Уроки истории: первую минскую заправку открывали дважды

 
8345
02 февраля 2013 в 16:49
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Еще до Октябрьской революции во многих городах Беларуси работали пункты продажи бензина и керосина. Однако общественные бензораздаточные станции современного образца появились лишь в 1930-х годах. Onliner.by продолжает знакомить читателей с самыми интересными фактами и кадрами из книги «История АЗС в Беларуси», изданной сетью АЗС «А-100». И сегодня речь пойдет о первой заправочной станции в Минске.

Неожиданное открытие в истории белорусских АЗС

Долгие годы считалось, что первая общественная бензозаправочная станция начала работать в Минске лишь в 1946 году. Такие сведения были опубликованы и в энциклопедическом справочнике Минска, выпущенном в 1983 году. Однако авторам книги «История АЗС в Беларуси» при подготовке издания удалось выяснить, что на самом деле первая АЗС появилась на минских улицах на 14 лет раньше! Она была открыта в 1932 году на пересечении улиц Немиги и Ново-Московской (нынешнее название — Мясникова) и располагалась напротив обувной фабрики (ул. Немига, 36).

В течение нескольких лет АЗС №1 обеспечивала всех автомобилистов столичного региона топливом. И одной колонки на весь город было достаточно, поскольку число автомобилей ограничивалось лишь несколькими сотнями. Так, в 1928 году в Беларуси было всего 184 автомобиля, а на 1 октября 1930-го в БССР состояло на учете 511 машин.

Спустя еще 7 лет начала работу и вторая минская АЗС, расположенная на ул. Красной, 45.

Место для первой АЗС было выбрано не случайно

Стоит отметить, что история старейших улиц Минска — Немиги и Ново-Московской — всегда была богатой на важные события. Неподалеку находились Менский замок, рынки, важнейшие храмы. Эти улицы в начале ХХ века были западными воротами города.

Вплоть до середины прошлого столетия данный район был застроен плотными рядами двух- и трехэтажных каменных зданий, на первых этажах которых располагались многочисленные лавочки и мастерские. Довольно узкая — шириной всего 4—4,5 метра — улица всегда была заполнена гужевыми повозками и автомобилями. Останавливался этот транспортный поток лишь во время наводнений, случавшихся здесь весьма регулярно по вине коварной речушки Немиги. Современные минчане легко представят улицу 100 лет назад, ведь она не так уж и сильно изменилась: магазины, множество транспорта и периодические подтопления после сильных дождей.

Размещение первой АЗС в этом районе было вполне оправданно: здесь было больше всего автомобилей, причем не только местных жителей и организаций, но и приезжих из других населенных пунктов.

Послевоенная история АЗС №1: годы напряженной работы и печальный финал

После окончания Великой Отечественной войны АЗС №1 возобновила свою работу только в июле 1946 года. Именно ее повторный «старт» и был принят многими историками за открытие, что породило досадное недоразумение с возрастом бензозаправки.

Теперь станция была оборудована двумя новыми трофейными бензоколонками, здесь же торговали автолом и солидолом по талонам. На территории АЗС были установлены два резервуара для хранения бензина общим объемом более 15 тысяч литров. Первоначально на ней работали всего семь человек, но за несколько лет штат увеличился до 20 человек.

Планировалось, что в 1959 году станция будет отремонтирована и модернизирована. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Обе минские АЗС были безвозмездно переданы на баланс централизованной системы по реализации нефтепродуктов — Белнефтеснабсбыта. И обновление старейшей бензозаправки было отложено. Во второй половине 1960-х годов из-за начавшейся реконструкции улицы Немиги АЗС №1 была снесена.

Несмотря на весьма печальное окончание истории первой белорусской АЗС, она стала важнейшей вехой в развитии отечественной топливной отрасли. Сохранившиеся фотографии и письменные свидетельства как нельзя лучше доказывают это.