В Боровой открылась экспозиция, посвященная истории развития АЗС (фоторепортаж)

 
4225
23 августа 2012 в 14:09
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Во время поиска экспонатов выяснился любопытный факт: оказалось, что в этом году исполняется 100 лет, с тех пор как была открыта первая заправка в Минске. Она располагалась в районе перекрестка нынешних ул. Немиги и ул. Мясникова. Время не сохранило ее для нас. Зато есть топливоперевозчики, колонки и бочки, которые дожили до наших дней и были реставрированы. На АЗС «А-100», расположенной в Боровой, открылась экспозиция, посвященная истории развития заправок.

Эксклюзивным экспонатом стал, конечно, Б3-42 на базе ГАЗ-АА аж 1936 года выпуска, который использовался как топливозаправщик. Удивительно, но машина до сих пор на ходу! Сейчас она в основном используется для съемок в фильмах. Подножки — из дерева, приборная панель самая простецкая, рычаг переключения передач выгнулся дугой.

— Мы его нашли совершенно случайно, — рассказывает начальник отдела маркетинга компании «А-100» Сергей Шопик. — Исполнительный директор увидел на улице, связался с владельцем. К сожалению, это временный экспонат. Сюда из уважения к годам его доставили на эвакуаторе. БЗ-42 на базе ГАЗ-АА можно будет увидеть только в первые дни размещения экспозиции.

Рядом автомобиль поновее — ГАЗ-53 (1988 г. в.), который здесь любя называют «Зинкой».

— Почему, кстати? — спросили мы.

— История группы компаний «А-100» началась в 1994 году с покупки первого бензовоза ГАЗ-53, который называли «Зинка». Продажа топлива с этого бензовоза принесла первую прибыль компании, и уже через год в нашем автопарке насчитывалось девять таких машин, — продолжает Сергей. — Автомобилисты со стажем должны помнить эти автомобили, которые в конце 1980-х — начале 1990-х появлялись в специальных местах и прямо с колес заправляли машины. Конкретно этот ГАЗ-53 развозил дизтопливо.

А вот нефтехранилище, которое можно увидеть разве что на старых нефтебазах. Сам резервуар был разработан инженером, ученым, изобретателем В. Г. Шуховым в 1883 году. Стены резервуара образуются рядом колец, склепанных из листового железа. Нижнее кольцо соединяется с днищем с помощью угольника. Сейчас такие конструкции уже не производят, хотя хранилища до сих пор изготавливают по принципу, предложенному Шуховым в конце 19 века.

Большая часть экспозиции — это масло- и топливораздаточные колонки.

Самая старая — 1947 года выпуска. Производилась на серпуховском заводе «Трест „ГАРО“» и рассчитана была всего на 10 литров. В то время водителям приходилось вручную закачивать топливо в бак.

Колонка производства чешской фирмы Adast была выпущена в 1976 году. Ее дизайн, надо признать, и сейчас выглядит достойно.

Для сравнения: вот колонка «Ливны-1», выпускавшаяся с 1985 года объединением «Промприбор». В те годы его продукция активно экспортировалась в дружественные страны. Говорят, такие колонки до сих пор установлены на некоторых АЗС в Индии и Алжире.

Эти небольшие желтые колонки были предназначены для раздачи масла. Их выпускали в 1960-х годах и использовали не только на АЗС, но и на СТО, рембазах и т. д.

Также представлено несколько переносных колонок. Как управлялись с бочкой, сложно себе представить. А вот конструкция с ящиком, у которого предусмотрены ручки, явно была поудобнее.

— Знаком дизайн этой 20-литровой канистры? Только она была произведена не в советское время, а в 1940-х годах в Германии, — продолжает Сергей Шопик. — Мало кто знает, что ее дизайн утверждало руководство вермахта в 1936 году. До этого топливо заливали в консервные банки. Но с началом Второй мировой войны возникла потребность в более удобной конструкции для переноски. Получилась канистра, которую потом производили во многих странах. Конкретно эту оставили немцы при отступлении, и ее любезно предоставил для экспозиции наш сотрудник, которому в свою очередь она досталась от деда.

Интересная история также связана с 200-литровой немецкой бочкой, в которую заливали топливо. Бочка как бочка. Но надпись! Сначала решили, что реставратор допустил ошибку в слове wehrmacht: вместо w там было v (впоследствии букву дописали маркером). Однако когда подняли фотоархив (прежде чем реставрировать экспонаты, сфотографировали со всех сторон), оказалось, что ошибка была в оригинале! Расстреляли ли тогда кого-нибудь за эту неточность, история умалчивает.

— Экспозиция будет постоянной, — говорит Сергей Шопик. — В перспективе она будет пополняться новыми экспонатами. У нас в запасе есть еще кое-что, но эти предметы находятся на реставрации. Как оказалось, в нашей стране их восстановить достаточно сложно. Разумеется, посещение экспозиции свободное.