6884
25 ноября 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Роман Пастернак, коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Роман Пастернак
Спецпроект

Взяли старую запись видеорегистратора и проехали по тому же маршруту. Как изменился Минск за 12 лет

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Роман Пастернак, коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Роман Пастернак

Согласитесь, Минск здорово изменился за последнее десятилетие. И это касается не только новых районов, но и тех мест, где, казалось бы, все давно построено, организовано и оформлено. Причем мы говорим не только про архитектуру, но и про дороги, инфраструктуру, общественный транспорт и прочее. Убедились в этом сами в совместном проекте с BAIC.

Идею подсказал ролик в TikTok: пользователь под ником redzub повторил проезд на своем автомобиле по тому же маршруту, который он совершил 12 лет назад, и сравнил увиденное, совместив два видео. Мы попросили у него оригинальную запись 2012 года и сами проехали по тем же столичным дорогам, зафиксировав те изменения, которые произошли на этих улицах за последние 12 лет. Даже несмотря на то, что мы оказались ограничены вполне конкретными участками улицы Притыцкого и проспекта Независимости, фактуры оказалось достаточно, чтобы пережить не один приступ ностальгии и вспомнить о том, что кажущиеся сейчас привычными виды совсем недавно были другими.

Белый храм и напоминания о буме ТРЦ

Маршрут начинается с выезда на улицу Притыцкого, и вот вам первое отличие от поездки образца 2012 года — наличие выделенной полосы для движения маршрутных транспортных средств. Раньше ее здесь не было.

Вообще, участков с такими полосами в столице заметно прибавилось в 2019 году — тогда их ввели на ряде улиц и проспектов для транспорта Европейских игр, которые принимал Минск. По окончании игр эти полосы оставили уже для общественного транспорта и электромобилей, так что в последние несколько лет выделенки — привычный элемент дорожной сети.

А первый же пешеходный переход напоминает об экспериментах в области технического обустройства подобных объектов. В данном случае речь идет о дополнительной подсветке: если для водителей загорается запрещающий сигнал, то красным светят и огни на мачте светофора. Ну а если ехать можно, то все горит зеленым. Казалось бы, мелочь, но это решение призвано повысить безопасность пешеходного перехода.

Белая церковь справа по ходу движения — это Соборный храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Нынешний вид он приобрел в 2016 году, когда были завершены работы по отделке фасада, и здание стало белым. До этого несколько лет можно было наблюдать стены из красного кирпича.

Еще разительнее пейзаж изменился слева по ходу движения. На видео 2012 года можно мельком увидеть стройку — а сейчас там расположено несколько давно функционирующих объектов.

Прежде всего это 15-этажное здание главного офиса «Белгазпромбанка», которое впечатляет нетривиальной архитектурой. Особенно эффектно объект выглядит в вечернее время, когда включается подсветка. Его строительство началось в 2013 году и было завершено осенью 2015-го. А по соседству видим торговый центр «Скала», который открылся в конце 2013 года.

В первой половине 2010-х Минск переживал бум строительства торговых центров, о чем напоминают и другие объекты на нашем пути. Например, справа, рядом с Ледовым дворцом, мы видим ТРЦ «Тивали», который заработал в 2015 году. Совсем недавно он прирос вторым корпусом Urban. По соседству высится 17-этажный бизнес-центр «Фортуна», который был построен в 2017-м.

Эти здания заметно изменили облик квартала, а еще неизбежно повлияли на дорожную обстановку. Несмотря на наличие паркинга, близлежащие парковки забиты транспортом, а на подъездах к ним порой творится настоящее броуновское движение.

В 2012 году рядом с гостиницей «Орбита» еще был газон — долгострой под названием «Строительство торгово-развлекательного центра „Гулливер“» появился позднее. Его возведение затянулось почти на 10 лет, но так и не было завершено. Теперь же на этом месте ведется активное строительство нового жилого комплекса, который будет включать два каркасных жилых дома повышенной комфортности и четыре более простые панельки.

И это тоже примета времени: давно обжитые районы Минска уплотняются, рядом со старыми жилыми зданиями вырастают новые многоэтажки и появляются целые кварталы.

«Не-Кемпински», белые вазы и приоритет «электричкам»

Следуя по маршруту записи 2012 года, мы оказываемся в самом центре Минска, на проспекте Независимости. Казалось бы, ну какие принципиальные изменения могут быть в этой части города?

На самом деле здесь появилось несколько новых зданий. Так, проезжая Октябрьскую площадь, вместо старого Музея истории Великой Отечественной войны, снесенного в 2014 году, можно видеть современный бизнес-центр Capital Palace, который построили в 2020-м.

А рядом с цирком высится комплекс зданий, получивший народное название «не-Кемпински». Строительство объекта началось в 2011 году. В его состав должен был войти отель Kempinski, который планировали открыть в 2014-м к чемпионату мира по хоккею. Сдать комплекс к этому сроку не удалось, затем он вообще превратился в долгострой, который по итогу выкупил «Сбер Банк». В результате строительство закончили только в 2022 году, и теперь это комплекс бизнес-зданий, в котором располагается штаб-квартира «Сбера».

Как раз в этом месте вдоль проспекта идут балюстрады с расположенными на них вазами. Последние сейчас окрашены в белый цвет (если точнее, это оттенок слоновой кости), что соответствует их историческому виду. Но на видео 2012 года вы можете увидеть совершенно другой цвет — желтый. Вазы перекрасили весной 2020-го после петиции горожан.

Но какие еще изменения, кроме архитектуры, можно заметить? Выделенная полоса на проспекте Независимости была и раньше, однако теперь она лучше выделена дорожной разметкой и водители обычного транспорта на нее стараются не заезжать. Кажется, что раньше нарушений по этой части было больше. Но тогда и камер не было. А сейчас, если верить табличкам, они есть.

Зато теперь по этой полосе уверенно мчат электромобили. Во-первых, им разрешено, а во-вторых, сейчас их стало очень много. То же и с китайскими машинами: 12 лет назад это была практически экзотика, а теперь «китайцы» повсеместно, даже в такси. Точнее, в «Яндексе» — в 2012-м под словом «такси» мы подразумевали традиционные службы (помните номера 7788 и 135?), и автомобили тогда были с желтыми регистрационными знаками. Теперь — с обычными. А некоторые — с зелеными, потому что и здесь не обошлось без электромобилей.

Если в старом видео мелькают желтые маршрутные «Газели», то сейчас их нет, в основном ездят Mercedes Sprinter (но ведь похожие были и раньше). В той записи вообще присутствует автомобильная техника, которая сейчас встречается на столичных улицах нечасто. Например, несколько раз в кадре появляются автобусы МАЗ-152 и седаны ВАЗ-21099. Попробуйте их найти в потоке сегодня.

Чтобы понять, как изменился городской общественный транспорт, стоит опять обратиться к записи 2012 года. К примеру, она напомнит о том, что в то время все столичные автобусы были зеленого цвета. И, конечно, это были более старые модели МАЗ. Сейчас же фирменная ливрея минских автобусов — желтого цвета. В такой же выкрашены и электробусы, которые также являются приметой нашего времени. А вот столичные троллейбусы и в 2012-м были салатового цвета, но тогда среди них не было современных моделей с автономным ходом.

Кстати, преобразились и павильоны на остановках. В 2012 году они были с прозрачной зеленой крышей, а сейчас это конструкции, окрашенные в коричневый цвет. Ну и электронных табло на остановках, сообщающих о графике движения транспорта, в 2012-м не было.

И снова об организации дорожного движения. В свое время на площади Победы изменилась разметка и, соответственно, направление движения по полосам. Помнится, не все водители быстро адаптировались к изменениям, но со временем лишних перестроений и спорных ситуаций стало меньше и в целом проезжать эту круговую развязку стало удобнее.

А на площади Калинина появились две дополнительные полосы, выделенные специально для поворота налево и высвобождающие левый ряд для движения прямо. Удобное решение, которое активно применяется на столичных улицах уже несколько лет. Правда, проспект Независимости в этом плане как раз достаточно консервативен: в тех редких случаях, когда там разрешен поворот налево, он чаще всего осуществляется с крайней левой полосы без «отростков».

На самом интересном месте

Запись 2012 года обрывается на подъезде к пересечению с улицей Филимонова. Тогда там был перекресток со светофорным регулированием — известное место заторов. Строительство двухуровневой развязки начали в 2014-м, а закончили летом 2016-го. И теперь транспорт беспрепятственно движется по путепроводу, чтобы побыстрее доехать до очередных светофоров рядом с Dana Mall. Ох, это место тоже сильно изменилось за последние годы, но на видео его уже нет, так что не будем углубляться.

Лучше заметим, что в 2010-х в Минске вообще появилось много двухуровневых развязок — некоторые из них строили к чемпионату мира по хоккею 2014 года. А открытую в 2012-м развязку на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова выполнили в трех уровнях — уникальное для города решение.

На записи 2012 года не видно Московского автовокзала, но он в то время еще был. Его снесли в 2014-м, а через год на этом месте началось строительство многофункционального комплекса «Газпром центр», причем среди зданий был запланирован и небоскреб высотой более 180 метров. Но в какой-то момент работы приостановили, а объект законсервировали на несколько лет. Строительство возобновили лишь в прошлом году, а сам проект был частично пересмотрен. Но обещанный небоскреб остался, работы над ним ведутся.


Как видим, за 12 лет Минск заметно изменился даже в консервативных местах с существующей застройкой. В некоторых случаях появление новых зданий потребовало сноса старых объектов, где-то имело место уплотнение, и, увы, кое-где не обошлось без долгостроев.

А если бы мы проехали по другим улицам, посетили бы другие районы, то увидели бы просто грандиозные изменения (чего стоят, например, «Минск-Мир» и «Новая Боровая»).

На нашем маршруте обошлось без кардинальных изменений дорожной сети, если не считать двухуровневую развязку на финише. При этом стоит отметить изменения в организации дорожного движения — например, в том, что касается выделенных и левоповоротных полос, обустройства пешеходных переходов и так далее. Изменился общественный транспорт, появились электробусы, а конкуренцию традиционным службам такси составляет «Яндекс». И, конечно, преобразился автопарк, который дал заметный крен в сторону китайских моделей — как обычных, так и электрических.

Пожалуй, стоит сохранить эти записи, чтобы через 12 лет снова проехать по этому же маршруту и в очередной раз оценить масштаб изменений.


Реклама

ООО «Автосалон-АВ» — компания с опытом 30+ лет в продажах и обслуживании автомобилей и безупречной репутацией, импортер ряда премиальных автомобильных брендов: Porsche, Audi, Bentley.

В 2023 году ООО «Автосалон-АВ» открыло «BAIC Центр Минск». Второй салон BAIC расположился в Гомеле на ул. Советской, 119.

Автомобили BAIC в кредит, лизинг и трейд-ин, официальная гарантия 5 лет / 150 000 км пробега и запчасти в наличии в Гомеле и Минске.

Спецпроект подготовлен совместно с ООО «Автосалон-АВ», УНП 100367384.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by