«Москвич-407»: за 51 год ни одна из 45 лошадиных сил не ускакала (вне конкурса)

 
20 055
03 сентября 2012 в 19:01
Источник: Виктор Максимочкин. Фото: Влад Борисевич
Источник: Виктор Максимочкин. Фото: Влад Борисевич

«Хочу рассказать об автомобиле, который много лет служил нашей семье. Эта машина была куплена в далеком 1961 году моим дедом. Он ездил мало, так как был военнослужащим (полагался служебный автомобиль), ему, наверное, просто нравилось ощущение, что он обладатель собственного транспортного средства. Мой отец по молодости гонял на этом автомобиле на свидания к моей маме. Это первая машина, в которой я проехал за рулем у папы на коленках. Мне 40 лет, а я до сих пор вспоминаю, как напрягался и давил педаль своими сандаликами... Это советский легковой автомобиль малого класса „Москвич-407“, который серийно выпускался в 1958—1963 годах. Тогда для многих это была машина-мечта!» Сегодня о ней в рубрике «Авто моё» рассказывает Виктор Максимочкин, брат победителя первой части нашего конкурса.

Советский рестайлинг: 45 лошадиных сил, заправлять рекомендовали А-72!

За годы производства модели было выпущено в общей сложности около 359 980 экземпляров этого автомобиля. Один из них оказался в нашей семье (сохранилась табличка, где указаны номер двигателя, кузова и шасси).

Сколько их осталось в нормальном состоянии на сегодня? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос. Почему машина сохранилась у нас? Семейные традиции, знаете ли. Деда, к сожалению, уже нет в живых, да и отца тоже, так что автомобиль достался мне по наследству.

Дед очень его берег, отец тоже следил за ним... Вспоминаю, как когда-то уговорили деда поехать в лес за грибами. Уговорить было очень сложно, но удалось, и вот мы в пути. Готовы съезжать в лес. Вдруг останавливаемся, и дед командным голосом выставляет всех за борт: «А ну-ка, марш веточки обламывать — не дай бог кузов поцарапается!» Так что машина дошла до наших дней в родной краске.

Оригинальный пробег, ей-богу, составил всего 80 тыс. км. Техническое состояние — идеальное. Не верите? Посмотрите, даже магазинная пленка сохранилась на дверях изнутри...

Дед ни за что не давал снимать ее, говорил: «Так целее будет!» Много позже, когда появились первые телевизоры с дистанционными пультами, последние тоже заворачивали в пленку, и мне вспоминались эти слова деда. Но вернемся к автомобилю!

По сути, «Москвич-407» — это модернизированная версия 402-й модели, рестайлинг, как сказали бы сейчас. Правда, автомобиль был оснащен уже новым верхнеклапанным двигателем. Конструкция блока цилиндров зависела от имеющихся производственных мощностей московского завода. Так что блок получил новую алюминиевую «голову» и, разумеется, верхние клапаны. Получился мотор объемом 1,36 литра и мощностью 45 л. с.

Кроме того, появились стартер с пуском от ключа зажигания и молдинги на боковинах. На заводе рекомендовали заправлять бензином А-72 (!), хотя многие, знаю, заливали старый 66-й. Впрочем, кратковременно это допускалось. А еще «Москвич-407» стоил значительно дороже, чем 402-й, — 25 000 рублей против 15 000.

Все рычажки и переключатели как будто нарочно кто-то спрятал

Периодически я выкатываюсь на этой машине в город, чтоб не застаивалась... Приятно иногда погрузиться в ту эпоху и почувствовать себя советским товарищем.

Автомобиль полностью отличается от современных машин. Например, отсутствием боковых зеркал заднего вида. Приходится полагаться только на салонное.

Нет в 407-м и ремней безопасности, аварийки, форсунок омывателя лобового стекла и других привычных нам вещей, имеющихся в современных автомобилях. Впрочем, это даже придает дух первобытности.

Что совсем необычно для сегодняшних дней — кулиса КПП находится на рулевой колонке, без всяких обозначений. Кто не знает, даже не догадается. Особенно если нужно включить заднюю передачу.

А ручник спрятан под приборной панелью. Его Г-образная ручка — точь-в-точь как та, с помощью которой открывали и закрывали окна.

Включение фар, печки, обогатителя смеси (подсос), дворников тоже не обозначалось. Всё методом тыка! Иногда шучу над друзьями, говорю, в багажнике ящик пива, кто откроет — тому дарю! Ни разу рычажок никто не нашел.

А рычажок этот находится справа внизу возле заднего сиденья: его можно увидеть, если открыть правую заднюю дверь.

Открыть капот тоже достаточно затруднительно: рычаг расположен справа под панелью, под бардачком.

Чтобы завести этот автомобиль, нужно сделать несколько нехитрых операций. Сначала открыть капот, там найти рукоятку топливного насоса, закачать топливо в карбюратор, достать обогатитель, ключ на старт, и начинается чудо! Этот звук двигателя словно как песни из наших любимых фильмов Гайдая. Запах выхлопных газов тоже придает тот забытый шарм. Сцепление, передача, и мы поехали. Двигатель со своими 45 «лошадями» начинает медленно, но верно везти нас вперед к светлому будущему.

Маленький пенек белого цвета на рулевой колонке — не что иное, как переключатель поворотов, а скоба внизу руля — это клаксон.

Радио «Ностальжи»

Радио, к сожалению, не ловит никаких волн. Ведь средние и короткие также ушли в прошлое... Зато сам ящик весит под 5 кг!

По дороге невольно начинаешь обращать внимание на улыбки прохожих, а особенно людей возраста моего отца или деда. Этот автомобиль точно не оставит их равнодушными. Да, это не «Волга», не «Победа» и тем более не «Чайка», но «Москвич-407» долго служил нашей семье и был верным другом.

Кстати, служила эта машина не только советским людям. На форуме любителей ретроавтомобиля я узнал, что более половины 407-х уходило за рубеж. Ладно, если бы только в социалистические страны. Нет, и по дорогам Финляндии, Норвегии, Франции бегали эти неказистые с виду машинки. Конечно, в советское время на экспорт шло все самое лучшее. Здесь тоже версии заметно отличались. Ну во-первых, они были двухцветными, а во-вторых, экстерьер был побогаче. Говорят, на одной из центральных улиц Карачи (Пакистан) какое-то время висел плакат: «Ездите на „Москвиче“ ― лучшем малолитражном автомобиле мира».

«Москвич-407» был популярным и выпускался в разных модификациях. Например, была версия для службы такси — с таксометром и зеленым огоньком, воспетым Михаилом Боярским. Также выпускался специальный автомобиль для инвалидов-колясочников — с ручным управлением сцеплением и тормозной системой. Интересный момент: была модификация специально для южного климата. Правда, что там было южного, сказать не могу. Врать не буду.

* * *

У меня очень много воспоминаний связано с этим автомобилем. Память — самое дорогое, что может быть! Я не хотел хвалить эту машину, говорить, что она лучшая, и тем более с кем-то соревноваться... Я просто рассказал об одном из образцов отечественного автопрома, который сохранился до наших дней и, несмотря на возраст, выглядит более чем достойно.

В связи с появившимися сомнениями по поводу принадлежности автомобиля автору текста, редакция приняла решение исключить материал из конкурса.