, — начинает рассказ наш собеседник. — Затем он занялся гостиничным бизнесом и инвестициями в недвижимость. К тому времени отец был весьма состоятельным человеком и мог позволить себе реализовать мечту — владение автомобилями, которыми он увлекался еще с детства. В первую очередь его привлекали модели европейских марок, отец был страстным фанатом Alfa Romeo и Jaguar.

Неспроста творения Alfa Romeo занимают в музее центральное место — это настоящие жемчужины экспозиции. Среди экспонатов — Alfa Romeo 2000 Spider 1959 года, Giulia Spider 1965 года и небольшая семейка «Джульетт» рядом с ними.

Самая эффектная из них — «двухдверка» Giulietta Sprint Speciale, собранная в 1960 году. Эта машина с кузовом из-под пера Франко Скальоне, работавшего в Bertone, не просто редкая (в начале 1960-х выпущено немногим более 1300 единиц), но и в отличном состоянии — выглядит купе так, будто только покинуло заводские ворота! Под капотом — 1,3-литровый двигатель мощностью 100 л. с.

Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale

— Мой отец был настоящим автомобильным энтузиастом. Обычные дорожные машины он пытался сделать еще быстрее, занимаясь их доработкой, то есть тюнингом, как принято сейчас говорить. Он готовил автомобили к соревнованиям по скоростному подъему на холм и сам периодически участвовал в гонках, — вспоминает Марк.

— Когда отец обзавелся семьей, он решил поставить на гонках крест, но продолжил коллекционировать автомобили. Хранились они в разных гаражах — собственно, поэтому и родилась идея собрать их в одном месте. Музей был открыт в 2005 году в здании, где раньше располагался отель, которым управлял отец. Мы с ним работали вместе — он большой босс, а я его заместитель, — продолжает собеседник.

Собрание спортсменов

Сейчас экспозиция музея насчитывает около 70 машин, большинство из которых — это спортивные автомобили, произведенные в 50-е и 60-е годы прошлого столетия. Затесались среди них и по-настоящему уникальные экземпляры, как, например, родстер Mercedes 190SL 1962 года выпуска.

Это «младший брат» легендарного Mercedes 300SL по прозвищу «Крыло чайки». И если трехсотый имел гоночные корни, то 190-й с карбюраторной «четверкой» объемом 1,9 литра (105 л. с.) задумывался скорее как прогулочный автомобиль — первую сотню он разменивал за 13 секунд и мог развивать максимальные 170 км/ч. Зато этот родстер стоил вдвое дешевле старшего 300SL, а посему оказался гораздо популярнее — в 1955—63 годах было выпущено почти 26 000 экземпляров 190SL.

Mercedes 190SL
Выбор покупателей
антикоррозийное средство, мовиль, 1000 мл
Выбор покупателей
антикоррозийное средство, мастика, аэрозоль, 520 мл

Широко представлена в музее и подзабытая классика с Туманного Альбиона: англичане знали толк в простых, легких, юрких и относительно доступных спорткарах.

Не поражая запредельной мощностью и изощренной конструкцией, они дарили массу удовольствия от вождения. Такова парочка великолепных родстеров марки Triumph — TR3 1958 года и Spitfire Mk III 1967 года, а также Austin Healy 100, производившийся в 1950—60-е годы в различных вариациях с 4- и 6-цилиндровыми моторами.

Есть и небольшой уголок американского автопрома той поры. Родстер Chevrolet Corvette 1962 года, конечно, машина замечательная, но представленный в музее Ford Thunderbird еще интереснее. Собственно, фордовская 2-местная модель стала ответом на появление на рынке Corvette, а данный экземпляр Thunderbird, увидевший свет в 1956 году, изначально принадлежал актеру и комику Дику Ван Дайку.

А у следующего автомобиля богатая родословная: в это трудно поверить, но основавший сегмент хот-хетчей легендарный Volkswagen Golf GTI Mk1 в 2026 году отметит полувековой юбилей. В далеком 1976-м Golf GTI первого поколения мог похвастаться отменными динамическими показателями: 110-сильная рядная «четверка» разгоняла машину до 100 км/ч примерно за 9 секунд, «максималка» достигала 182 км/ч. Изначально планировалось выпустить лишь 5000 экземпляров Golf GTI, но в итоге, как известно, счет пошел на миллионы.

Библиотека, реставрация и кое-что на продажу

Но одними машинами здесь не ограничились. В музее есть небольшой кинозал и библиотека, в которой собраны ценные автомобильные каталоги и периодика, оригинальные мануалы автомобилей разных годов выпуска, а также руководства по ремонту и реставрации редких и старинных машин. Все это здесь не просто так — у музея имеется собственный реставрационный центр.

— Ремонт и содержание всех этих раритетов — крайне нетривиальная задача. Одна из самых больших сложностей — это найти родные запчасти. Чтобы получить в итоге максимально аутентичный экземпляр, приходится тратить уйму времени и денег. Но оно того точно стоит! — говорит Марк.

На счету кузовщиков и механиков — старательно восстановленное купе Jaguar E-Type. Машину нашли зимой 2016 года в одной из мальтийских деревушек, где она простояла в гараже без движения почти 50 лет! Состояние было плачевным — потребовалось полное восстановление «убитого» спорткара с использованием оригинальных деталей. Теперь E-Type, которому подарили вторую жизнь, является настоящим бриллиантом в коллекции музея.

Jaguar E-Type

Рядом красуется еще один E-Type — белоснежный родстер 1970 года. Под капотом у него скрывается рядная «шестерка» 4.2 (265 л. с.), сблокированная с «механикой» на четыре передачи. С таким силовым агрегатом открытый всем ветрам E-Type мог разгоняться до максимальных 241 км/ч.

Некоторые из машин выставлены на продажу. Среди них, например, седан Alfa Romeo 2000 Berlina FNM 1960 года, оснащенный 2-литровым мотором (95 л. с.). Примечателен данный экземпляр тем, что был произведен не в Италии, а на заводе Fabrica Nacional de Motores в Бразилии. Просят за эту «Альфу» 20 000 евро.

Alfa Romeo 2000 Berlina FNM

А более скромный 2-дверный Fiat 600D 1962 года, кузов которого рисовала студия Vignale в Турине, оценивается в 16 500 евро.

Fiat 600D Vignale

Выбор покупателей
шарнирная конструкция, крепление устройства: зажим, установка в вентрешетку, зарядка беспроводная
42 л, для багажника, экокожа/оксфорд, крепление липучка, 2 отделения, 30 x 50 x 30 см

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by