Уроки истории. Где заправлялась жена Карла Бенца и когда появились первые АЗС в Беларуси

 
12 368
13 ноября 2012 в 19:11
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси»
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси»

Сложно представить, как изменилась бы жизнь, исчезни вдруг завтра топливо. И кажется просто невероятным, что еще 125 лет назад его использовали лишь как антисептическое средство. Менее чем за 20 лет бензин превратился из жидкости, продаваемой в аптеках, в стратегический товар, из-за отсутствия запасов которого Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. Но — обо всем по порядку. Onliner.by продолжает знакомить своих читателей с самыми интересными фрагментами книги «История АЗС в Беларуси», изданной сетью АЗС «А-100».

История появления АЗС

29 января 1886 года считается днем рождения первого в мире бензинового автомобиля. Именно тогда немец Карл Бенц получил патент на машину, представлявшую собой двухместный экипаж на высоких колесах со спицами. Но прежде чем автотранспорт получил широкое распространение, прошло еще несколько десятилетий.

Двухместный экипаж Карла Бенца

До конца Первой мировой войны автомобили постепенно заменяли гужевой транспорт, несильно превосходя его по функциональности. Они доставляли пассажиров и грузы к поездам и пристаням, перевозили их внутри города, использовались в районах, лишенных железных дорог и речных путей. Однако уже в 20-х годах ХХ века автомобильный транспорт составил серьезную конкуренцию железнодорожному и внутреннему водному транспорту.

Первый мотоцикл, 1885 г.

В свою очередь, развитие автомобильного транспорта стало стимулом к активному созданию и сопутствующей инфраструктуры — дорог, гаражей, автобаз, СТО, заправочных станций.

Бензин из аптеки и бочки на перекрестке

Правда, в начале ХХ века автозаправочных станций в привычном для нас виде еще не существовало. Владельцы автомобилей покупали топливо на торговых предприятиях и сами обеспечивали его хранение. В случае необходимости бензин можно было купить в аптеках, поскольку он применялся и как антисептическое средство. Кстати, и первой «заправочной станцией» в мире стала именно аптека в городе Вислох (Германия). Там жена Карла Бенца наполнила бак машины, на которой она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфарцхайм в 1888 году.

Первая аптека-АЗС

Спрос на автомобильное топливо непрерывно рос. И конечно находились те, кто стремился сделать на этом бизнес и открывал специальные торговые предприятия по продаже бензина.

Одна из первых автозаправочных колонок. США, 1900 г.
Одна из первых автозаправочных колонок. США, 1900 г.

В скором времени появились и первые заправочные пункты — в гостиницах, ремонтных мастерских, на перекрестках дорог и улиц. На уличных заправках бочки с бензином обычно зарывались в землю рядом с тротуаром, а заправка производилась с помощью ручных насосов.

1910 г.

От бочки с топливом — к придорожному сервису

Первая «настоящая» АЗС была открыта в 1907 году в США, когда компания Standard Oil of California, ныне известная как Chevron Texaco, построила в Сиэтле первый из специализированных «топливных» магазинов. Первые АЗС представляли собой небольшие домики, рядом с которыми стояли бочки с топливом, снабженные ручными насосами.

С ростом популярности автомобилей стали появляться заправочные пункты более совершенного типа. Конкуренция стимулировала поставщиков топлива к созданию дополнительных сервисов и удобств для автомобилистов. Так при АЗС появились закусочные, туалеты, посты по мойке и техническому осмотру машин, выставочные и торговые помещения.

Одна из первых автозаправочных станций ВР

Первые белорусские торговцы бензином

В Минской губернии склады горючего появились в 1887 году. Именно тогда в Минске начало свою деятельность товарищество братьев Нобель, чей склад находился на улице Вокзальной, 7, напротив Виленского вокзала. Одни из первых действующих на постоянной основе складов были открыты в конце 1890-х годов в Витебске и Орше.

Рекламный плакат товарищества братьев Нобель

К началу Первой мировой войны на территории нынешней Беларуси торговлей нефтепродуктами занималось около двух десятков бизнесменов. Среди них — братья Меркульевы (АО «Океан», склады в Гомеле, Минске, Мозыре, Петрикове, Лоеве), купцы Быховские (Пинск), Иероним Кеневич (станция «Копацевичи»), Шмерк Мнухин (Витебск) и другие.

«Война моторов»

В начале ХХ века было уже очевидно: нефтепродукты становятся стратегическим товаром. Первую мировую войну по праву называли «войной моторов». Вся техника — автомобили и танки, авиация и военные корабли — требовала колоссального количества топлива. Страны Антанты, обладая огромными запасами нефти, довели суточное потребление бензина своими войсками до 12 тысяч тонн. У Германии и ее союзников собственных запасов нефти не было — и историки считают это одним из главных факторов поражения германской коалиции.

Современники формулировали насущные нужды людей той эпохи в четырех словах: домашний кров, вода, каравай хлеба и бензин. Становилось понятно: наступила «нефтяная эра» и бензин начал играть огромную роль не только в военной, но и повседневной жизни всего мира.

Первые бензовозы

Читайте также:

Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла