Когда я узнал, что на Парижский автосалон буду добираться не на самолете, а на машине, то даже обрадовался. Передвигаясь над Европой по воздуху, ты ничего не видишь, кроме нескольких аэропортов и ухоженных полей сквозь облака. А на автомобиле ты можешь остановиться в любом месте, заехать в интересующие города и познакомиться с новыми местами. Для того чтобы разнообразить поездку, мы решили слегка отклониться от маршрута и заехать в Нормандию — с целью посещения острова-крепости Мон-Сен-Мишель и места, где 6 июня 1944 года произошла высадка американских войск в рамках операции «Оверлорд».
День первый: добираемся до западной границы Польши
Вещи сложены, такси вызвано. Точка отправления — станция метро «Институт культуры». Выезжали мы в восемь часов утра, чтобы к полуночи успеть в нашу первую точку — польский город Слубице. Он расположен прямо на границе с Германией, и мы решили переночевать именно здесь, т. к. гостиницы в самой Германии стоят дороже. Официальный дилер Kia, сотрудник которого стал одним из трех участников поездки, предоставил нам дизельный универсал Kia Cee’d 2012 года выпуска (но первого поколения) с двигателем объемом 1,6 литра. 534-литрового багажника с лихвой хватило для загрузки вещей трех человек. Даже шторку закрыли. Итак, расселись по местам и в путь!
До польской границы добирались по трассе М1. На большей части этой дороги разрешенная скорость — 120 км/ч. Без зазрения совести разогнались до 125 км/ч и установили в навигаторе первый пункт назначения. Показало 1000 с лишним километров. Учитывая, что все трое взяли с собой водительское удостоверение, местом за рулем менялись через 300—400 км. На М1, особенно в Брестской области, важно обращать внимание на знаки ограничения скорости. Трасса проходит через населенные пункты, и, зазевавшись, можно попасть на штраф.
Перед Брестом я сел за баранку, и мы заехали на АЗС. Датчик уровня топлива показывал еще почти половину, но учитывая разницу между нашими и европейскими ценами на дизель, нерационально было бы въезжать в Польшу не с полным баком. На границу прибыли где-то в начале первого. Субботний день и отличная погода обещали длинную очередь на белорусско-польской границе, но уже спустя час с копейками мы мчали в сторону Варшавы по территории ЕС.
Проехав несколько десятков километров после границы, остановились пообедать. Придорожных кафе в Польше достаточно много, и кормят там неплохо. На обед мы заехали в кафе небольшого отеля под названием Pajero. Может быть, от того, что мы были довольно голодны, а может быть, от того, что мы привыкли к белорусским порциям в заведениях, заказали там и суп (знаменитый польский «журек»), и горячее, и салат. Съесть все это мы бы не смогли даже на спор, поэтому горячее нам запаковали с собой.
Трасса от границы до Варшавы проходит через большое количество населенных пунктов, где скорость ограничена 50 км/ч. В своем большинстве водители соблюдают все ограничения скорости, т. к. кроме многочисленных камер здесь часто стоят полицейские с радаром. Прямо при въезде в одну из деревень нас остановили на скорости 62 км/ч. В итоге просто попросили больше не нарушать и отпустили. На радарах у польских полицейских нет изображения машины — только скорость и время. Но на вопрос: «Почему вы решили, что именно мы превысили (поток движения был очень интенсивным)?» польские стражи порядка сильно обижаются.
После Варшавы выехали на автобан, ведущий в Познань. Эта трасса относительно новая (навигатор даже не знал, что она уже достроена), и на ней часто встречаются пункты оплаты. Допустимая скорость — 130 км/ч. Весь поток едет 140. В Слубице приехали, как и планировали, к полуночи. Заселились в небольшую гостиницу. Учитывая, что кухня здесь уже не работала, запакованное днем горячее оказалось весьма кстати.
День второй: проехать через всю Германию и прибыть в Брюссель
Позавтракав рано утром, вбили в навигатор вторую точку ночевки — Брюссель. Еще до конца не прогрелся двигатель, а мы уже двигались по объездной немецкого города Франкфурт-на-Одере. Автобан Е30, с которого начался наш второй день, вел нас в сторону Магдебурга. На большинстве участков данной трассы скорость вовсе не ограничена, поэтому соваться в левый ряд следует только при «острой необходимости». После белорусских дорог мне было непривычно видеть, что никто не едет по левой или даже средней полосе при свободной правой. Абсолютно все водители съезжают в крайнюю правую полосу после опережения. Мы ехали в среднем 140—150 км/ч, иногда разгоняясь до 170 км/ч.
Многие ошибочно думают, что немецкие автобаны — чуть ли не самые лучшие в Европе. На самом деле дорожное покрытие куда лучше в Бельгии или во Франции. Но у скоростных дорог Германии есть два важных преимущества: 1) они все бесплатные; 2) на многих нет никаких ограничений скорости. Именно поэтому если ты не едешь 170 км/ч, в левый ряд лучше даже не соваться. Часто можно встретить Porsche, Aston Martin, Lamborghini или другие спорткары, рассекающие воздух над крайней левой на скорости 250+ км/ч. Посмотрел в зеркало заднего вида — вроде никого. Начал перестраиваться, и у тебя возле заднего бампера уже оттормаживается Aventador.
Передвигаешься по таким трассам, конечно, быстро (иногда кажется, что 100 км проезжаешь чуть ли не за полчаса), но сам процесс очень напряженный. Расслабиться за рулем практически невозможно. Поэтому через каждые 200—250 км мы останавливались передохнуть или сменить водителя. Благо мест для отдыха на автобанах хватает. Проезжая возле Магдебурга, заехали посмотреть на знаменитый водный мост (еще это место называют «перекресток рек» или «река над рекой»). Это уникальное строение было возведено для соединения двух каналов (Среднегерманского и Эльба-Хафель).
Идея строительства данного моста появилась еще в 1919 году, но план все время откладывали из-за войн, деления Германии и отсутствия средств. В итоге река над рекой появилась лишь в октябре 2003 года. На строительство 918-метрового моста ушло около 500 млн евро. Теперь мост соединяет внутренний порт Берлина с портами на Рейне. Это очень красивое место, но всю уникальность конструкции понимаешь лишь взглянув на фотографии, сделанные с высоты. Для того чтобы подъехать к этому мосту, необходимо свернуть с автобана Е30 в сторону городка с труднопроизносимым названием Siedlung Schiffshebewerk. Также здесь расположен завод, выпускающий лопасти для гигантских ветрогенераторов.
Пообедали возле Брауншвейга, где как раз проходили местные соревнования по бегу, спонсором которых, судя по всему, была компания BMW. После этого до Брюсселя ехали фактически без остановок. Перед въездом в Бельгию проехали по территории Нидерландов. Качество дорог здесь лучше, чем в Германии, но больше 130 км/ч ехать нельзя. В принципе, после немецких автобанов здесь даже расслабляешься. В Брюссель прибыли в 10 часов вечера, но долго искали отель (навигатор вел через закрытые пешеходные улицы) и место парковки.
День третий: отправляемся в Нормандию
На третий день у нас был запланирован самый короткий переезд — всего 600 км. В связи с этим мы полдня пробыли в бельгийской столице. Прогулялись по центру и посетили одну из главных достопримечательностей города — Атомиум. Рядом с ним расположен парк «Мини-Европа», где представлены копии самых красивых монументов ЕС в масштабе 1:25. Паркинг в городе стоит от 2 до 10 евро в зависимости от места. На первых уровнях закрытых стоянок обычно все места уже зарезервированы за определенными машинами (на стенах имеются таблички, дублирующие номерные знаки).
После обеда выдвинулись в третью точку нашего маршрута — на северное побережье Франции. Вообще, если бы мы не собирались заезжать в Нормандию, то в Париж прибыли бы на день раньше, а так пришлось делать небольшой круг. По дороге было расположено большое количество интересных деревушек, завораживающих своими тихими пустыми улочками, но передвигались мы в основном по автобанам.
На всех французских дорогах действуют ограничения скорости. На автобанах это отметка в 130 км/ч. Водители традиционно превышают лимит на 10 км/ч. В целом передвигаться по французским загородным трассам, также как и по мелким городкам, очень приятно. Водители приветливые, всегда пропустят. Аварийкой в Европе никто никого не благодарит (ограничиваются поднятой ладонью). Дальним светом в крайней левой моргать на автобанах не принято (вместо этого включают левый поворотник). Самое главное при передвижении по автобанам Франции — это быть готовым выкладывать через каждые 30—50 км (а иногда и чаще) по несколько евро. За все наше путешествие французские дороги «вытянули» около 50 евро.
Заночевали мы в прекрасной усадьбе рядом с городом Кан (комната с тремя кроватями и включенным завтраком обошлась всего в 100 евро).
День четвертый: знакомимся с Нормандией и направляемся в Париж
С самого утра мы отправились к мемориальному комплексу в Кольвиль-сюр-Мер. Здесь 6 июня 1944 года произошла высадка американских войск в рамках операции «Оверлорд». Именно поэтому часть комплекса — это самое большое в мире американское кладбище, расположенное не на территории США. Неподалеку — схема военных действий, куда до сих пор приезжают американские ветераны. Весь комплекс размещен возле пляжа Omaha, который известен многим по фильму «Спасти рядового Райана».
На самом пляже обычно безлюдно, т. к. к нему необходимо долго спускаться, а смотреть особо не на что — песок да вода. В близлежащих деревушках возле домов часто можно встретить американские флаги. Туристы из США и Англии приезжают в эти места очень часто.
После Кольвиль-сюр-Мера мы отправились на запад, в сторону острова-крепости Мон-Сен-Мишель. Если верить «Википедии», этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Мон-Сен-Мишель, Томблен и Монт-Доль). На острове расположен небольшой город, который существует с 709 года. В настоящее время он насчитывает лишь несколько десятков жителей. С 1879 года остров связан дамбой с материком. Весьма впечатляющее место, но под дождем мы решили не задерживаться там долго и вбили в навигатор финальную точку — Париж.
Погода окончательно испортилась, и во французскую столицу мы добирались под проливным дождем. Пока до Парижа оставалось больше 100 км, дороги были пустыми. Но по мере приближения к городу автобан становился все более и более загруженным. Последние пару десятков километров можно назвать «тягучкой». Дорожного затора не было, но скорость снизилась до 50—60 км/ч. Наша гостиница находилась прямо возле парижской объездной, поэтому по городу крутиться не пришлось. Развязки в европейских городах такие, что не всегда поймешь, куда где заезжать, и намотать лишних 5—10 км можно без труда.
Обратный путь
По дороге обратно мы не заезжали в Нормандию, поэтому сэкономили один день. Первым городом, где мы переночевали, стал немецкий Дюссельдорф. Проехав на следующий день всю Германию и часть Польши, остановились в Варшаве. Поздно вечером следующего дня уже были в Минске.
За поездку автомобиль ни разу нас не подвел. Средний расход топлива составил 5,4 литра дизтоплива на сотню. В общей сложности мы проехали примерно 5,5 тыс. км. Модель Kia Cee’d, которую мы получили для поездки, была в базовой комплектации. Единственное, чего мне не хватало в этой машине, так это круиз-контроля. В некоторые дни мы практически всегда находились в автомобиле. Я успел проехать как за рулем, так и на всех остальных местах. Пространства на заднем ряду хватало даже для того, чтобы выспаться. У модели неплохая управляемость в условиях европейских дорог. До скорости 150 км/ч в машине относительно тихо и комфортно. После — некритичная, но вполне заметная вибрация появляется по всему кузову и особенно на руле.
Основные затраты:
Статья про Парижский автосалон.
Выражаем благодарность автоцентру «Атлант-М Боровая Kia» (официальный дилер Kia в Республике Беларусь) за помощь в организации поездки.