Сегодня в Минске состоялась презентация уникальной для нашей страны книги «История АЗС в Беларуси. День за днем». Книга рассказывает о том, как заправлялись первые автомобили, как хранилось топливо, как его транспортировали, как пришли к пониманию необходимости создания «отдельно стоящих заправочных пунктов» для автотранспорта. Как описано в «Истории», первая заправка общественного пользования в нашей стране появилась в 1932 году — в Минске, в районе пересечения улиц Немига и Романовская Слобода. На тот момент по дорогам страны ездило всего 735 автомобилей. Власти решили, что одной АЗС будет достаточно.
Как сказано в книге, первый автомобиль на территории Российской империи появился осенью 1891 года в Одессе. Это был Panhard & Levassor, он принадлежал редактору газеты «Одесский листок». В 1895 году автомобиль появился в Беларуси. К 1915 году парк машин составлял 10—20 авто. Они принадлежали губернатору Минска, командиру 4-го армейского корпуса, аристократу-спортсмену. Корова в те времена стоила 5 рублей, велосипед — 75, а автомобиль — 2000.
Первой в мире автозаправкой можно считать аптеку в городе Вислох (Германия). В 1888 году жена промышленника Бенца совершала длительную поездку и топливо в пути закончилось. Она остановилась в аптеке — тогда там продавался бензин, он использовался как антисептическое средство и как пятновыводитель.
Поначалу в Минске заправлялись «из бочек». Потом появились ведомственные заправки. Первая из них была организована в 1929 году в гараже Автоуправления Минского Окрисполкома, который располагался в районе нынешней ул. Фабрициуса. В 1928 году в стране было 184 автомобиля. Ну а позже (в 1932 году), с развитием автомобилизации, появились заправки общественного пользования.
С тех пор миновало около 80 лет. Сегодня по уровню автомобилизации Беларусь обгоняет многие страны. В России на тысячу жителей приходится 230 авто, в Польше — 243, в нашей стране — 261. По данным за 2011 год, на одну АЗС в РБ приходится 3480 автомобилей, есть также другая статистика — на миллион белорусов приходится 75 АЗС.
Автором книги стал Владимир Воложинский, эксперт по истории белорусской столицы, автор проекта «Минск старый и новый».
Издание вышло небольшим тиражом — 1000 экземпляров. Навряд ли ее можно будет встретить в магазинах. Ожидается, что книга будет передана главным библиотекам Минска и профильным учебным заведениям.