Сегодня важнейший день судебного заседания и в целом всего дела. Был оглашен приговор водителю Porsche, который совершил смертельный наезд на мальчика возле школы №23 в Минске, — 4 года колонии поселения (многие ошибочно сообщают, что исправительной колонии общего режима). Обвиняемый остается под стражей. Адвокат мужчины еще до судебного заседания заявил, что будет обжаловать приговор в случае признания виновным его подзащитного. Напомним, что для этого есть 10 дней, и приговор не считается вступившим в силу. Родственники погибшего мальчика воздержались от оценок после оглашения решения суда. Адвокат водителя считает наказание суровым, учитывая обстоятельства.
15:50. Корреспонденты Onliner позвонили в администрацию Фрунзенского района с вопросом о том, какие меры будут приняты после приговора (напомним, суд направил в это учреждение представление о ненадлежащем контроле со стороны школы №23). Там ответили: «Меры были приняты еще в декабре: на сегодняшний день не работает директор школы, начальник управления образования и председатель комитета по образованию Мингорисполкома». Мы поинтересовались, какие меры будут приняты все-таки возле школ. Чиновники стали перечислять общие сведения: «Есть поручение на республиканском, городском и районном уровне по обеспечению безопасности детей возле учреждений образования. Все они обследованы, выработаны мероприятия». Нам пришлось напомнить, что и перед 1 сентября проводились такие же обследования, а потом произошла трагедия. Что будет предпринято именно возле СШ №23? «Вам ответили на вопрос... Извините, больше нет времени», — прозвучала типичная отговорка.
15:15. Адвокат водителя еще раз подчеркнул, что не согласен с приговором, так же как и его подзащитный. «Мы не согласны с приговором, — настойчиво заявил он. — Даже если учесть, что водитель нарушил ПДД [защита была выстроена на том, чтобы опровергнуть этот факт — прим. Onliner], наказание все равно суровое, учитывая обстоятельства».
15:10. Адвокат потерпевшей стороны после оглашения приговора к сказанным ранее словам добавила, что позиция матери и бабушки погибшего пока не определена, понадобится немало времени, возможно не один день, чтобы понять, удовлетворяет ли их решение суда. «Они также сопереживают водителю», — добавила официальный представитель. Свою личную позицию она отказалась озвучить.
15:00. Объявляется приговор. Обвиняемый признан виновным и приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Таким образом, суд принял сторону обвинения — именно о таком наказании просила гособвинитель. Приводим приговор дословно: «Именем Республики Беларусь. 15 февраля 2013 года Фрунзенским районным судом города Минска в присутствии представителей сторон рассмотрено в открытом судебном заседании уголовное дело об обвинении Водителя [здесь и далее таким образом заменены имя и фамилия обвиняемого — прим. Onliner] 1975 года рождения, имеющего высшее образование, работающего директором частного унитарного предприятия и заместителем директора второго ЧУП, имеющего двух несовершеннолетних детей 2008 и 2010 г. р. , судимости не имеющего, содержащегося под стражей с 7 декабря, в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 317 УК, признать Водителя виновным в нарушении ПДД, повлекшего по неосторожности смерть человека. И на основании указанной статьи назначить наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения на срок 4 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 5 лет. Срок отбытия наказания считать с 15 февраля 2013 года. Меру пресечения в виде заключения под стражу оставить прежней. Вещественное доказательство — Porsche Cayenne — оставить на штрафстоянке». С него будет взыскано 3 млн рублей в пользу потерпевшей стороны для возмещения расходов на юридические услуги.
Также судья отметила отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства школы №23. В администрацию Фрунзенского района направлено соответствующее представление, на которое должны ответить в срок. Каким будет решение чиновников, будет сообщено позже.
14:55. Открылись двери зала. Журналисты стали спорить с представителями охраны о возможности видеосъемки. Как и раньше, в фото- и видеофиксации отказано.
14:50. Перед дверями в зал, где будет вынесен приговор, собралось не меньше 25 человек — в основном это журналисты. Мать погибшего ребенка, как и раньше, не говорит, чего ждет от суда. Адвокат потерпевшей стороны призналась: ее позиция более мягкая, чем позиция бабушки. Возможно, поэтому на процессе слово предоставляли именно адвокату, а сами родственники воздерживались от высказываний.
14:40. К зданию суда подъехал адвокат обвиняемого. Отвечая на вопрос корреспондента Onliner, он заметил: «Мой подзащитный — грамотный человек. Он высказал строгую позицию: в случае признания его виновным (речь даже не идет о суровости наказания), он будет обжаловать приговор в вышестоящем суде».
14:30. Журналисты прибыли в суд Фрунзенского района задолго до начала оглашения приговора. Среди большого количества представителей СМИ не видно участников самого процесса: они еще не приехали. В коридорах здания суда слышны разговоры именно об этом деле: «Это сегодня скажут, сколько водителю дадут?» — «Да, в новостях говорили» — «Скорее всего, строго накажут...» Такую беседу удалось услышать перед дверью в кабинет судьи, занимающейся этим делом.
14:00. С чем связано наказание водителю Porsche, которое требует прокурор? Некоторые читатели немного растерялись в юридических терминах и стали путать колонию поселения с так называемой «химией». В пресс-службе Департамента исполнения наказания объяснили, что нужно четко различать условия, в которых оказываются осужденные. «Химией» называют исправительные учреждения открытого типа, то есть ограничение свободы. Отбывание наказания в исправительной колонии в условиях поселения (ИКП) более строгое, оно связано с лишением свободы. «Под Горками находится ИКП-16, — дополнили в департаменте. — Как правило, там отбывают наказание люди, совершившие преступления по неосторожности, в частности ДТП со смертельным исходом».
В Уголовно-исполнительном кодексе сказано: «Осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения содержатся без охраны, но под надзором; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах территории исправительной колонии-поселения; с разрешения администрации исправительной колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне исправительной колонии-поселения, но в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением. Осужденные проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений порядка и имеющим семьи может быть разрешено проживание со своими семьями в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности либо занимаемом ими по договору найма жилого помещения на территории исправительной колонии-поселения или за ее пределами. Эти осужденные обязаны являться для регистрации в исправительную колонию-поселение до четырех раз в месяц. Осужденные, проживающие в жилом помещении, принадлежащем им, обязаны в свободное от работы (учебы) время постоянно находиться дома или на придомовой территории. Нельзя отходить от жилища далее расстояния, определенного администрацией колонии, а с девятнадцати до шести часов – только в своем жилище. Если режим рабочего времени или расписание занятий осужденного не позволяют ему находиться в указанное время в своем жилище, администрацией исправительной колонии-поселения устанавливается иное время постоянного нахождения осужденного в своем жилище. Выход осужденного за пределы указанного расстояния для посещения организаций здравоохранения, связи, торговли, бытового обслуживания и других организаций допускается только в пределах населенного пункта до двух часов в день».
«Осужденным запрещается посещение мест проведения спортивных и иных зрелищных мероприятий, игорных заведений, — говорится в статье 122 УИК. — А также торговых объектов, где осуществляется распитие алкогольных напитков, жилища иных лиц. Им разрешается носить одежду, принятую в гражданском обиходе; иметь при себе деньги, а проживающие с семьями — и ценные вещи, ценные бумаги; расходовать деньги без ограничения; получать посылки, передачи, бандероли и мелкие пакеты без ограничения; иметь свидания без ограничения. Им запрещается приобретать, хранить и использовать предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота; алкогольные напитки; все виды огнестрельного и холодного оружия; автомототранспорт, моторные лодки. Труд осужденных регулируется законодательством Беларуси о труде. Осужденным разрешается обучаться заочно».